Информационные технологии и проблемы комплексной автоматизации предприятий связи
Информационная технология определяется как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Совокупность методов и производственных процессов определяют методы, приемы, принципы и мероприятия, которые регламентируют проектирование и использование программно-технологических средств, для обработки данных. В зависимости от конкретных прикладных задач, которые требуется решить, можно применять различные методы обработки данных, различные технические средства.
Информационные технологии в настоящее время являются ключевым фактором повышения эффективности управления, что особенно важно для Российской экономики. Первыми шагами в области внедрения информационных технологий в управление организациями стала автоматизация отдельных рабочих мест, при этом автоматизация касалась, прежде всего, различных вычислительных операций (электронные таблицы) и подготовки документов (текстовые редакторы). Дальнейшее развитие информационных технологий на предприятиях происходило в направлении интеграции различных систем, охватывающих отдельные участки производственных процессов. В последнее десятилетие многие организации выводят на первый план оптимальную организацию бизнес-процессов.
Проблемы паспортизации, эксплуатации и планирования развития коммуникационных сетей не могут быть решены без учёта анализа размещения линейных сооружений телекоммуникационной сети на территории. Данная информация должна быть естественным путем связана с решением задач анализа возможности использования и расширения существующих сетей, выполнении нормативных требований по пересечению и сближению различных видов коммуникаций, анализа режимов работы сетей, включая аварийные ситуации, вопросы обслуживания абонентов.
Службы предприятия связи
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Рис.
На стыках различных отделов и служб предприятий стали появляться новые задачи, требующие визуализации как размещенных на городской территории схем сетей, так и происходящих в них процессов.
Комплексная модель и декомпозиции задач информационного обеспечения предприятия, эксплуатирующего инженерные сети изображена на рис.2.
Многие операторы связи ставят задачу автоматизации технологических процессов, происходящих в службах предприятия. Рост числа абонентов и расширение номенклатуры предоставляемых услуг с одной стороны, расширение объема технической базы, как в количественных характеристиках, так и по номенклатуре новых более совершенных телекоммуникационных устройств часто приводит к тому, что используемые автоматизированные системы перестают справляться с решением своих задач. Наиболее распространенный подход к решению задачи автоматизации, встречающийся на предприятиях, состоит в том, что, каждая из служб ведет решение своих информационных задач в определенной структуре, основанной на построении реляционной базы данных, а проблемы поддержания актуальности и целостности решаются достаточно сложными, подчас фактически «ручными» методами сопоставления информации на определенный момент времени.
Примером такой автоматизации информационного обеспечения может служить использование различных программных средств для:
· технического отдела (автоматизация технического учета, в настоящее время все чаще встречается использование информационно-графической (ИГС) или геоинформационной (ГИС) системы);
· абонентского отдела (автоматизация приема заявок и формирования нарядов);
· расчётного центра (автоматизация расчётов с абонентами по услугам);
· справочной службы;
· диспетчерской службы (автоматизация приема заявок о повреждениях и учет выполнения заявок).
Таким образом, ввод информации об абонентах может дублироваться в каждой из этих служб в разные базы данных до пяти раз. При передаче данных через импорт/ экспорт файлов производится ручная коррекция данных. Наиболее проблемной частью является адресная информация. Так как большинство систем позволяет операторам вводить неконтролируемые текстовые данные адреса (ул. Карла Маркса, улица К.Маркса улица Маркса и тп) это приводит к необходимости согласовывать эти данные в разных системах и очень затрудняет получение достоверных справочных данных и сводных отчетов.
Одной из проблем также является требование комплексной автоматизации абонентского, технического отдела, эксплуатационной службы, диспетчерской службы, расчётного центра. Так как данные этих служб находятся в постоянном взаимодействии, и их изменение в одной службе влечет выполнение соответствующих действий в другой службе. Например, прием заявки от абонента –> анализ возможности установки; прием заявки о повреждении –> анализ данных о состоянии абонента и линейных данных; ремонт оборудования сети –> формирование списка на отключение для диспетчерской службы и перерасчёта абонентской оплаты и т п..
В связи с этим возникает задача организации работы служб предприятия в единой базе данных с возможностью регламентированного доступа по вводу собственных данных и получению информации, внесенной другой службой, а также формирования различных документов и отчетов.
Телефонные сети относятся к инженерным сооружениям с пространственно-распределенной структурой взаимосвязанных объектов размещенных в едином территориальном пространстве. В связи с этим одним из основных вопросов разработки информационной технологии является описание структуры сети и взаимосвязанных с ней данных на плане территории. А также разработка функционального обеспечения для решения технологических задач предприятия.