Общие технологические указания на сборку и сварку (в соответствии с ОСТ 5.9092).
1. Требования к квалификации рабочих.
1.1. К выполнению работ по сборке корпусных конструкций и корпусов судов допускаются сборщики, сдавшие экзамены на присвоение соответствующей квалификации согласно «Единого тарифно-квалификационного справочника».
2. Требования к деталям корпуса.
2.1. Детали корпуса, поступающие на сборку, должны быть обработаны, выправлены, замаркированы и приняты службой технического контроля согласно ОСТ 5.9091 и ЕССКД
2.2. Детали, поступающие на сборку, должны быть очищены от грязи, масла, ржавчины и не иметь на поверхности и кромках дефектов в виде трещин, забоин, вмятин, а также острых свободных кромок.
2.3. Кромки деталей корпуса должны быть обработаны в номинальный размер. Детали, поступающие на сборку с припуском, должны иметь соответствующую величину припуска.
2.4. Чистовые детали, поступающие на сборку, должны быть обработаны с учетом зазоров под сварку и величин ожидаемых укорочений от сварки.
3. Указания по выполнению технологических операций.
3.1. Судовая проверка, разметка и маркировка при изготовлении корпусных конструкций должны производится в соответствии с требованиями ОСТ 5.9324.
3.2. Тепловая резка и строжка должны применяться при подгонке деталей, узлов, для удаления припусков при контуровке секций и после причерчивания, для разделки кромок деталей под сварку, а также при строжке корня сварного шва, удаления прихваток и временных креплений и должны соответствовать ОСТ 5.9652 и ОСТ 5.9526.
3.3. Кромки деталей и прилегающие к ним поверхности, подлежащие сварке, а также места приварки временных креплений и сборочных приспособлений должны быть зачищены непосредственно перед сборкой от влаги, краски, масла, ржавчины и окалины до чистого металла в соответствии с ОСТ 5.9083.
3.4. Крепление деталей при сборке конструкций под сварку должно выполнятся при помощи прихваток (жесткое крепление) или эластичных креплений (гребенки, скобы, струбцины, талрепы, прижимы, грузы и др.)
3.4.1. При выполнении сборки деталей толщиной более 8 мм зазоры под сварку выдерживать с помощью технологических планок, толщина которых равна номинальному значению зазоров под сварку, ширина 20-30 мм.
3.4.2. Выполнение прихваток должно производиться электродами той же марки, что и сварка самих конструкций. При этом недопустимы поры, подрезы, прожоги, трещины и незаваренные кратеры.
3.4.3. Прихватки должны зачищаться от шлака, металлических брызг и проверяться внешним осмотром.
3.4.4. Гребенки при сборке следует устанавливать параллельно друг другу и под углом 45° к оси сварного шва со стороны, обратной выполнению первого прохода. Толщина гребенки должна быть в пределах 0,5S≤Ѕг≤Ѕ, где Ѕ – минимальная толщина стыкуемых кромок.
3.5. Сварка.
3.5.1. К выполнению сварочных работ при изготовлении судовых корпусных конструкций и корпусов надводных судов допускаются сварщики, аттестованные в соответствии с ОСТ 5.9126 и имеющие разряд по ЕТКО.
3.5.2. Технология сварки должна соответствовать требованиям ОСТ 5.9083.
3.5.3. Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под слоем флюса (сварочная проволока Св08А, Ø2-5 мм, флюс ОСЦ-45) должна выполняться «напроход». При длине соединения более 6 м допускается вести сварку от середины соединения к концам.
3.5.4. Ручная (электродами марки УОНИИ-13/45А, Ø4-5 мм) и полуавтоматическая дуговая сварка в углекислом газе (сварочная проволока Св08Г2С, Ø1-2 мм) должны выполняться симметрично от середины соединения к его краям.
3.5.5. Ручную и полуавтоматическую дуговую сварку в углекислом газе в случае симметричной разделки кромок следует начинать со стороны, труднодоступной для удаления корня шва.
3.6. Исправление дефектов.
3.6.1. Зазоры, превышающие допустимые, должны исправляться наплавкой, если отклонение зазоров от требуемых величин не превосходят меньшей толщины стыкуемых элементов, но не превышает при этом 10 мм.
3.6.2. Вопрос об исправлении конструкций, имеющих зазоры, превышающие указанные в п. 3.6.1. величины, должен решаться заводом-строителем и инспекцией Регистра РФ.
3.6.3. Исправление дефектов сварных соединений следует выполнять в соответствии с указаниями ОСТ 5.1078.
3.6.4. Деформации корпусных конструкций, превышающие допустимые величины, необходимо исправлять путем правки в соответствии с указаниями ОСТ 5.9621.
3.7. Окраска узлов и секций.
3.7.1. Поверхности узлов и секций, подлежащие грунтовке, окраске, должны быть отчищены от сварочных брызг, ржавчины, окалины, остатков флюса, масла и др. загрязнений в соответствии с указаниями ОСТ 5.9829.
3.7.2. До выполнения грунтовки и окраски должен быть выполнен контроль сварных соединений на непроницаемость и герметичность.
3.7.3. Поверхности конструкций корпуса должны быть загрунтованы и окрашены полностью за исключением районов монтажных кромок, где участки шириной 30-40 мм и участки на величину недоваренного набора следует оставлять не загрунтованными.
3.8. Кантование, транспортировка и установка на стапеле.
3.8.1. Кантование, транспортировка и установка на стапеле корпусных конструкций должны выполняться в соответствии со схемами. На схеме необходимо указать количество временных креплений (обухов, рымов) и места их приварки, определенные расчетным путем.
3.8.2. Приварку временных креплений для кантования и транспортировки корпусных конструкций должны выполнять аттестованные сварщики.
3.9. Проверка и контроль качества.
3.9.1. Контроль качества кромок свариваемых деталей, сборки под сварку, а также сварных швов внешним осмотром и измерением должен соответствовать ОСТ 5.9170.
3.9.2. Порядок и правила контроля сварных соединений, а также требования к качеству швов судовых корпусных конструкций должен определяться согласно ОСТ 5.1093-ВД и Правилам Регистра РФ.