Остров «Профессии тканей и ниток»
Задание 1. «Напишите, что можно делать из тканей и ниток. За каждый правильный ответ начисляется один балл»
Задание 2. «Напишите, какие вы знаете профессии, связанные с тканями и нитками. За каждый правильный ответ начисляется один балл»
Задание 3. «Я сейчас буду зачитывать вопрос и несколько вариантов ответа, выберите тот вариант ответа, который, по вашему мнению, является правильным. В своих листочках около номера вопроса проставьте букву, обозначающую выбранный вами вариант ответа».
1 вопрос – Как называется легкая сетчатая ткань вырабатываемая в одноименном местечке в юго-западной части Франции?
а) тюль (+)
б) шифон
в) газ
2 вопрос – Горный край в западной части Гималаев дал имя мягкой шерстяной материи:
а) Твад (твид)
б) Кашмир (кашемир) (+)
в) Шарст (шерсть)
3 вопрос – Эта ткань носит имя фламандского мастера 13 века
а) шелк
б) шерсть
в) батист (+)
4 вопрос – Этот материал носит название английского острова в проливе Ла-Манш
а) джерси (+)
б) батист
в) кашемир
5 вопрос – Название этой ткани пошло от итальянского города Генуя
а) джинс (+)
б) газ
в) твид
Остров «автомобили».
Задание 1 «Напишите, какие вы знаете профессии, связанные с автомобилями. За каждый правильный ответ начисляется один балл»
Задание 2 «Напишите ответы на следующие вопросы»
1. вопрос – О каких грузовых автомобилях можно сказать «Танки грязи не боятся» (КамАЗ)
2. вопрос – На каком топливе работал первый автомобиль? (дрова)
3. вопрос – Кто построил первый автомобильный завод (Генри Форд)
4. вопрос – Назовите фильм, в названии которого есть слово «автомобиль»
В завершении викторины, пока идет подсчет баллов, ребята могут нарисовать рисунок «Профессия, которая мне нравится». После объявления результатов можно устроить выставку рисунков.
«Что – откуда?»
Цель игры: Поддерживать интерес к разнообразным профессиям. Расширить знания учащихся о профессиях связанных с художественными промыслами.
Проводится с целым классом. Время проведения – 10 минут.
Процедура проведения.
Весь класс разбивается на несколько команд (можно по колонкам). Каждая команда получает два листочка, на одном листочке табличка с 2 столбцами, в первом столбце написаны географические названия населенных пунктов, второй столбец пустой. На втором листочке записаны предметы народного промысла, которые изготавливаются в одном из тех мест, которые перечислены в первом листочке.
Инструкция: «Перед вами листок с таблицей, в одном столбце которой записаны географические названия населенных пунктов. Ваша задача для каждого населенного пункта подобрать предмет, который прославил это место, из второго списка и записать его во втором столбце таблицы напротив названия населенного пункта. Начинаем работать по команде».
На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Название населенного пункта | |
Владимир | |
Вологда | |
Гжель | |
Нижний Новгород | |
Дымков | |
Жостов | |
Оренбург | |
Палех | |
Иваново | |
Ростов | |
Тула | |
Хохлома |
Список предметов народного промысла:
1. Ситец
2. Матрешка
3. Финифть
4. Самовар
5. Вышивка гладью
6. Пуховый платок
7. Роспись по фарфору
8. Роспись по дереву
9. Кружева
10. Лаковая миниатюра
11. Глиняная игрушка
12. Поднос
Обсуждение результатов. Давайте подсчитаем правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл). Какие еще художественные народные промыслы вы знаете? (за каждый правильный ответ – 2 балла)
Варианты ответов: Богородицкая игрушка – резьба по дереву, плетение из бересты – Вологда, Каргопольская игрушка, Гусь хрустальный – художественное стекло и т.д.
«Покажи настроение»
Цель игры: Познакомить учащихся с эмоциональными состояниями человека, научить их распознавать эти состояния.
Процедура проведения: Игра проводится в круге. Лучше всего проводить эту игру в подгруппах с количеством участников не более 10 человек, чтобы каждый участник мог выполнить задание и у участников игры не пропадал интерес.
Перед игрой проводится небольшая разминка, чтобы вспомнить какие бывают у человека эмоциональные состояния. Ведущий кидает мяч и называет какое-либо состояние. Тот, кто поймал мяч, должен назвать следующее состояние и т.д. После завершения разминки ведущий может еще раз перечислить основные эмоциональные состояния человека и перейти к основному упражнению.
Каждому участнику раздаются карточки с заданием. На карточках написано несколько стихотворных строчек и указано настроение, которое надо показать, читая эти строчки. Например, прочитайте с гневом следующий текст: «Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь друг прелестный?».
Инструкция: Представьте, что вы все артисты. Сейчас я каждому из вас раздам карточки с заданием. Вы эту карточку никому не показывайте. Каждый из вас в соответствии с заданием должен будет прочитать несколько строчек и при этом показать какое-либо состояние человека. Один участник выполняет задание, а остальные стараются угадать, какое состояние человека он показывал.
Ведущий раздает карточки с заданием, предлагает каждому ознакомиться со своей карточкой, спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы. Дает 2- 3 минутки на подготовку, а затем предлагает начать. Участники показывают свое задание по очереди (например, слева направо).
Для заданий лучше всего использовать такие состояния, которые достаточно легко показать, иначе ребенок может отказаться от выполнения задания, или никто не узнает, что он показывал.
Варианты заданий:
· Прочитайте с радостью
· Прочитайте со злостью
· Прочитайте с отвращением
· Прочитайте с пренебрежением
· Прочитайте с удивлением
· Прочитайте со стыдом
· Прочитайте с восторгом
· Прочитайте с нежностью
· Прочитайте со страхом
· Прочитайте с гневом
Лучше всего для заданий брать достаточно известные стихотворные строчки. В нескольких карточках могут быть одинаковые тексты, но не во всех.
«Зеркало»
Цель игры: Развитие эмпатии, развитие наблюдательности, развитие способности владеть своими мимическими реакциями.
Процедура проведения. Игра проводится в парах. Все участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один участник просто молча сидит, не стараясь ничего изображать, а второй участник старается отразить все, что он видит. Принять такую же позу, повторить мимику. По мере выполнения задания мимика и поза первого участника будет меняться, задача второго максимально точно повторять происходящие изменения, быть зеркальным отражением первого участника. Работать молча. Через 5 – 7 минут партнеры меняются ролями. Первый участник становится зеркалом второго.
Обсуждение. При обсуждении обращается внимание на то, насколько легко было быть «зеркалом», что было сложнее – быть «зеркалом» или смотреть на свое «отражение», какие чувства испытывал каждый из участников, находясь в каждой из ролей.
«Обезьянки»
Цель игры: В веселой непринужденной обстановке научить учащихся владеть своей мимикой. Формирование доброжелательной обстановки в группе.
Процедура проведения.
- Ведущий проводит разминку: массаж лица, различные мимические движения (поднимание бровей, надувание щек, различные движения губ и т.д.).
- Все участники разбиваются на пары. Один участник пары – строит различные рожи, используя только мимику, второй «обезьянка» - полностью копирует первого участника.
- Через 5 -7 минут участники меняются ролями.
Обсуждение. При обсуждении ведущий обращает внимание участников на следующие вопросы: насколько хорошо каждый из участников владеет своей мимикой, легко ли было повторять мимику другого человека, какие были сложности, что мешало.
«Эмпатия»
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием эмпатии, создать условия для развития эмпатических навыков.
Рекомендуется для проведения в 6 - 7 классах.
Процедура проведения. Ведущий предлагает учащимся прослушать стихотворение Ю.Саакяна «Горе козла». Предлагает обсудить, о чем это стихотворение, какое качество отсутствует у козла. Дает определение понятию «эмпатия». Ведущий предлагает учащимся обсудить, зачем нужна эмпатия. На доске записывают идеи учащихся. Каждый учащийся записывает у себя на листочке, в каких его поступках проявляется такое качество как эмпатия.
Ю.Саакян «Горе козла»
Сверчок горевал, свою участь кляня:
«Не сплю я, бессонница мучит меня!»
Козел не ответил, он только жевал.
Казалось, он молча переживал.
Скорбела кукушка: «В конце концов
Осталась я в мире одна, без птенцов!»
Козел не ответил, он только жевал.
Казалось, он молча переживал.
Плакала мышка: «Беда, беда!
Мышиную норку разрыла сова!»
Козел не ответил, он только жевал.
Казалось, он молча переживал.
И поняли мышка, кукушка, сверчок,
Что все их несчастья – так, пустячок,
Что в целой вселенной нет злейшего зла,
Нет горя сильнее, чем горе козла.
Эмпатия – это эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Способность к сочувствию, сопереживанию.
«Угадай настроение»
Цель игры: Познакомить учащихся с эмоциональными состояниями человека, научить их распознавать эти состояния. Развитие эмпатии.
Упражнение может проводиться с целым классом. Время проведения: 20 – 25 минут.
Процедура проведения:
1. Ведущий на доске выписывает список состояний (страх, злость, удовольствие, радость, раздражение, удивление, обида, стыд).
2. Каждый участник должен вспомнить три различные ситуации, в которых он испытывал одно из перечисленных переживаний (переживания не должны повторяться).
3. Все участники разбиваются на группы по три человека («тройки»).
4. Один участник «тройки» про себя (желательно с закрытыми глазами) вспоминает одну из ситуаций, два других участника «тройки» наблюдают за ним и стараются по мимике определить, какое состояние было у их товарища в той ситуации, которую он вспоминает. Записывают это состояние на своих листочках, не обсуждают, каждый решает сам. Затем первый участник вспоминает вторую и третью ситуации.
5. Когда все три ситуации определены, участники проверяют свои догадки.
6. Участники в тройках меняются ролями (каждый из участников «тройки» должен побывать в роли «вспоминающего» и в роли наблюдателя).
Обсуждение. Какие состояния было понять легче, а какие труднее? Насколько точно удалось определить состояние другого человека? С какими трудностями встретились при выполнении данного упражнения?
«Что изменилось?»
Цель игры: Развитие наблюдательности
Данную игру лучше проводить не с целым классом, а с подгруппой. Это необходимо для того, чтобы ведущему было проще контролировать происходящее.
Время проведения 12 – 15 минут.
Процедура проведения.
Все участники разбиваются на пары. Разбиваться на пары можно по принципу расчета на первый – второй.
Инструкция: Посмотрите внимательно друг на друга (выполняется в течении 3-х минут). Теперь все «первые» выйдут на 5 минут за дверь. За это время каждый из вас в своей внешности должен будет сделать 5 изменений.
Через 5 минут ведущий проверяет, что все участники успели выполнить задание и приглашает всех вернуться в свои пары.
Снова посмотрите друг на друга. Сначала «первые» говорят о тех изменениях, которые они обнаружили у своего партнера, а потом «вторые».
Обсуждение.
При обсуждении обратить внимание участников на то, какие изменения было легко обнаружить, а какие нет. Можно дать рекомендации по тренировке наблюдательности.
«Мигалки»
Цель игры: развитие у учащихся внимания друг к другу, развитие наблюдательности, развитие внимания к невербальным сигналам.
Данное игровое упражнение можно использовать в качестве разминки при проведении психологических тренингов.
Лучше всего проводить игру в группе до 20 человек, количество участников должно быть нечетное.
Процедура проведения.
Организуется круг из стульев. Стульев в 2 раза меньше чем участников. Все участники разбиваются на пары. Один партнер в паре садится на стул, а второй встает за его спиной. Один участник остается один, перед ним свободный стул (это водящий). Его задача переманить кого-либо из участников, сидящих в круге, к себе на стул. Задача участников, стоящих за стульями, – не пустить своих партнеров. Задача участников, сидящих на стуле, - уловить сигнал ведущего и успеть перебежать на его стул. Водящим становится тот, кто упустил своего партнера.
Обсуждение.
При обсуждении упражнения обращается внимание на то, что помогало, а что мешало при выполнении данного упражнения. Кто из участников лучше реагирует на невербальные сигналы, а кто хуже.
«Сделайте вместе»
Цель игрового упражнения: развитие наблюдательности, развитие внимательности к другим участникам группы, развитие умения воспринимать невербальные сигналы партнера по общению.
Процедура проведения.
Данное игровое упражнение лучше проводить в подгруппах по 12 – 16 человек. С целым классом проведение данного упражнения может быть затруднено в связи с большим количеством участников. Все участники встают в круг. Задача участников группы на счет «раз» найти себе партнера (невербально), на счет «Два» начать выполнять со своим партнером одинаковое движение до тех пор, пока ведущий не остановит. Нельзя разговаривать, нельзя подходить друг к другу. Эта игра повторяется 4 – 5 раз. Важно каждый раз находить себе нового партнера.
Обсуждение.
При обсуждении необходимо обратить внимание на то, как каждый из участников находил себе партнера, каким образом он узнавал о том, что партнер согласен с ним участвовать в одной паре, как участники договаривались о том, какое движение делать, кто был лидером в каждой из пар, насколько это устраивало каждого участника.
«Муха»
Цель игрового упражнения: развитие внимания, развитие воображения.
Процедура проведения.
Данное упражнение лучше всего проводить в подгруппах по 12 – 16 человек. Для проведения этой игры требуется доска с расчерченным на ней игровым полем (поле может быть на 9 клеток или больше) и небольшая присоска. Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит по одной из четырех возможных команд: «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо». Играющие подают команды по очереди, при этом они не видят игровое поле (например сидят спиной к игровому полю). Они должны держать игровое поле в воображении, следить за перемещениями «мухи» и не допускать выхода «мухи» за пределы игрового поля. Ведущий стоит перед игровым полем (это может быть доска или лист бумаги) и перемещает «муху» по команде играющих. Если ведущий видит, что игрок потерял нить игры и «Муха» покинула игровое поле, он подает команду «Стоп!». Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры (можно играть и без выбывания игроков). Ведущий помещает «Муху» на игровое поле (это может быть центр игрового поля или его угол) и сообщает оставшимся участникам стартовое положение «Мухи».
«Официант»
Цель игры: обучение учащихся навыкам общения. Данная игра является одним из вариантов ролевых игр.
Лучше всего проводить в подгруппах по 7 – 9 человек.
Процедура проведения. Для проигрывания ситуаций ведущий разбивает участников на две подгруппы («официанты» и «посетители»). Инструкции для «официантов» и для «посетителей» даются отдельно, так чтобы участники одной подгруппы не слышали, какая инструкция дается другой подгруппе. Пары игроков формируются по желанию или по жребию или комплектуются любым другим игровым способом. Когда одна пара проигрывает свою ситуацию, остальные участники на своих листочках оценивают качество взаимодействия в паре. Каждой паре на проигрывание дается 2 минуты.
Общая инструкция. Сейчас мы с вами будем разыгрывать ситуации взаимодействия официанта и посетителя. Каждый из вас будет играть одну из этих ролей, для этого разобьемся на две подгруппы. Кто хочет побыть в роли официанта - встаньте справа от меня, кто хочет побыть в роли посетителя – слева. Сейчас вы получите инструкции, и мы начнем проигрывание.
Инструкция для участника играющего роль официанта. Ваша задача как можно эффективнее выполнить заказ клиента.
Инструкция «посетителю». У вас не очень хорошее настроение, вас очень многое раздражает. Вы пришли в кафе и делаете заказ. Специально не придирайтесь, но любая задержка или не очень внимательное отношение к вам, вас сильно раздражает.
Обсуждение. Во время обсуждения обращается внимание на то, какие действия помогали установить контакт и снизить напряженность, а какие действия наоборот только усиливали напряженность. Отмечается, какое взаимодействие было наиболее успешным и почему.
«Остров сокровищ»
Цель игры: познакомить учащихся с профессиями типа «человек – знаковая система», развитие внимания учащихся, развитие способности работать в команде.
Для проведения данной игры весь класс разбивается на команды по 6 – 7 человек. Проводится по принципу игры по станциям. Каждая команда получает свою карту – схему. На каждой стоянке (станции) команда может заработать очки, выполнив предложенные задания. «Клад» получает та команда, которая наберет максимальное количество очков.
Стоянки:
1. Русский язык (профессии: корректор, редактор, филолог и т.д.)
1.1. "Анаграммы"
1.2. "Вставь слово"
1.3. «Найди ошибки»
1.4. «Зашифруйте сообщение»
1.5. «Прочтите шифровку»
2. Логика математическая (профессии: математик, программист, бухгалтер, экономист, геодезист, топограф)
2.1. Продолжи последовательность
2.2. Найди число
3. Лабиринты (профессии: геодезист, топограф, штурман, лоцман)
3.1. Составь схему движения по описанию
3.2. Пройди лабиринт
4. Иностранный язык (профессии: переводчик)
"Анаграммы"
Решите анаграммы:
Аалтерк
Кожал
Дмончеа
Шкаач
Ниавд
Сеотт
Слот
Лексор
"Вставь слово"
1) Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Пример: обы ( … ) ка .
Надо вставить слово "чай". Первое слово – обычай, второе слово - чайка
Ме ( . . . ) олад
Апо ( . . . . ) б
Беге ( . . . ) ор
Про ( . . . ) ун
2) Вставьте пропущенное слово.
a) Багор (роса) тесак
Гараж ( . . . . . . . ) табак
b) Фляга (альт) жесть
Косяк ( . . . . . . . ) мираж
c) Лоток (клад) лодка
Олимп ( . . . . . . . ) катер
d) Пирог (поле) слеза
Рынок ( . . . . . . . ) осада
"Найди ошибки"
Прочитай внимательно текст и исправь все допущенные ошибки
"Сначала ехали лесм. Скользящие по сениве великолепые облока только пребовяли блеска и живосьти летнему дню. Ежели снизу смотреть на виршины бероз, они напоменали пропитаннный светом, прозрачный виноград. По бокам дороги кутсы дикой малины обращалось к жаркому ветру бледным исподом лисстьев. Глубина леса было испещрено солнцем и тенью, - не разберешь, что ствол, что проссвет. Там и сям райским изумрудом водруг вспыхивал мох; почти касаясь колес, пробегали лохматые папротники.
Навстечу появился болшой воз сена – зеленоватая гора в дрозжащих тенях. Степан попредержал лошадей, гора накренилась на одну сторону, каляска в другую, - едва разминулись на уской лесной дороге, и повеялло острым полевым духом, послышался натруженный скрипп тележкых колес, мелькнули в глазах вялые скабиозы и рамашки среди сена, - но вот Степан причмокнул, тряхнул вожжами, и воз остался позади. А пагода раступился лес, колсяка свернула на шосе, и дальше пошли скашенные поля, - звон кузенчиков, гудение телеграфных стлобов."
"Продолжи последовательность"
1, 3, 5, …?
1, 3, 7, 15, …?
1, 5, 11, 21, 39,…?
2, 7, 4, 9, 6, 11,…?
1, 7, 2, 9, 5, 13, 10, 19,…?
18, 10, 6, 4,…?
1, 8, 27, 64,…?
6, 10, 18, 34,…?
1, 8, 16, 25,…?
«Найди число»
? | ||||||||||
«Мой выбор»
Схема анализа «Как я делаю свой выбор»
Цель занятия – формирование у учащихся умения делать самостоятельный выбор, осознание учащимися своих стереотипов при выборе профессии.