Информационные технологии и базы данных
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БАЗЫ ДАННЫХ
Задания по выполнению контрольной работы
для студентов очной формы обучения
экономического факультета
КОСТРОМА 2013 г
УДК 311.01:631.1(076.5)
ББК
Составители: сотрудники кафедры экономической кибернетики, ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА к.т.н, доцент М.А. Козлова, к.э.н., доцент Л.В. Климкина, ассистент О.В.Сосова, сотрудник кафедры экономики к.э.н.
Рецензент:
Рекомендовано к изданию
методической комиссией экономического факультета,
протокол №от2013 года.
С 33 | Информационные технологии и базы данных:Задания по выполнению контрольной работы для студентов экономического факультета заочной формы обучения/ сост. М.А. Козлова, Л.В. Климкина, О.В. Сосова— Кострома: КГСХА, 2013. — 38 с. |
В данной работе приведены задания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Информационные технологии и базы данных». Для организации индивидуальной работы разработано 10 вариантов заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения экономического факультета по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») по профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», 080200 «Менеджмент» по профилю «Управление малым бизнесом». |
УДК 311.01:631.1(076.5)
ББК
Ó ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2013 | |
ÓМ.А.Козлова, Л.В. Климкина, О.В. Сосова составление, 2013 | |
Ó Оформление, РИО КГСХА, 2013 |
Оглавление
Введение. 3
ЗАДАНИЕ К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. 3
ВЫБОР ВАРИАНТА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.. 3
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 3
список Рекомендуемых источников.. 3
Введение
Современные информационные технологии - это методы и средства для сбора, хранения, обработки и получения информации на основе современных средств вычислительной техники.
Настоящие указания предназначены для организации выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения экономического факультета по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») по профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», а также по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» по профилю «Управление малым бизнесом».
Программа дисциплины предусматривает следующие виды и объемы учебной нагрузки для студентов факультета заочного обучения: лекций – 4-8 часов; практические занятия – 8-10 часов, самостоятельная работа – 124-128 часов, форма контроля – экзамен. В соответствии с рабочей программой дисциплины студенты должны выполнить контрольную работу.
Контрольная работа является одним из основных этапов самостоятельной работы студентов. Цель выполнения контрольной работы - закрепление и углубление знаний по информационным технологиям и базам данных: приобретение навыков в проектировании инфологической, даталогической и физической моделей базы данных предметной области, исследование возможностей СУБД Access в разработке и создании автоматизированной системы управления базой данных. Основной задачей расчетно-графической работы является разработка информационно-логической модели предметной области, логической модели базы данных и реляционных таблиц в среде СУБД MS Acces.
Предлагаемые методические рекомендации, содержат 10 вариантов индивидуальные задания для расчетно-графической работы. Номер варианта выбирается студентом в зависимости от последней цифры номера зачетной книжки.
При выполнении контрольной работ студент должен уметь использовать накопленный им запас знаний при решении конкретных задач. Успешное выполнение работы способствует систематизации теоретических знаний и закреплению практических навыков самостоятельной работы на персональном компьютере.
ЗАДАНИЕ К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Спроектировать и реализовать в СУБД Access базу данных, описывающую предметную область в соответствии с вариантом задания.
Работа с базой данной делится на несколько этапов:
1. Предпроектное обследование предметной области;
2. Проектирование реляционной модели предметной области;
3. Создание физической модели базы данных (в MS Access).
На этапе предпроектного исследования необходимо изучить предметную область:
§ определить входную и выходную информацию;
§ изучить задачи автоматизации;
§ определить объекты предметной области и связи между ними.
Результатом предпроектного исследования является семантическая модель предметной области.
На этапе проектирования закладываются основы будущей базы данных. Проектирование проводится на бумаге и требует очень тщательного подхода, так как именно здесь разрабатывается логическая структура базы данных. Этап проектирования состоит из следующих действий:
§ выявляются основные информационные объекты (сущности);
§ для каждого объекта выделяются свойства (атрибуты) информационных объектов (сущностей), определяются типы данных каждого атрибута;
§ поиск атрибутов объекта однозначно определяющих запись;
§ определяются функциональные зависимости между объектами и проводится нормализация данных.
Результатом этапа проектирования является реляционная модель БД.
Этап реализации выполняется на компьютере в следующем порядке:
§ составить структуры таблиц в MS Access в соответствии с разработанной реляционной моделью БД;
§ для каждой таблицы определить первичные и внешние ключи;
§ создать схему данных обеспечивающую целостность информации;
§ разработать запросы для отбора данных, отчеты для печати, экранные формы для работы с данными;
§ разработать пользовательский интерфейс отвечающий требованиям предметной области.
Результатом этапа реализации является созданная в MS Access БД, находящаяся в рабочем состоянии. База данных должна иметь достаточный объем информации (не мене 50 записей в рабочей таблице), обеспечивающей работоспособность всех форм, запросов и отчетов.
ВЫБОР ВАРИАНТА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки.
Вариант 0
Постановка задачи
Спроектировать базу данных АТЕЛЬЕ, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работников ателье.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить сведения о заказах, собранных на основе входного документа (рисунок 1), осуществлять формирование платежных документов, производить анализ данных о сроках выполнения заказов, о предоставляемых услугах в соответствии с выходной информацией представленной на рисунках 2-5. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 6.
Заказ №_________ Дата поступлении __________________ Дата выдачи __________________ Заказчик_______________________________________________________ ФИО
|
Рисунок 1 – внешний вид заказа
Анализ сроков исполнения заказа
|
Рисунок 2 – внешний вид отчета по анализу сроков исполнения заказов
Прайс-лист услуг ателье Дата__________
*Наценка за срочное выполнение заказа (до 2-х дней) – 10% от стоимости заказа |
Рисунок 3 – внешний вид Прайс-листа
Счет
Заказ №_________
Срок исполнения заказа (дней)______________________________________
№ п/п | Вид услуги | Расценка | Количество | Стоимость |
Наценка за срочность__________________
Рисунок 4 – внешний вид заказа счета
Отчет по видам услуг
|
Рисунок 5 – внешний вид отчета по видам услуг
Рисунок 6 – схема пользовательского интерфейса
Вариант 1
Постановка задачи
Спроектировать базу данных КНИЖНЫЙ МАГАЗИН, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога продавцов магазина.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить информацию о книгах магазина, собранных на основе входного документа (рисунок 7), осуществлять формирование товарного чека, список продавцов магазина, производить анализ данных по количеству проданных книг в разрезе продавцов, по стоимости проданных книг, по количеству проданных книг на определенную дату, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 8-11. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 12.
Ограничения задачи
В книжном магазине по одному товарному чеку продается множество книг. Номер товарного чека уникален. При покупке на сумму свыше 2000 рублей предоставляется скидка в размере 5 % от общей суммы чека.
ТОВАРНЫЙ ЧЕК № _______ «____»_______________201 _ г. ИП _________________________________________________________________ ИНН ________________________________________________________________ Табельный номер _____________________________________________________
Продавец _______________________________ Подпись_______________ (фамилия, инициалы) |
Рисунок 7 – внешний вид товарного чека
Отчет продаж по продавцам
№ п/п | Код книги | Наименование книги | Количество, шт. |
Продавец | |||
… | … | … | … |
Итого по продавцу | |||
Продавец | |||
… | … | … | … |
Итого по продавцу | |||
Всего |
Рисунок 8 – внешний вид отчета продаж по продавцам
Отчет по продажам
|
Рисунок 9 – внешний вид товарного отчета по продажам
Список продавцов книжного магазина
|
Рисунок 10 – внешний вид товарного отчета по продажам
Отчет продаж на дату _____________________
|
Рисунок 11 – внешний вид отчета по продажам на дату
Рисунок 12 – схема пользовательского интерфейса
Вариант 2
Постановка задачи
Спроектировать базу данных ЖЭК, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работников ЖЭК.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить сведения о выставленных счетах за коммунальные услуги, собранных на основе входного документа (рисунок 13), осуществлять формирование сводного отчет по лицевому счету, производить анализ данных по объему предоставляемых услуг и по оплате этих услуг по месяцам, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 14-17. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 18.
Ограничения задачи
ЖЭК производит начисления за коммунальные услуги. Тарифы установленные на них не меняются. Номер счета-квитанции в течение года не повторяется. Квартиросъемщики должны оплачивать услуги до 15 числа каждого месяца. За несвоевременную оплату взимается пеня в размере 0,1 % общей суммы, подлежащей оплате за месяц.
|
Рисунок 13 – внешний вид счета-квитанции
Тариф на оказание услуг
Код услуги | Вид услуги | Единица измерения | Цена, руб. |
Если оплата произведена позже 15 числа каждого месяца начисляются пени в размере 0,1 % от общей суммы оплаты.
Рисунок 16 – внешний вид отчета по объему предоставляемых услуг
Отчет об оплате услуг по месяцам
|
Рисунок 17 – внешний вид отчета по объему предоставляемых услуг
Рисунок 18 – схема пользовательского интерфейса
Вариант 3
Постановка задачи
Спроектировать базу данных ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работников почты.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить информацию о различных изданиях (газеты, журналы) почты, собранных на основе входного документа (рисунок 19), осуществлять формирование доставочной карточки получателя, прейскуранта периодических изданий, производить анализ данных по общей стоимости, проведенной за год подписки, по конкретному подписчику, по почтовому отделению в разрезе периодических изданий, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 20-24. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 25.
Ограничения задачи
Отделение почты осуществляет подписку на различные издания (газеты, журналы) от одного до двенадцати месяцев. При подписке на 12 месяцев предоставляется скидка в размере 10% от суммы оплаты. Каждая подписка осуществляется одним получателем.
Федеральное государственное унитарное предприятие «ПОЧТА РОССИИ» | ||||||||||||||||||
Бланк заказа периодического издания | ||||||||||||||||||
АБОНЕМЕНТ ____ | на | газету | ||||||||||||||||
журнал | ||||||||||||||||||
(индекс издания) | ||||||||||||||||||
(наименование издания) | Количество | |||||||||||||||||
Подписка на: | ||||||||||||||||||
Куда | ||||||||||||||||||
(почтовый индекс) | (адрес) | |||||||||||||||||
Кому | ||||||||||||||||||
(фамилия, инициалы) | ||||||||||||||||||
Рисунок 19 – внешний вид бланка заказа периодического издания
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА | |||||||||||||
(индекс издания) | |||||||||||||
На | Газету | ||||||||||||
журнал | |||||||||||||
(наименование издания) | |||||||||||||
Стоимость подписки |
| ||||||||||||
| |||||||||||||
Рисунок 20 – внешний вид доставочной карточки
Вариант 4
Постановка задачи
Спроектировать базу данных АБОНЕМЕНТ БИБЛИОТЕКИ, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работников библиотеки.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить сведения о выданных, возвращенных и поступивших книгах, собранных на основе входных документов (рисунок 26-28), осуществлять формирование карточки читателя, производить анализ данных о библиотечном фонде, о выдаче книг по факультетам, о должниках библиотечного фонда, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 29-32. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 33.
Ограничения задачи
Каждый вид книги, хранящийся в библиотеке ограничен. На одно требование дается одна книга. У книги один автор. Студент не может взять одну книгу два раза. Должниками считаются студенты, которые превысили срок пользования книги более чем на 30 дней.
Требование на выдачу книги | |||
Код книги | |||
Автор книги | |||
№ читательского билета | |||
ФИО студента | |||
Абонентский зал | |||
№1 | №3 | ||
№2 | №4 | ||
Группа | |||
Дата выдачи | |||
Рисунок 26 – внешний вид требования на выдачу книг
Учетная карточка возврата книги | ||
Код книги | ||
Автор книги | ||
№ читательского билета | ||
ФИО студента | ||
Дата возврата | ||
Рисунок 27 – внешний вид учетной карточки возврата книги
Поступление новых книг | ||
Код книги | ||
Автор книги | ||
Наименование книги | ||
Год издания книги | ||
Количество (шт.) | ||
Рисунок 28 – внешний вид бланка поступления новых книг
Карточка читателя* № читательского билета ______________________________________ ФИО ____________________________________________________ Факультет _________________________________________________ Группа ___________________________________________________
* - информация о книгах, которые в настоящий момент находятся «на руках» у читателя |
Рисунок 29 – внешний вид карточки читателя
Анализ библиотечного фонда
Дата ______________
Код книги | Автор книги | Наименование книги | Наличие книг, шт. |
Рисунок 30 – внешний вид анализа библиотечного фонда
Анализ выдачи книг по факультетам
|
Рисунок 31 – внешний вид анализа выдачи книг по факультетам
Вариант 5 Постановка задачи Спроектировать базу данных ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работников бухгалтерии. Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже. Описание предметной области База данных должна хранить сведения об основных средствах предприятия, собранных на основе входного документа (рисунок 34), осуществлять начисление амортизации, производить анализ балансовой стоимости основных средств по материально-ответственным лицам, данных по нормам амортизации в разрезе групп основных средств, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 35 -38. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 39. Ограничения задачи На предприятии ведется учет основных средств и начислении амортизации. Норма амортизации зависит от группы основных средств и проставляется произвольно. Сумма амортизации рассчитывается ежегодно (Балансовая стоимость*Норма амортизации). Входная информация
Рисунок 34 – внешний вид поступления основных средств Отчет Материально-ответственное лицо _________________________________
|
Рисунок 35 – внешний вид поступления основных средств
Ведомость материально- ответственных лиц
|
Рисунок 36 – внешний вид поступления основных средств
Группы основных средств
|
Рисунок 37 – внешний вид поступления основных средств
Начисление амортизации
|
Рисунок 38 – внешний вид поступления основных средств
Рисунок 39 – схема пользовательского интерфейса
Вариант 6
Постановка задачи
Спроектировать базу данных ПОЛИКЛИНИКА, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работника регистратуры поликлиники.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить сведения о сотрудниках и о пациентах поликлиники, собранных на основе входных документов (рисунок 40, 41), производить анализ данных о выручке от оказанных медицинских услуг каждым врачом и в целом по поликлинике за месяц, формировать справки и прейскурант на оказание стоматологических услуг, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 42-45. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 46.
Ограничения задачи
Поликлиника оказывает различные стоматологические услуги. Стоимость визита к врачу зависит от категории врача (1-я, 2-я, 3-я, высшая) и цели посещения: консультация, обследование, лечение и др.
ДОГОВОР № _____ на оказание платных медицинских и немедицинских услуг г. Кострома «____» ___________ 20___ г. Областная стоматологическая поликлиника, ул. Неизвестная, 1, в лице главного врача Макаровой Ю.А., действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», и _________________________________________________, именуемый в (ФИО заказчика - физического лица ) дальнейшем «Заказчик», заключили настоящий договор о нижеследующем: Предмет договора Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать медицинские услуги, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги. Адреса, реквизиты, подписи сторон
|
Рисунок 40 – внешний вид договора
Наряд № ____________ к договору № ___________ Дата______________ ФИО пациента __________________________________________________
*- наценка зависит от категории лечащего врача. Наценка за категорию = Общая стоимость * % наценки Высшая категория – 10%, 1 категория – 5%, 2 категория– 3%, без категории -0 % |
Рисунок 41 – внешний вид наряда к договору
Справка о стоимости оказанных услуг Областная стоматологическая поликлиника, 620143, г. Кострома, ул. Неизвестная, 1 Выдана _____________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество, дата рождения) адрес: _____________________________________________________________ (проспект, улица, переулок и др.) Согласно договору № _________________ от "___" ____________ ________ Оказаны стоматологические услуги на сумму ___________________________ Текущая дата Гл.врач ____________________/ __________________ |
Рисунок 42 – внешний вид справки
Вариант 7
Постановка задачи
Спроектировать базу данных УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога работника деканата.
Описание предметной области, включающее ограничения задачи, формы входных, выходных документов и пользовательского интерфейса представлены ниже.
Описание предметной области
База данных должна хранить сведения о студентах ВУЗа, собранных на основе входного документа (рисунок 47), формировать учебную карточку студента, производить анализ данных об успеваемости студентов в группе, среднем балле студента, среднем балле в группе, среднем балле по предмету, в соответствии с выходной информацией, представленной на рисунках 48 -52. Пользовательский интерфейс организовать с учетом схемы, представленной на рисунке 53.
Ограничения задачи
Студент учится только на одном курсе (база ведет учет успеваемости за 1 год) и может сдать любой предмет. Номер экзаменационной ведомости уникален. Преподаватель ведет только один предмет. Один и тот же предмет нельзя сдавать более одного раза в день.
Экзаменационная ведомость № ___________
|
Рисунок 47 – внешний вид экзаменационной ведомости
Учебная карточка студента
Выполнение учебного плана
|
Рисунок 48 – внешний вид учебной карточки студента
Отчет об успеваемости по группе________________
|
Рисунок 49 – внешний вид отчета об успеваемости по группе
Средний балл по группе
Группа | Средний балл |
Рисунок 50 – внешний вид средний балл по группе
Успеваемость по предметам
|
Рисунок 51 – внешний вид группировки по предметам
Средний балл по студенту
|
Рисунок 52 – внешний вид среднего балла по студенту
Рисунок 53 – схема пользовательского интерфейса
Вариант 8
Постановка задачи
Спроектировать базу данных ТУРАГЕНСТВО, построить программу средствами СУБД Access, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога менеджеро<