Рынок информационных систем и тенденции его развития
Развитие рынка компьютерных систем, способных обеспечить эффективное управление организацией, связано с системами двух классов:
Ú системы, ориентированные на автоматизацию отдельных функций управления;
Ú интегрированные системы управления.
На рынке представлены как российские, так и западные системы различного назначения. Если говорить о реальном секторе экономики, то для него на рынке имеются системы двух классов:
Ú финансово-управленческие системы;
Ú производственные системы.
Финансово-управленческие системы:
Ú локальные;
Ú малые интегрированные.
Назначение: ведение учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.), управление финансовыми потоками.
Свойства систем:
Ú универсальность;
Ú небольшой цикл внедрения;
Ú гибкость а адаптации к нуждам конкретного предприятия;
Ú использование простых средств разработки
Ú плохая работа на сложных конфигурациях сети и при увеличении объемов обрабатываемых данных.
Производственные системы:
Ú средние;
Ú крупные интегрированные.
Назначение: управление и планирование производственного процесса. Учетные функции глубоко проработаны и выполняют вспомогательную роль.
Свойства систем:
Ú более сложны в установке (цикл внедрения может занять от 6-9 месяцев до 1-2 года и более);
Ú часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства;
Ú различны для разных типов организации производственного процесса (циклическое повторное производство, производство на заказ и т.п.);
Ú специализация отражается в наборе функций системы;
Ú наличие встроенных бизнес-моделей производства;
Ú производственные системы по многим параметрам значительно более жесткие, чем финансово-управленческие;
Ú основными механизмами управления являются планирование и оптимальное управление производственным процессом;
Ú охватывают планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и многие другие аспекты;
Ú при увеличении сложности и широты охвата функций предприятия системой возрастают требования к технической инфраструктуре и компьютерной платформе;
Ú разработаны с помощью промышленных баз данных;
Ú в большинстве случаев используется технология "клиент-сервер".
Задание 1
Предоставить отчет в виде реферата, где описать информационные системы, широко используемые на российском рынке (в отчет включить следующие разделы: назначение, возможности, принципы работы). Отчет должен быть набран в Microsoft Word, шрифт – Times New Roman, кегль - 14, поля – 1,5 см, интервал - одинарный. Объем не менее 5 страниц.
Темы:
1. Альт-Финансы
2. Альт-Прогноз
3. Альт-Инвест, Альт-Инвест-Прим, Альт-Инвест-Сумм
4. 1С: Предприятие
5. Галактика
6. Project Expert.
7. Audit Expert.
8. Forecast Expert.
9. Marketing Expert.
0. Microsoft Project.
Задание 2
Разработать и построить свою собственную информационную систему, которая позволит автоматизировать расчеты в ходе выполнения анализа финансового состояния предприятия. Данная система должна представлять комплекс взаимосвязанных таблиц. С помощью разработанной системы на основании стандартных форм бухгалтерской отчетности – Баланса (Форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (Форма №2) должна формироваться полная картина финансового состояния предприятия. Перед работой необходимо провести некоторую подготовку:
1. найти Баланс и Отчет о прибылях и убытках для конкретного предприятия как минимум на 4 периода;
2. найти методики расчета показателей и коэффициентов используемых для анализа финансового состояния предприятия.
Далее в Microsoft Excel:
1. на первом листе занести форму и данные Баланса при этом автоматизировать все расчеты (например, итоги), лист1 переименовать в баланс;
2. на втором листе занести форму и данные Отчета о прибылях и убытках при этом автоматизировать расчеты, лист2 переименовать в отчет;
3. на третьем листе провести анализ прибыльности предприятия, лист3 переименовать в прибыльность;
4. на четвертом листе провести анализ ликвидности предприятия, лист4 переименовать в ликвидность;
5. на пятом листе провести анализ финансовой устойчивости предприятия, лист5 переименовать в устойчивость;
6. на шестом листе провести анализ рентабельности предприятия, лист6 переименовать в рентабельность;
7. на седьмом листе показать динамику изменения выборочных показателей на графике.
Выполняя пункты 3-6 необходимо делать ссылки на лист баланс и отчет.
ГЛАВА 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
Информационные системы представляют собой развивающуюся отрасль автоматизации процессов ввода, передачи, обработки и представления информации. Появление ИС и их эволюция обусловлены объективной закономерностью развития информационных процессов в природе и обществе.
С появлением возможности передачи информации по проводным линиям с помощью электричества начался новый этап развития ИС – возникли телеграф, а в последствии телефон. Следующий этап связан с появлением беспроводной связи и таких средств передачи информации, как радио, телевидение. При этом резко возросли объемы передаваемой информации, увеличились скорости передачи, расстояния и количество направлений связи. Затем были созданы системы передачи дискретных данных, получившие широкое распространение в различных отраслях экономики для целей телеконтроля и управления, и, наконец, уже в наши дни появились системы вычислительных машин и сети ЭВМ.
В настоящее время ИС бурно развиваются и далее. Устанавливаются территории, охватываемые ими, объемы информации, улучшается качество обслуживания, повышается эффективность их функционирования. Современный этап в развитии ИС заключается в практической реализации научных разработок, всего того, что создано в науке о передаче и обработке информации.
Самым главным является создание и использование вычислительной техники - компьютеров. Но в настоящее время большинство компьютеров используются не изолировано от других компьютеров, а постоянно или время от времени подключаются к компьютерным сетям для получения той или иной информации, посылки и получение сообщений и т. д.
Информационная система – это сложная распределенная в пространстве структура, состоящая из множества сосредоточенных (локальных) подсистем (информационных узлов), располагающих программно-аппаратными средствами реализации тех или иных составляющих информационных процессов, множество средств, обеспечивающих соединение и взаимодействие этих подсистем с целью предоставления территориально удаленным пользователям широкого набора услуг из сферы информационного обслуживания.
Компьютерной сетьюназывается совокупность организационных и административных мероприятий, ставящих своей целью создание и поддержку функционирования единого информационного пространства для пользователей на основе применения современных программно-аппаратных технических средств.
Объединение компьютеров в сеть позволяет совместно использовать дорогостоящее оборудование – диски большой емкости, принтеры, основную память, иметь общие программные средства и данные. Сети предоставляют возможность использовать аппаратные ресурсы удаленных компьютеров. Сети, охватывая миллионы людей, полностью изменили процесс распространения и восприятия информации, сделали обмен информации через электронную почту самой распространенной услугой сети, а основным ресурсом – информацию.
Основным назначением сети является обеспечение простого, удобного и надежного доступа пользователя к распределенным общесетевым ресурсам и организация их коллективного использования при надежной защите от несанкционированного доступа, а также обеспечение удобных и надежных средств передачи данных между пользователями сети. С помощью сетей эти проблемы решаются независимо от территориального расположения пользователей.
Существует множество различных задач, нуждающихся в централизованных общих данных, в удаленном доступе к базам данных, передаче данных на расстояние и их обработке. Примерами являются банковские и различные финансовые структуры; коммерческие системы, отражающие состояние рынка (“спрос – предложение”); системы социального обеспечения; налоговые службы; дистанционное компьютерное обучение; системы резервирования авиабилетов и т. д. Во всех этих примерах необходимо, чтобы в сети осуществлялся сбор, хранение и доступ к данным, гарантировалась защита данных от искажений и несанкционированного доступа.
Следует заметить, что сфера применения сетей охватывает все виды деятельности - и научную, и деловую, и образовательную, а также культурную - это новый вид отдыха и развлечений.
Преимущества работы в сети
Основным преимуществом работы в сети является использование в многопользовательском режиме общих ресурсов сети: дисков, принтеров, модемов, программ и данных, хранящихся на общедоступных дисках, а также возможность передавать информацию с одного компьютера на другой. Перечислим основные преимущества работы в сети по сравнению с работой на отдельном компьютере:
1. Возможность хранения данных персонального и общего использования на дисках общего доступа. Благодаря этому обеспечивается: одновременная работа нескольких пользователей с данными общего применения (просмотр и чтение текстов, электронных таблиц и баз данных), многоаспектная зашита данных на уровне каталогов и файлов средствами сети, создание и обновление общих данных сетевыми прикладными программными продуктами, такими как Excel, Access. При этом ограничения на доступ, устанавливаемые в прикладной программе, действуют в рамках ограничений, установленных сетью.
2. Возможность постоянного хранения программных средств, необходимых многим пользователям, в единственном экземпляре на сетевых дисках. Такое хранение программных средств не нарушает привычных для пользователя способов работы. К программным средствам, необходимым многим пользователям, относятся прежде всего прикладные программы общего назначения, такие как текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных и т.д. Благодаря указанной возможности обеспечивается: рациональное использование внешней памяти за счет освобождения локальных дисков компьютеров пользователей от хранения программных средств; обеспечение надежного хранения программных продуктов средствами сетевой защиты; упрощение поддержки программных продуктов в работоспособном состоянии и их обновление, так как они хранятся в одном экземпляре.
3. Обмен информацией между всеми компьютерами сети. При этом обеспечивается диалог между пользователями сети, а также возможность организации работы электронной почты.
4. Одновременная печать всеми пользователями сети на общесетевых принтерах (одном или нескольких). При этом обеспечивается: доступность сетевого принтера любому пользователю, возможность использования мощного и качественного принтера при его защищенности от неквалифицированного обращения, выполнение печати как из программных продуктов, поддерживающих сетевую печать, так и не поддерживающих ее.
5. Возможность использования сетевой среды для методического усовершенствования учебного процесса за счет применения специальных программ обмена информацией между компьютерами учеников и компьютером учителя. Благодаря этому можно осуществить: демонстрацию на компьютерах учеников работы, выполняемой на компьютере учителя; контроль за выполнением работы учениками путем отображения экранов компьютеров учеников на мониторе компьютера учителя.
6. Обеспечение задач электронного документооборота предприятия (“безбумажный офис”) и коллективного планирования рабочего времени (автоматическое назначение и корректировка места и времени проведения встреч и совещаний).
Классификация сетей
Сети можно классифицировать по следующим признакам:
Ú Территориальности (размерам охватываемой территории);
Ú Уровню развития и особенностям сетевой архитектуры;
Ú Целевому назначению;
Ú Топологии.
Территориальность
Очевидны различные масштабы территории, которую может занимать сеть. По этому признаку все системы могут делиться на:
1. сети больших размеров или масштабов – глобальные,
2. сети среднего масштаба – региональные (или зональные),
3. сети малых размеров – локальные (или местные).
Глобальные сети объединяют пользователей, расположенных по всему миру, и часто используют спутниковые каналы связи, позволяющие соединять узлы сети связи и ЭВМ, находящиеся на расстоянии примерно 10-15 тыс. км друг от друга.
Региональные сети объединяют пользователей города, области, небольших стран. В качестве каналов связи чаще всего используются телефонные линии. Расстояние между узлами сети примерно 10 – 1000 км.
Локальные сети связывают абонентов одного или нескольких близлежащих зданий одного предприятия, учреждения. Локальные сети получили очень широкое распространение, так как 80 – 90% информации циркулирует вблизи мест ее появления, а 10 – 20% связано с удаленной информацией.
Главная отличительная особенность – это единый для всех компьютеров высокоскоростной канал передачи данных.
Расстояние между ЭВМ в локальной сети небольшие – до 10 км. А при использовании радиоканалов связи – до 20 км.
Замечание: Локальные сети могут объединять и образовывать ассоциации сетей. Таким образом создаются сети более крупного масштаба, в частности региональные, а при дальнейшем объединении и глобальные сети.