Изучение объема и устойчивости внимания при помощи простой шифровки
Задачей исследования является изучение объема и устойчивости внимания. Каждому испытуемому выдается бланк. Сверху бланка имеется образец выполнения задания. Под каждой цифрой на бланке необходимо поставить тот значок, который имеется в образце. Ребенку дается инструкция "Внимательно посмотри на образец и под каждой цифрой проставь тот же значок, что и на образце".
Задается время работы по минутам, определяется число ошибок, отмечается поведение ребенка во время работы (как часто ребенок прибегает к образцу, как реагирует на свои ошибки, если они имеются и если он их замечает).
Пример | образца: | |||||||
^ | V | ─ | X | = | < | O | > | ] |
Пример бланка:
б | ||||||||||||||||||||
2.5. Изучение объема и устойчивости внимания при помощи шифровки (детский вариант)
Задание аналогично предыдущему, но испытуемому выдают бланк с изображением различных контурных предметов (см. рисунок 3).
Рис.3. Образец бланка для работы по методике "Детского варианта шифровки".
2.6. Метод корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова)
Для исследования умственной работоспособности в настоящее время широко используется метод корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы.
Обследуемый после соответствующей инструкции должен, просматривая каждую строчку таблицы слева направо, вычеркивать обусловленные заданием определенные буквы, отмечая по команде экспериментатора конец каждой минуты вертикальной чертой в том месте строки, которую он просматривал в данный момент.
Задание выполняется в быстром темпе на протяжении 5 мин. При проверке качества выполнения задания, осуществляемого по трафарету, учитывается общее количество просмотренных букв и общее количество ошибок.
С помощью формул могут быть рассчитаны следующие показатели:
1) коэффициент точности выполнения задания (А):
А = М / N (в усл. ед.),
где М - количество вычеркнутых букв; N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;
2) коэффициент умственной продуктивности (Р):
Р = A S (в усл. ед.),
где S - общее количество просмотренных знаков.
Оценка результатов может проводиться по показателю интенсивности внимания (ИВ), который представляет собой выраженное в процентах отношение количества просмотренных букв (КБ) к их общему числу (КИ):
ИВ = (КБ / КИ )Х100
Можно также вычислить показатель внимания (ПВ), использовав формулу:
ПВ = КЗ / (КО + 1)
где КЗ - количество знаков, просмотренных за 1 мин; КО — количество ошибок.
Количество ошибок, допущенных при просмотре таблицы, может быть выражено в процентах от общего количества просмотренных букв.
При проведении корректурной пробы быстрота обработки таблицы при 5-минутной продолжительности задания может быть оценена в баллах:
Более 1000 знаков за 5 мин – отлично
800 – 1000 - хорошо
700 – 800 - удовлетворительно
Менее 700 - плохо
Количество допущенных ошибок за этот же период работы оценивается следующим образом:
2 ошибки и менее - отлично
3-5 ошибок - хорошо
6-10 ошибок - удовлетворительно
11 и более - плохо
Таблица Анфимова
2.7. Метод исследования объема и скорости переработки зрительной информации (по таблицам с кольцами Ландольта)
Для суждения о скорости переноса информации в зрительном анализаторенередко используется корректурная проба с таблицами колец Ландольта (Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., 1990)
Эти таблицы содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Каждый из восьми разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23).
Испытуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из разрывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вычеркнутых заданных знаков, количество ошибок.
При обработке таблиц рассчитывают
1) объем зрительной информации (Q):
Q = 0,5936 N,
где Q - объем зрительной информации, бит; 0, 5936 - средний объем информации, приходящийся на один знак; N- количество просмотренных знаков.
2) скорость переработки информации или пропускную способность зрительного анализатора (S) в битах/сек по формуле:
S = (0,5936 N - 2,807 n) : Т,
где N — общее число подсчитанных колец; 2,807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак;
n-число допущенных ошибок (пропущенных колец); Т - время, затраченное на просмотр таблицы.
Таблица
Средние показатели концентрации внимания (А и Р),
объема зрительной информации (Q) и скорости ее переработки
(S) у школьников разного возраста.
Возраст (годы) | А (усл.ед.) | Р (усл.ед.) | Q (биты) | S (бит/сек) |
7-8 | 0,71 | 0,74 | ||
9-10 | 0,80 | 0,83 | ||
11-12 | 0,85 | 1,02 | ||
13-14 | 0,87 | 1,11 |
Таблица
С кольцами Ландольта
2.8. Метод исследования устойчивости внимания. Корректурная проба (детский вариант)
Задачей исследования является определение устойчивости внимания в условиях длительной и однообразной работы с преобладающей ориентировкой на скорость или точность выполнения. Удается выявить особенности работоспособности (врабатываемость, упражняемость, утомляемостьи т.д.), проследить за динамикой внимания как процесса.
Оборудование: секундомер, бланк с геометрическими фигурами, состоящий из 18 строк по 12 фигур в каждой (см. рисунок 4).
Рис.4. Бланк для исследования устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (детский вариант)
Испытуемому с учетом возраста предлагают в течение 5-10 мин. вычеркивать заданные экспериментатором фигуры в зависимости от целей исследования. Каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый должен проставить вертикальную черточку в том месте, где он работает в момент подачи сигнала.
При обработке материала учитывают число просмотренных в минуту знаков, количество и характер допущенных ошибок — пропуск или ошибочное вычеркивание знака.
Фиксируют также и эмоциональное состояние испытуемого: как была принята инструкция ( с интересом, безразлично, с нежеланием работать), как протекала работа (проявлял ли испытуемый спешку), на что именно, скорость или точность, была направлена его деятельность.
Необходимо также записать, отвлекался ли испытуемый на посторонние раздражители, если да, то легко ли после этого вновь включался в работу, и т.д.
Числовую обработку результатов проводят по формуле:
Q =S2 / (m1 + m2),
где Q— показатель устойчивости; S — число просмотренных строк; m1 — число ошибок в виде пропусков символа, m2 — число ошибочно вычеркнутых символов.
В 1 мин ребенок шести лет просматривает 18-30 знаков.
2.9. Методика "расстановки чисел"
Для исследования распределяемостивнимания используется методика "расстановки чисел". Испытуемому дается бланк, в верхней части которого в клетках имеется набор цифр, расположенных в случайном порядке, а в нижней — свободные клетки.
Задача заключается в заполнении свободных клеток слева направо числами, которые написаны в верхних клетках. Цифры пишутся в возрастающем порядке в течение 2 мин. Проверка ведется с помощью заранее составленного бланка-ключа. Подсчитывается количество проставленных в свободных клетках чисел и количество ошибок. Вычисляется частота ошибочных ответов из отношения количества ошибок к общему числу проставленных чисел.
2.10. Разновидность детского варианта корректурной пробы
Испытуемому предлагают в течение 5-10 мин. дорисовывать внутри каждой заданной экспериментатором фигуры определенный значок: + , —,=,*,! или другие.
Каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый должен проставить вертикальную черточку в том месте, где он работает в момент подачи сигнала.
При обработке материала учитывают число просмотренных в минуту знаков, количество и характер допущенных ошибок — пропуск или ошибочное вычеркивание знака.
Бланк испытания может выглядеть следующим образом:
Рис.5.Бланк для разновидности детского варианта корректурной пробы.
Результаты обработки могут быть оформлены в виде таблицы.
Количество просмотренных строк | Количество пропусков | Количество ошибок |
2.11. Методика "красно - черная таблица"
Отыскивание чисел с переключением применяется для суждения, о переключаемостивнимания. На специальном бланке из 49 клеток в случайном порядке отпечатаны в два цвета (черный и красный) числа от 1 до 25. Возле каждого числа имеется какая - либо буква. Обследованный должен поочередно отыскивать красные и черные числа с их буквенными обозначениями, чтобы черные шли в возрастающем, а красные - в убывающем порядке, и в нижней части бланка записывать только буквы, соответствующие этим числам.
Проверка задания производится по заранее составленному ключу. Оценивается количество правильно воспроизведенных пар букв.
Стимульный материал
8-к | 24-у | 13-м | 7-ф | 22-6 | 12-н | 5-б |
8-х | 14-ф | 14-р | 17-ш | 15-д | 6-г | 3-е |
19-х | 3-к | 18-ч | 23-к | 16-р | 18-х | 17-р |
21-р | 13-а | 1-р | 22-ш | 11-р | 23-г | 20-д |
5-м | 10-е | 4-ф | 25-р | 21-ц | 2-r | 19-ж |
12-ж | 6-б | 16-у | 20-м | 4-c | 10-б | 9-а |
2-н | 7-н | 11-л | 15-у | 9-к | 24-и | 1-в |
Инструкция: "Вам будет предложена таблица с числами на красном и черном фоне. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем, красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем - от 1 до 24. Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы - 5 мин".
Например: красная цифра 25, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее, красная цифра 24, пишем букву И, черная 2, пишем букву Н. Таким образом, на листе ответов получается ряд букв:
р | в | и | н | … | … | … |
2.12. Методика исследования подвижности нервных процессов с помощью "Теппинг - теста" (Е. П. Ильин)
Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти.
Для проведения теппинг - теста используется электромагнитный счетчик импульсов, телеграфный ключ и источник питания, включенные в цепь последовательно.
По команде экспериментатора испытуемый в течение 30 с старается удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 с, и по шести получаемым результатам строится кривая работоспособности данного испытуемого.
При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользоваться графическим способом регистрации темпа движений.
Для этого лист бумаги делят на шесть квадратов. Испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (5 с) как можно больше точек. Переходить от одного квадрата на другой следует всегда в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая работы.
1 ---→---- | ------→-----2 | ----- → ---- 3 |
6----←-------- | -----←------5 | --------- ←------ 4 |
Стабильность количества точек или их прогрессивное увеличение показатели хорошего функционального состояния нервной системы. Напротив, уменьшение числа точек от квадрата к квадрату свидетельствует о слабой подвижности нервных процессов.
Однако при таком способе трудно добиться идентичных условий для всех испытуемых. Мешают потери времени при переходе из квадрата в квадрат, тогда как в первом квадрате работа выполняется без такого переноса. Е. П. Ильин рекомендует поэтому ставить карандаш перед началом работы не в первом квадрате, а перед ним.