Структура экономической информации

Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на:

Ú реквизиты,

Ú показатели,

Ú документы.

Элементарными неделимыми единицами экономической информации являются реквизиты. Они выражают определенные свойства объекта. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество, наименование работы и т.п.). Реквизиты-основания дают количественную характеристику явлений, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.п.). Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты-основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются в сочетании только друг с другом. Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований образуют показатель.

На основе показателей строятся документы. Документы, используемые в процессе управления, планирования, учета могут включать один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них информацию.

Нынешнее состояние экономики России делает своевременную и точную информацию самым главным и наиважнейшим фактором, определяющим успех практически любого бизнеса. По некоторым оценкам западных специалистов, в случае раскрытия служебной информации средней западной фирмы она просуществовала бы всего несколько дней. Но в тоже время своевременная информация может принести миллионную прибыль. Для подтверждения этого фактора достаточно вспомнить о строжайшем запрете на использование конфиденциальной или даже не общедоступной информации при игре на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В России в условиях становления рыночных отношений скорость обновления информации на государственном, территориальном, отраслевом уровне и уровне предприятия очень высока. Спрос на достоверную, актуальную и полную информацию возрастает. Это обусловило появление соответствующих фирм (предоставляющих информационные услуги) и соответствующего программного обеспечения – например, «Консультант плюс», «Гарант» и др. Фирмы предлагают правовые общезначимые документы, постоянно необходимые юристам, аудиторам, бухгалтерам, работникам банков и финансовых структур, государственным чиновникам и руководителям предприятий. Общий объем таких комплексов составляет десятки тысяч документов законодательного и нормативного характера. Обновление и пополнение информации осуществляется фирмами еженедельно.

Таким образом, накопленная и систематизируемая информация с соответствующими средствами ее хранения, накопления и просмотра становится объектом купли-продажи.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные понятия информационных технологий

Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве выходной информации, что предполагает наличие технологии преобразования исходных данных в результативную информацию. Само понятие «технология» использовалось в промышленном производстве и определяется как система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе.

Распространяя содержание этого понятия на управленческую деятельность, и учитывая специфику информационных процессов, на которых она основывается, информационные технологии можно определить как системы методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения технических средств.

Информационные технологии в соответствии с различием информационных процессов классифицируются на технологии:

Ú сбора информации;

Ú передачи информации;

Ú накопления информации;

Ú обработки информации;

Ú хранения информации;

Ú представления информации;

Ú использования информации.

Конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:

Ú комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;

Ú системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);

Ú организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.

Сопоставление основных компонентов материальных и информационных ресурсов можно представить следующим образом (табл. 1.):

Таблица 1

Сопоставление основных компонентов технологий

Компоненты технологий для производства продуктов
Материальных Информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации
Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации для принятия на ее основе решений

Каждый конкретный информационный процесс может быть реализован отдельной технологией с использованием своей технической базы, системы управления техническими средствами и организационно-методического обеспечения. Но управленческая деятельность основана на реализации практически всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений.

Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации и тип и характер использования технически средств зависят от характера конкретной технологии.

Автоматизация – замена деятельности человека работой машин и механизмов. Степень автоматизации может меняться в широких пределах, от систем, в которых процесс управления полностью осуществляется человеком, до таких, где он реализуется автоматически.

Когда необходима автоматизация? Автоматизация управления, а значит, и автоматизация информационной системы, автоматизация технологий необходимы в следующих случаях:

Ú физиологические психологические возможности человека для управления данным процессом недостаточны;

Ú система управления находится в среде, опасной для жизни и здоровья человека;

Ú участие человека в управлении процессом требует от него слишком высокой квалификации;

Ú процесс, которым надо управлять, переживает критическую или аварийную ситуацию.

Автоматизированная информационная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и системы управления этим комплексом технических средств (как правило, это программные средства и организационно-методическое обеспечение, увязывающее действия персонала и технических средств в единый технологический процесс). Поскольку существенную часть технических средств для реализации информационных технологий занимают средства компьютерной техники, то часто под современными или новыми информационными технологиями понимаются компьютерные информационные технологии. Хотя понятие «информационная технология» относится ко всякому преобразованию информации, в том числе и на бумажной основе.

Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Инструментарием новой информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Таблица 2

Основные характеристики новых информационных технологий

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «Встраивание» в технологию управления Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

Таким образом, автоматизированная информационная технология состоит из технических устройств, чаще всего компьютеров, коммуникационной техники, средств организационной техники, программного обеспечения, организационно-методических материалов, персонала, объединенных в технологическую цепочку. Эта цепочка обеспечивает сбор, передачу, накопление, хранение, обработку, использование и распространение информации.

Если рассматривать весь жизненный цикл информационной системы, то под автоматизированными информационными технологиями понимают совокупность методологий и технологий проектирования информационных систем, базовых программных, аппаратных и коммуникационных платформ, обеспечивающих весь жизненный цикл информационных систем и их отдельных компонентов от проектирования до утилизации.

Цель любой информационной технологии – получить нужную информацию требуемого качества на заданном носителе. При этом существуют ограничения на стоимость обработки данных, трудоемкость процессов использования информационного ресурса, надежность и оперативность процесса обработки информации, качество получаемой информации.

Наши рекомендации