МОДУЛЬ 1. Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике
Ростовский филиал
Кафедра информационных таможенных технологий и информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Современные информационные технологии
в экономической науке и практике
Направление подготовки:
080100.68 - Экономика
Квалификация выпускника:
магистр
Ростов-на-Дону
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра информационных таможенных технологий и информатики
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом Ростовского филиала РТА (протокол от «27» сентября 2011 г. № 1) | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Современные информационные технологии
в экономической науке и практике
Направление подготовки:
080100.68 - Экономика
Квалификация выпускника:
магистр
Ростов-на-Дону
Автор:
П.Н. Башлы,
профессор кафедры ИТТ и информатики, доктор технических наук, доцент
Ответственный за выпуск:
С.П. Крицкий, заведующий кафедрой ИТТ и информатики, кандидат технических наук, доцент
Рецензенты:
Н.И. Чернышева, доцент кафедры экономической теории РГЭУ (РИНХ), кандидат экономических наук, доцент
Л.Б. Кудрявцева, старший преподаватель кафедры ИТТ и информатики
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «21» сентября 2011 г. № 2)
© Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2011
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – подготовка магистра к решению профессиональных задач, связанных со сбором, обработкой, анализом и систематизацией экономической информации по теме исследования, а также с поиском и оценкой источников информации для проведения экономических расчетов.
Задачи дисциплины:
- формирование представления о роли современных информационных технологий в экономической науке и практике;
- формирование навыков применения современных информационных технологий, в том числе сетевых информационных технологий, для решения экономических задач и научно-исследовательской работы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина «Современные информационные технологии в экономической науке и практике» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для успешного изучения дисциплины необходимы базовые знания в области информатики и информационных технологий. Дисциплина является предшествующей для всех дисциплин ООП в части касающейся поиска, сбора и анализа информации для решения экономических задач и выполнения научно-исследовательской работы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
- способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
б) профессиональных (ПК):
- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать
- современные информационные технологии, обеспечивающие научно-исследовательскую работу в экономической науке и практике;
- современные программные продукты, необходимые для решения экономических задач;
б) уметь
- применять современные информационные технологии для решения экономических задач и выполнения научно-исследовательской работы;
- использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических задач;
- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов с использованием интеллектуальных информационных технологий;
в) владеть
- навыками самостоятельной исследовательской работы с применением современных информационных технологий.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
Аудиторные занятия | |||
в том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа | |||
Реферат | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Форма промежуточной аттестации | зачет | зачет | |
Общая трудоемкость | часы | ||
зачетные единицы |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ темы | Название модуля (раздела), темы. | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||
лекции | практические занятия | ||||
Модуль 1. Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
1.1 | Современные интеллектуальные информационные технологии | ||||
1.2 | Применение интеллектуальных технологий для решения экономических задач прогнозирования экономических процессов | ||||
Модуль 2. Глобальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
2.1 | Современные глобальные информационные технологии | ||||
2.2 | Информационные технологии поиска информации | ||||
2.3 | Электронная коммерция и безопасность информационных технологий в экономике | ||||
Зачет | |||||
Итого за семестр: | |||||
ИТОГО: |
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(заочная форма обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
Аудиторные занятия | |||
в том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа | |||
Контрольная работа | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Форма промежуточной аттестации | зачет | зачет | |
Общая трудоемкость | часы | ||
зачетные единицы |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения)
№ темы | Название модуля (раздела), темы. | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||
лекции | практические занятия | ||||
Модуль 1. Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
1.1 | Современные интеллектуальные информационные технологии | ||||
1.2 | Применение интеллектуальных технологий для решения экономических задач прогнозирования экономических процессов | ||||
Модуль 2. Глобальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
2.1 | Современные глобальные информационные технологии | ||||
2.2 | Информационные технологии поиска информации | ||||
2.3 | Электронная коммерция и безопасность информационных технологий в экономике | ||||
Контрольная работа | |||||
Итого за семестр: | |||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При изучении модуля №1 Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике (тема 1. 2) проводится круглый стол на тему: интеллектуальные информационные технологии, как фактор конкурентного преимущества бизнеса.
Практические занятия модуля №1 (тема 1.2) проводятся с использованием математического пакета Matlab с пакетом расширения Fuzzy Logic и Neural Net.
Для самостоятельной работы студенту формулируется индивидуальное задание, результатом выполнения которого должна быть модель интеллектуальной нечеткой системы прогнозирования заданного показателя (определяет преподаватель) финансового рынка.
В модуле №2 Глобальные информационные технологии в экономической науке и практике (тема 2.1) проводится ролевая игра на тему: плюсы и минусы глобальных информационных технологий в экономической науке и практике. Практические занятия по теме 2.2 проводятся в компьютерном классе с доступом в сеть Internet. На заключительном практическом занятии темы 2.2 проводятся соревнования между студентами по определению лучшего специалиста по поиску информации (соревнования проводятся по парам, победитель пары продолжает соревнования).
Практические занятия по теме 2.3 проводятся в интерактивной форме с доступом в сеть Internet, регистрацией электронного кошелька в одной из электронных платежных систем.
Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в учебно-методических указаниях для самостоятельной работы.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) - 20 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.
Таблица 1
Литература
Основная
1. Романов, В. П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учебн. пособие/ под ред. Н.П. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2003.
2. Брусакова, И. А. Информационные системы и технологии в экономике: учебн. пособие/ И. А. Брусакова, В. Д. Чертовской. – М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Трошин, В.И. Информационные системы и технологии в бизнесе. – М.: Альфа-пресс, 2005.
4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебн. пособие. – 2 изд. / под ред. В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2007.
5. Арсеньев, Ю. И. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: учебн. пособие / Ю. И. Арсеньев, С. И. Шалабаев, Т. Ю. Давыдова. – М.: Юнити-Дана, 2006.
Дополнительная
1. Башлы, П. Н. Современные сетевые технологии: учебн. пособие. – М.: Горячая линия - Телеком, 2006.
2. Башмаков, А. И. Интеллектуальные информационные технологии: учебн. пособие. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005.
3. Ясницкий, Л. Н. Введение в искусственный интеллект: учебн. пособие / – М.: Академия, 2005.
4. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник. – 2 изд. / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский,– М.: Высшая школа, 2005.
Методические рекомендации (указания)
1. Башлы, П. Н. Учебно-методические указания для самостоятельной работы по дисциплине современные информационные технологии в экономической науке и практике/ П.Н. Башлы – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2012.
ДИСЦИПЛИНЫ
1. Мультимедийная доска.
2. Компьютерный класс с доступом в сеть Internet.
ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для студентов.Успешное освоение дисциплины «Современные информационные технологии в экономической науке и практике» предполагает активную, планомерную работу студента, как в ходе аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной работы.
При изучении дисциплины важная роль отводится конспекту лекций, который должен включать и конспекты заданий на самостоятельную проработку.
Во время самостоятельной работы необходимо просмотреть материал лекции. Убедитесь, что все ключевые вопросы лекции Вам понятны и Вы можете сформулировать содержательные ответы. В случае затруднения, попытайтесь сформулировать ответы с помощью рекомендованной литературы или других источников. Вопросы, ответы на которые Вы не смогли сформулировать, необходимо пометить и обратиться с ними к преподавателю на ближайшем занятии или в часы консультаций.
Рекомендуется повторять материал предыдущего занятия накануне следующего занятия.
Методические рекомендации преподавателям.Для стимулирования работы студента с конспектом необходимо определить порядок начисления рейтинговых баллов за качественный конспект.
Перед каждым занятием необходимо проводить блиц-опрос. Для охвата максимального числа студентов в ходе одного занятия блиц-опрос может проводиться в письменной форме. Вопросы для блиц-опроса должны быть сформулированы так, чтобы студенту было достаточно 5-7 минут для ответа.
При чтении лекций наряду с изложением теоретического материала рекомендуется увязывать теорию дисциплины с практикой по специальности. Рекомендуется предоставлять студентам возможность приводить самостоятельные примеры по изучаемым вопросам.
Практические занятия должны быть максимально предметными, направленными на решение конкретных практических задач. Рекомендуется завершать каждое практическое занятие защитой выполненных заданий, позволяющей преподавателю убедиться в освоении материалов занятия студентом или в формировании у студента достаточных навыков практической работы.
Поведению круглого стола и ролевой игры по выбранным темам должна предшествовать целенаправленная подготовка, как преподавателя, так и студентов. У преподавателя должен быть сформулирован перечень вопросов для обсуждения. Распределение ролей студентов должно проводиться накануне, при этом у студента должно быть достаточно времени для подготовки к дискуссии.
Дополнительное стимулирование познавательной активности студентов возможно за счет проведения самостоятельного компьютерного тестирования по каждому занятию за счет часов самостоятельной работы. Порядок такого тестирования определен в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Современные информационные технологии
в экономической науке и практике
Направление подготовки:
080100.68 - Экономика
Квалификация выпускника:
магистр
Автор:
Петр Николаевич Башлы
Издано в авторской редакции
[1] Блиц-опрос проводится письменно в начале каждого практического занятия, кроме первого.
[2] Тестирование проводится после каждой темы.
Ростовский филиал
Кафедра информационных таможенных технологий и информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Современные информационные технологии
в экономической науке и практике
Направление подготовки:
080100.68 - Экономика
Квалификация выпускника:
магистр
Ростов-на-Дону
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра информационных таможенных технологий и информатики
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом Ростовского филиала РТА (протокол от «27» сентября 2011 г. № 1) | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Современные информационные технологии
в экономической науке и практике
Направление подготовки:
080100.68 - Экономика
Квалификация выпускника:
магистр
Ростов-на-Дону
Автор:
П.Н. Башлы,
профессор кафедры ИТТ и информатики, доктор технических наук, доцент
Ответственный за выпуск:
С.П. Крицкий, заведующий кафедрой ИТТ и информатики, кандидат технических наук, доцент
Рецензенты:
Н.И. Чернышева, доцент кафедры экономической теории РГЭУ (РИНХ), кандидат экономических наук, доцент
Л.Б. Кудрявцева, старший преподаватель кафедры ИТТ и информатики
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «21» сентября 2011 г. № 2)
© Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2011
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – подготовка магистра к решению профессиональных задач, связанных со сбором, обработкой, анализом и систематизацией экономической информации по теме исследования, а также с поиском и оценкой источников информации для проведения экономических расчетов.
Задачи дисциплины:
- формирование представления о роли современных информационных технологий в экономической науке и практике;
- формирование навыков применения современных информационных технологий, в том числе сетевых информационных технологий, для решения экономических задач и научно-исследовательской работы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина «Современные информационные технологии в экономической науке и практике» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для успешного изучения дисциплины необходимы базовые знания в области информатики и информационных технологий. Дисциплина является предшествующей для всех дисциплин ООП в части касающейся поиска, сбора и анализа информации для решения экономических задач и выполнения научно-исследовательской работы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
- способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
б) профессиональных (ПК):
- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать
- современные информационные технологии, обеспечивающие научно-исследовательскую работу в экономической науке и практике;
- современные программные продукты, необходимые для решения экономических задач;
б) уметь
- применять современные информационные технологии для решения экономических задач и выполнения научно-исследовательской работы;
- использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических задач;
- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов с использованием интеллектуальных информационных технологий;
в) владеть
- навыками самостоятельной исследовательской работы с применением современных информационных технологий.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
Аудиторные занятия | |||
в том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа | |||
Реферат | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Форма промежуточной аттестации | зачет | зачет | |
Общая трудоемкость | часы | ||
зачетные единицы |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ темы | Название модуля (раздела), темы. | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||
лекции | практические занятия | ||||
Модуль 1. Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
1.1 | Современные интеллектуальные информационные технологии | ||||
1.2 | Применение интеллектуальных технологий для решения экономических задач прогнозирования экономических процессов | ||||
Модуль 2. Глобальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
2.1 | Современные глобальные информационные технологии | ||||
2.2 | Информационные технологии поиска информации | ||||
2.3 | Электронная коммерция и безопасность информационных технологий в экономике | ||||
Зачет | |||||
Итого за семестр: | |||||
ИТОГО: |
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(заочная форма обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
Аудиторные занятия | |||
в том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа | |||
Контрольная работа | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Форма промежуточной аттестации | зачет | зачет | |
Общая трудоемкость | часы | ||
зачетные единицы |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения)
№ темы | Название модуля (раздела), темы. | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||
лекции | практические занятия | ||||
Модуль 1. Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
1.1 | Современные интеллектуальные информационные технологии | ||||
1.2 | Применение интеллектуальных технологий для решения экономических задач прогнозирования экономических процессов | ||||
Модуль 2. Глобальные информационные технологии в экономической науке и практике | |||||
2.1 | Современные глобальные информационные технологии | ||||
2.2 | Информационные технологии поиска информации | ||||
2.3 | Электронная коммерция и безопасность информационных технологий в экономике | ||||
Контрольная работа | |||||
Итого за семестр: | |||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1. Интеллектуальные информационные технологии в экономической науке и практике