Возникновение и развитие информационных технологий

Информационные технологии возникли на Земле несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения (нечленораздельными звуками, мимикой, жестами) наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информацией между индивидами. Вместе с возникновением речи (около 100 тысяч лет назад) возникла возможность накопления информации, пока что индивидуального, в памяти человека.

Следующий этап – возникновение письменности (5-6 тысячелетий до н.э.), давшей человечеству коллективную (общественную) память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: ее сбор, передачу, хранение и доведение. Эти возможности открыла фиксация информации на материальных носителях.

Развитие информационных технологий помимо системы представления информации было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций. Они возникли при появлении человеческой речи, которая стала нематериализованной несущей информацией. Начало этой фазы, несомненно, можно считать первым информационным взрывом в истории технологической цивилизации. В течение следующей фазы – добумажной – информационные взрывы характеризовали переход ко все более совершенным носителям: запись на камне позволила впервые добиться эффекта обезличенности процесса передачи информации, закрепленной навечно в определенном месте; переход к записям на сырых глиняных табличках и деревянных дощечках с 4-го тысячелетия до н.э. придал информационным коммуникациям динамический характер (камень сохраняет значение носителя символической монументальной информации); изобретение папируса (с 3-го тысячелетия до н.э.) значительно повышает единичную емкость носителя и его разрешающую способность благодаря большой площади свитка и возможности применить краски; появление пергамента (III в. до н.э.) завершит добумажную фазу новым информационным взрывом: появляется оптимальный носитель информации – книга (IV в. н.э.).

Качественно новый характер приобрели информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Египет, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась гонцами по принципу эстафеты. С образованием древнегреческих городов-полисов создаются библиотеки, доступные для свободных граждан. Библиотека в этот период становится первым в истории центром сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках (позднее на пергаменте) для передачи широкому пользователей, своего рода первым институтом массовой информационной коммуникации. Это обстоятельство в значительной мере способствовало началу продуцирования информации в новой форме – авторских сочинениях. Книги приобретают функции товара, чем порождается новая ремесленная профессия переписчиков книг. Книжные лавки превращаются в своего рода интеллектуальные микроцентры, где происходит интенсивный обмен знаниями.

Новый этап в развитии информационных технологий, связанный с технической революцией конца XIX в., характеризуется созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуникаций (Всеобщий почтовый союз с 1874 г. и Всемирная почтовая конвенция с 1878 г.), фотографии (1839 г.), изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.) радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), а позднее беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-х гг.). В развитии информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы сосредоточения, хранения и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает информационным технологиям форму интеллектуальной индустрии. Благодаря этому было разрешено назревшее историческое противоречие между накоплением гигантского объема информации в обществе и невозможностью эффективного ее использования с помощью традиционных немашинных методов.

Информация превращается в один из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которой становится все человечество. Этап информационной революции второй половины XX в. знаменует начало безбумажной фазы развития информационных технологий, когда на качественно новом уровне завершается крупнейший исторический виток перехода к неосязаемой несущей информации, причем скорость ее передачи (посредством электромагнитных волн) возрастает в миллионы раз (по сравнению с человеческой речью). Машинная интуиция (экспертные системы) превращается в производительную силу, а искусственный интеллект позволяет решать качественно новые задачи технического прогресса. Исключительное значение машинных динамических информационных систем в жизни современного общества выдвинуло на первый план проблемы создания все более совершенных ЭВМ и связанных с ними технологий. История развития механизма информационного взаимодействия между людьми (а теперь и между человеком и машиной) дает основание для понимания информационных технологий как единой интеграционной системы развития всех областей знаний, этапы которой в основном совпадают с периодами становления естествознания и с более ранними по времени периодами накопления знаний в обществе.

Рассмотрим развитие современных информационных технологий.

До второй половины XIX в. основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой: каждое письмо копировалось отдельно вручную, помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений.

На смену «ручной» информационной технологии в конце XIX в. пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты – все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу «механическая» технология положила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

40-60-е гг. XX в. характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге, портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки данных. Многие современные учреждения базируются на «электрической» технологии.

С появлением персональных компьютеров на «гребне микропроцессорной революции» происходит принципиальная модернизация идеи автоматизированной системы управления (АСУ): от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решения (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления. Важнейших аспект внедрения СППР и ЭС – рационализация повседневной деятельности работников управления.

Современное состояние информационных технологий в других странах

Современное состояние информационных технологий в США, странах Западной Европы, Японии можно охарактеризовать следующими тенденциями.

1. Наличие большого количества промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества.

2. Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения и специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные информационно-вычислительные сети.

3. Расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

4. Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.

Наши рекомендации