Вообразите себя делающим то, что вы решили сделать в осознанном сне.

Заранее решите, что вам хотелось бы сделать в следующем своем осознанном сновидении. Можете захотеть полетать или поговорить с другими персонажами сна, или попробовать одно из предложений, предлагаемых в этом курсе далее.

Теперь продолжите сценарий, начатый вами на этапе 2, и вообразите, что после осознания состояния сна вы в той же обстановке выполняете свое желание. Ощутите себя делающим то, что вы задумали. Твердо решите, что в следующем сне вы вспомните и осознаете, что спите, и сделаете то, что намеревались.

Поначалу может показаться странным подвергать сомнению самые основы реальности, но вы несомненно почувствуете, что критически взглянуть несколько раз в день на ее природу - привычка, которую интересно вырабатывать. Вы можете написать на обратной стороне своей визитной карточки слова: "А не сплю ли я?", и держать ее в кармане. Вытащите ее, прочитайте и проведите тестирование реальности, взглянув в сторону и прочитав карточку снова. Если слова изменились, значит, вы спите.

Выработав у себя последовательно критический настрой в реальной жизни, вы рано или поздно решите провести проверку состояния, когда будете по-настоящему спать, и тогда сможете проснуться в своем сновидении.

Выполнение упражнения 2

Дан­ное уп­раж­не­ние по­свя­ще­но тех­ни­ке на­ме­ре­ния, раз­ра­бо­тан­ной д-ром Ла­бер­жем на ос­но­ве ори­ги­наль­ной тех­ни­ки не­мец­ко­го ис­сле­до­ва­те­ля По­ля То­ли. Оно по­мо­га­ет вы­ра­бо­тать при­выч­ку за­да­вать в бодр­ст­вую­щем со­стоя­нии во­прос: «Сплю я или бодр­ст­вую?», что ук­ре­п­ля­ет на­ме­ре­ние де­лать то же са­мое во сне. Вы­ра­бо­тан­ная при­выч­ка пе­ре­но­сит­ся в со­стоя­ние сна, и вы в оп­ре­де­лен­ное вре­мя или в слу­чае стран­ных со­бы­тий во­круг спра­ши­вае­те: «Сплю я или бодр­ст­вую?»

Что­бы мак­си­маль­но со­сре­до­то­чить­ся на дан­ной тех­ни­ке, мы пред­ла­га­ем не­сколь­ко прие­мов для ее ос­вое­ния и «ин­ди­ка­тор ре­аль­но­сти» - кар­точ­ку с над­пи­сью: «А не сон ли это?», ко­то­рую нуж­но все­гда дер­жать при се­бе. В конце упражнения находятся карточки. Нужно вырезать необходимое их количество и постоянно иметь с собой хотя бы одну карточку.

1. Изу­чи­те ин­ди­ка­тор ре­аль­но­сти.

Дос­тань­те кар­точ­ку с над­пи­сью: «А не сон ли это?» Тща­тель­но ее изу­чи­те; по­смот­ри­те, все ли бу­к­вы пра­виль­но на­пи­са­ны и на сво­ем ли они мес­те. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на раз­мер и на­чер­та­ние букв, сколь­ко мес­та они за­ни­ма­ют и так да­лее. Те­перь пе­ре­вер­ни­те кар­точ­ку и по­смот­ри­те на чис­тую сто­ро­ну. Пе­ре­вер­ни­те ее об­рат­но и еще раз изу­чи­те над­пись. Вы­гля­дит ли она точ­но так, как рань­ше? Ско­рее все­го да, по­то­му что сей­час вы бодр­ст­вуе­те, но ес­ли вы спи­те, вид кар­точ­ки из­ме­нит­ся. Из­ме­не­ния мо­гут быть яр­ко вы­ра­же­ны, но чем луч­ше вы изу­чи­те ин­ди­ка­тор ре­аль­но­сти, тем луч­ше спра­ви­тесь с си­туа­ци­ей, ко­гда из­ме­не­ния не бу­дут так оче­вид­ны.

2. Вы­бе­ри­те события для прак­ти­ки.

На сле­дую­щий день за­пла­ни­руй­те во­семь со­бы­тий, ко­гда вы бу­де­те прак­ти­ко­вать тех­ни­ку на­ме­ре­ния. Это долж­ны быть со­бы­тия, ко­то­рые точ­но на­сту­пят че­рез при­мер­но оди­на­ко­вые про­ме­жут­ки вре­ме­ни. За­пи­ши­те их в таб­ли­цу «За­пись на­ме­ре­ния». (В ка­че­ст­ве при­ме­ра по­смот­ри­те образец таб­ли­цы). В ней де­сять стро­чек для за­пи­си со­бы­тий. По­след­ние две стро­ки ос­тавь­те чис­ты­ми, что­бы в них мож­но бы­ло за­пи­сать не­ожи­дан­ные со­бы­тия (см. пункт 4). Под­хо­дя­щи­ми со­бы­тия­ми мо­гут быть:

- Ко­гда вы оде­вае­тесь ут­ром.

- Ко­гда вы пер­вый раз при­хо­ди­те на ра­бо­чее ме­сто.

- За сто­лом во вре­мя зав­тра­ка (обе­да, ужи­на).

- Пе­ред тем, как за­вес­ти ма­ши­ну.

- Ко­гда вы при­хо­ди­те до­мой ве­че­ром.

- Ко­гда вы на­хо­ди­тесь в про­дук­то­вом ма­га­зи­не или в тор­го­вом цен­тре.

- Ко­гда вы­хо­ди­те из до­ма ут­ром (ве­че­ром с ра­бо­ты).

- Ко­гда вы ло­жи­тесь спать.

]] В трех из вось­ми со­бы­тий, вы­бран­ных для прак­ти­ки, пре­ду­смот­ри­те по­яв­ле­ние ка­ких-ни­будь све­то­вых сиг­на­лов. На­при­мер:

- Ко­гда вы вклю­чае­те свет (в кух­не, дет­ской, офи­се и т.д.).

- Ко­гда ви­ди­те крас­ный свет све­то­фо­ра.

- Ко­гда вы­хо­ди­те по­греть­ся на сол­ныш­ке.

- Ко­гда вклю­чае­те мо­ни­тор ком­пь­ю­те­ра.

- Ко­гда ви­ди­те ав­то­мо­биль с вклю­чен­ны­ми фа­ра­ми.

3. Ут­ром по­смот­ри­те свой спи­сок.

Ут­ром еще раз про­чи­тай­те спи­сок, что­бы на­пом­нить се­бе, ко­гда на­до вы­пол­нять уп­раж­не­ние. Если нужно, но­си­те его с со­бой, что­бы от­ме­чать сде­лан­ное.

4. Прак­ти­куй­те тех­ни­ку на­ме­ре­ния.

Опи­сан­ные ни­же ша­ги вы­пол­няй­те, ко­гда про­изой­дут вы­бран­ные ва­ми со­бы­тия, а так­же в слу­чае лю­бых не­обыч­ных или не­ожи­дан­ных со­бы­тий, ко­то­рые за­пи­сы­вай­те в строч­ки, ос­тав­лен­ные пус­ты­ми. Ес­ли вам тре­бу­ет­ся боль­ше мес­та, сде­лай­те до­пол­ни­тель­ные ко­пии.

]] Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве клю­чей (под­ска­зок) к спон­тан­ной прак­ти­ке тех­ни­ки на­ме­ре­ния не­обыч­ные или не­ожи­дан­ные све­то­вые сиг­на­лы.

А. Про­верь­те свое со­стоя­ние.Дос­тань­те ин­ди­ка­тор ре­аль­но­сти. Вни­ма­тель­но изу­чи­те над­пись, пе­ре­вер­ни­те кар­точ­ку чис­той сто­ро­ной вверх, а за­тем об­рат­но. Убе­ди­тесь, что над­пись ос­мыс­лен­на и связ­на. Ес­ли дос­тать ин­ди­ка­тор ре­аль­но­сти не воз­мож­но, най­ди­те дру­гой спо­соб про­ве­рить свое со­стоя­ние. Луч­ше все­го для это­го под­хо­дят пе­чат­ные ма­те­риа­лы - взгля­ни­те на них два­ж­ды, что­бы убе­дить­ся в их не­из­мен­но­сти и ос­мыс­лен­но­сти. Вни­ма­тель­но ос­мот­ри­тесь и спро­си­те се­бя, все ли во­круг нор­маль­но и реа­ли­стич­но. Все ли на сво­ем мес­те? Пом­ни­те ли вы, как сю­да по­па­ли? Ес­ли ин­ди­ка­тор ре­аль­но­сти (или дру­гой текст) из­ме­нил­ся, или ок­ру­жаю­щая об­ста­нов­ка ка­жет­ся вам не­ре­аль­ной, или вы не пом­ни­те, как в нее по­па­ли, то очень ве­ли­ка ве­ро­ят­ность то­го, что ВЫ СПИ­ТЕ. Те­перь мож­но сде­лать что-ни­будь не­воз­мож­ное...

Б. Во­об­ра­зи­те, что ви­ди­те сон.Ес­ли вы уве­ре­ны, что бодр­ст­вуе­те, ска­жи­те се­бе: «Хо­ро­шо, сей­час я не сплю. Но ес­ли бы я спал, на что­бы это бы­ло по­хо­же?» Во­об­ра­зи­те на­столь­ко жи­во, на­сколь­ко это воз­мож­но, что вы ви­ди­те сон. Со­сре­до­точь­тесь и пред­ставь­те се­бе, что все ва­ши ощу­ще­ния (слу­хо­вые, зри­тель­ные, обо­ня­тель­ные и ося­за­тель­ные), солн­це, не­бо, лю­ди, де­ре­вья, зем­ля и вы са­ми - все это сон.

Вни­ма­тель­но ос­мот­ри­тесь и по­ищи­те при­зна­ки-ми­ше­ни. Во­об­ра­зи­те, что вам на гла­за по­пал­ся при­знак из вы­бран­ной ка­те­го­рии ми­ше­ней. Как толь­ко смо­же­те яв­ст­вен­но ощу­тить со­стоя­ние сна, ска­жи­те се­бе: «В сле­дую­щий раз, ко­гда я бу­ду спать, я вспом­ню о том, что на­до осоз­нать, что я сплю».

В. Во­об­ра­зи­те, что де­лае­те во сне за­ра­нее за­пла­ни­ро­ван­ное дей­ст­вие. Ре­ши­те за­ра­нее, что­бы вы хо­те­ли сде­лать в сле­дую­щем осознанном сне. Мо­же­те по­ле­тать, или по­го­во­рить с те­ми, кто вам встре­тит­ся, или по­про­бо­вать сде­лать еще что-нибудь из давно не удовлетворенных желаний.

Те­перь во­об­ра­зи­те, что осоз­нав се­бя во сне, вы ис­пол­няе­те свое же­ла­ние и ощу­щае­те воз­мож­ные по­след­ст­вия от это­го. Твер­до ре­ши­те, что в сле­дую­щем сно­ви­де­нии не за­бу­де­те осоз­нать, что спи­те, и сде­лать то, что за­пла­ни­ро­ва­ли.

5. За­фик­си­руй­те свои дей­ст­вия.

Ко­гда за­кон­чи­те чет­вер­тый этап, за­пи­ши­те в таб­ли­цу на­про­тив со­от­вет­ст­вую­ще­го со­бы­тия вре­мя окон­ча­ния уп­раж­не­ния.

6. В кон­це дня со­счи­тай­те, сколь­ко раз вам уда­лось вы­пол­нить уп­раж­не­ние.

В кон­це дня со­счи­тай­те чис­ло вы­пол­нен­ных ва­ми уп­раж­не­ний по соз­да­нию на­ме­ре­ния и за­не­си­те его в таб­ли­цу.

7. Вы­бе­ри­те события для уп­раж­не­ний на сле­дую­щий день.

Ес­ли вы вы­пол­няе­те дан­ное уп­раж­не­ние мень­ше шес­ти дней, вы­бе­ри­те во­семь со­бы­тий для его вы­пол­не­ния зав­тра, как на вто­ром эта­пе. Мо­же­те ос­та­вить ста­рые, или на­зна­чить но­вые, ос­но­вы­ва­ясь на сво­ем опы­те, ко­гда это удоб­нее и ин­те­рес­нее все­го де­лать.

8. Ут­ром за­пи­ши­те, сколь­ко сновидений вы за­пом­ни­ли, в том чис­ле осознанных.

]] Тес­ти­ро­ва­ние ре­аль­но­сти с по­мо­щью кноп­ки тренажера сновидений.

Кноп­ка тес­ти­ро­ва­ния ре­аль­но­сти на маске и тактильном датчике тренажера сновиденийяв­ля­ет­ся важ­ным клю­чом к ми­ру осознанного сновидения. Ка­ж­дый раз, ко­гда вы про­сы­пае­тесь, или ду­мае­те, что про­сну­лись с надетой маской, крат­ковременно на­жми­те кноп­ку "Тест" (мень­ше се­кун­ды). Ес­ли вы на са­мом де­ле про­сну­лись, то включится подсказка, и вы ус­лы­ши­те зву­ко­вой сиг­нал. Ес­ли вы спи­те, то, ско­рее все­го, сиг­на­ла не бу­дет - ни све­то­во­го, ни зву­ко­во­го. Мо­жет про­изой­ти что-ни­будь еще. Ес­ли вы ни­че­го не ви­ди­те и не слы­ши­те, ли­бо вос­при­ни­мае­мые ва­ми сиг­на­лы от­ли­ча­ют­ся от тех, что долж­ны быть, сни­ми­те мас­ку и про­ве­ди­те тес­ти­ро­ва­ние ре­аль­но­сти по пол­ной про­грам­ме, как на эта­пе А тех­ни­ки на­ме­ре­ния. Пом­ни­те, что это на­до де­лать ка­ж­дый раз, ко­гда вы ду­мае­те, что про­сну­лись.

Таб­ли­ца «За­пись на­ме­ре­ния»

Ука­за­ния:Как уже упо­ми­на­лось в уп­раж­не­нии 2 и де­мон­ст­ри­ру­ет­ся ни­же в при­ме­ре, дан­ная таб­ли­ца ис­поль­зу­ет­ся для от­сле­жи­ва­ния ва­ше­го про­грес­са в вы­пол­не­нии тех­ни­ки на­ме­ре­ния.

В край­ней ле­вой ко­лон­ке за­пи­сы­вай­те да­ту дня, сле­дую­ще­го за тем, ко­гда вы вы­пол­няе­те дан­ное уп­раж­не­ние. За­пи­ши­те во­семь со­бы­тий, вы­бран­ных ва­ми на вто­ром эта­пе. В день экс­пе­ри­мен­та, ко­гда со­бы­тия про­ис­хо­дят и вы вы­пол­няе­те уп­раж­не­ние, за­пи­сы­вай­те вре­мя его окон­ча­ния. Ес­ли вы вы­пол­няе­те уп­раж­не­ние, ко­гда слу­ча­ет­ся что-ни­будь стран­ное, не вклю­чен­ное в спи­сок, оха­рак­те­ри­зуй­те это со­бы­тие в двух по­след­них строч­ках, ука­зав вре­мя. В кон­це дня за­пи­ши­те об­щее ко­ли­че­ст­во про­де­лан­ных уп­раж­не­ний в чет­вер­тую ко­лон­ку. Ос­тав­шие­ся две за­пол­ни­те на сле­дую­щее ут­ро, ука­зав, сколь­ко сновидений вы за­пом­ни­ли, в том чис­ле осознанных. По­сколь­ку осознанное сно­ви­де­ние счи­та­ет­ся и за обыч­ное, их чис­ло долж­но быть мень­ше или рав­но об­ще­му ко­ли­че­ст­ву сновидений.

Об­ра­зец за­пол­не­ния ра­бо­чей таб­ли­цы

День и да­та   Со­бы­тия, ко­гда вы­пол­ня­лась тех­ни­ка на­ме­ре­ния Вре­мя оконч. упр. Сколь­ко упр. проде­ла­но за весь день Сколь­ко сновидений за­пом­ни­лось Чис­ло осознанных сновидений
  1Как толь­ко я про­снул­ся 7:15      
  2Си­дя за зав­тра­ком 8:05      
День 1 3В ав­то­бу­се по пу­ти на ра­бо­ту 8:45      
  4В ка­фе­те­рии за обе­дом 12:30      
  5Ухо­дя с ра­бо­ты 17:10      
Да­та: 6Во время ужина 18:20 10 3 1
  7Во вре­мя про­смот­ра ве­чер­них но­во­стей 23:15      
  8В по­сте­ли пе­ред сном 00:05      
05/03/99 9Круп­ный скан­дал на ра­бо­те 10:40      
  10Же­на при­нес­ла до­мой ко­тен­ка 18:40      

ИНДИКАТОРЫ РЕАЛЬНОСТИ

  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?
  А не сон ли это ?   А не сон ли это ?   А не сон ли это ?


День и да­та   Со­бы­тия, ко­гда вы­пол­ня­лась тех­ни­ка на­ме­ре­ния Вре­мя оконч. упр. Сколь­ко упр. проде­ла­но за весь день Сколь­ко сновидений за­пом­ни­лось Чис­ло осознанных сновидений
         
         
День 1        
         
         
Да­та:   _____ _____ _____
         
         
______        
         
         
         
День 2        
         
         
Да­та:   _____ _____ _____
         
         
_____        
         
         
         
День 3        
         
         
Да­та:   _____ _____ _____
         
         
_____        
         

День и да­та   Со­бы­тия, ко­гда вы­пол­ня­лась тех­ни­ка на­ме­ре­ния Вре­мя оконч. упр. Сколь­ко упр. проде­ла­но за весь день Сколь­ко сновидений за­пом­ни­лось Чис­ло осознанных сновидений
         
         
День 4        
         
         
Да­та:   _____ _____ _____
         
         
______        
         
         
         
День 5        
         
         
Да­та:   _____ _____ _____
         
         
_____        
         
         
         
День 6        
         
         
Да­та:   _____ _____ _____
         
         
_____        
         

Уп­раж­не­ние 3: Раз­ви­тие па­мя­ти

В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не пред­став­ля­ет тру­да вспом­нить, что нам на­до де­лать. Так бы­ва­ет ко­гда дей­ст­вие свя­за­но с хо­ро­шо за­кре­п­лен­ной при­выч­кой (ко­гда вы в по­след­ний раз за­бы­ва­ли одеть­ся ут­ром?) или в слу­чае пла­ни­ро­ва­ния со­бы­тий, имею­щих пер­во­оче­ред­ное зна­че­ние и тре­бую­щих дли­тель­ных при­го­тов­ле­ний (на­при­мер, вы не за­бу­де­те, что зав­тра же­ни­тесь). За­по­ми­на­ние планируемого действия на­чи­на­ет вы­зы­вать за­труд­не­ния, ес­ли оно не зна­ко­мо и нет на­по­ми­наю­щей о нем под­сказ­ки. На­при­мер, труд­но вспом­нить по пу­ти до­мой, что на­до ку­пить мо­ло­ка, ес­ли вы не де­лае­те это еже­днев­но. В та­ких слу­ча­ях вы­ру­ча­ет пись­мен­ная па­мят­ка, но во сне, к со­жа­ле­нию, та­кой па­мят­кой вос­поль­зо­вать­ся нель­зя и по­это­му вспом­нить на­ме­ре­ние во сне не­про­стая за­да­ча. Да­же ес­ли в бодр­ст­вую­щем со­стоя­нии уде­лять мно­го вни­ма­ния при­го­тов­ле­ни­ям - жур­нал сновидений, спе­ци­аль­ные па­мят­ки, на­по­ми­наю­щие о по­став­лен­ной це­ли, и так да­лее - во сне мы по­па­да­ем в дру­гой мир, те­ряя связь с под­сказ­ка­ми. Один из спо­со­бов обой­ти дан­ное за­труд­не­ние - это вы­ра­бо­тать при­выч­ку про­ве­рять свое со­стоя­ние. Это цель тех­ни­ки на­ме­ре­ния. Дру­гой спо­соб со­сто­ит в раз­ви­тии па­мя­ти, с тем, что­бы нам не тре­бо­ва­лось внеш­них под­ска­зок, на­по­ми­наю­щих о том, что мы спим. Тре­тий со­сто­ит в ис­поль­зо­ва­нии при­бо­ра, вы­даю­щего «под­сказ­ку» в ви­де ми­гаю­ще­го све­та, ко­то­рая про­ни­ка­ет в сон. Но и в этом слу­чае улуч­ше­ние па­мя­ти по­мо­га­ет рас­по­знать под­сказ­ку при­бо­ра во сне и вы­пол­нить тес­ти­ро­ва­ние ре­аль­но­сти.

Выполнение упражнения 3

Тех­ни­ка мне­мо­ни­че­ско­го вхо­ж­де­ния в осознанное сно­ви­де­ние (МВОС) яв­ля­ет­ся эф­фек­тив­ным ме­то­дом ини­циа­ции осоз­нан­но­сти. Од­на­ко, для ус­пеш­но­го ее ис­поль­зо­ва­ния тре­бу­ет­ся хо­ро­шо пом­нить то, что вы за­пла­ни­ро­ва­ли. Дан­ное уп­раж­не­ние по раз­ви­тию па­мя­ти под­го­то­вит вас к прак­ти­ке МВОС и по­мо­жет вам раз­вить спо­соб­ность не за­бы­вать то, что на­до сде­лать.

1. За­пом­ни­те со­бы­тия-ми­ше­ни.

В таб­ли­це «Со­бы­тия-ми­ше­ни для тре­ни­ров­ки па­мя­ти», да­ны со­бы­тия-ми­ше­ни на семь дней. Про­снув­шись ут­ром, про­чи­тай­те со­бы­тия-ми­ше­ни на те­ку­щий день. За­пи­ши­те их и по­ло­жи­те лис­ток ку­да-ни­будь, что­бы в те­че­ние дня он не по­па­дал­ся вам на гла­за. Вы можете составить свой список событий - мишеней.

]] Спи­сок со­бы­тий-ми­ше­ней со­дер­жит од­ну ми­шень для ра­бо­ты с при­бо­ром. От­сле­жи­вай­те ее на­ря­ду с дру­ги­ми.

2. Ищи­те во­круг се­бя со­бы­тия-ми­ше­ни и про­во­ди­те про­вер­ку со­стоя­ния.

В те­че­ние дня ищи­те со­бы­тия-ми­ше­ни. Це­лью яв­ля­ет­ся за­фик­си­ро­вать пер­воепо­яв­ле­ние ка­ж­до­го со­бы­тия. За­ме­тив его, про­ве­ди­те про­вер­ку со­стоя­ния, как на чет­вер­том эта­пе тех­ни­ки на­ме­ре­ния. На­строй­тесь об­ра­щать вни­ма­ние на ка­ж­дую ми­шень один раз - во вре­мя пер­во­го ее по­яв­ле­ния.

3. От­меть­те «по­па­да­ния» и «про­ма­хи».

От­меть­те ре­зуль­та­ты в таб­ли­це для раз­ви­тия па­мя­ти. В кон­це дня или ко­гда встре­ти­те все ми­ше­ни, за­пи­ши­те, ка­кие из них вы за­ме­ти­ли во­вре­мя (по­па­да­ние), а ка­кие нет (про­мах), за­черк­нув со­от­вет­ст­вую­щие клет­ки в таб­ли­це. Пом­ни­те, что по­па­да­ни­ем счи­та­ет­ся, ес­ли вы за­ме­ти­ли ми­шень, ко­гда она воз­ник­ла в пер­вый раз. Ес­ли вы про­пус­ти­ли этот мо­мент и осоз­на­ли это по­том, то это счи­та­ет­ся не­уда­чей, да­же при ус­ло­вии пра­виль­ной ре­ак­ции в по­сле­дую­щие мо­мен­ты по­яв­ле­ния ми­ше­ни. Ес­ли вы уве­ре­ны, что ми­шень не по­яв­ля­лась в те­че­ние дня, за­черк­ни­те клет­ку «Не поя­ви­лась».

4. Со­счи­тай­те ко­ли­че­ст­во «по­па­да­ний».

За­пи­ши­те ко­ли­че­ст­во по­па­да­ний в ко­лон­ку «Чис­ло по­па­да­ний». Ка­ж­дый день ста­рай­тесь по­пасть в как мож­но боль­шее чис­ло ми­ше­ней, по­ка не смо­же­те «по­ра­жать» все че­ты­ре.

5. Про­дол­жай­те вы­пол­нять уп­раж­не­ние в те­че­ние се­ми дней.

На сле­дую­щий день по­вто­ри­те эта­пы 1-4 с ми­ше­ня­ми для вто­ро­го дня. Вы­пол­няй­те это уп­раж­не­ние в те­че­ние се­ми дней, по­сле че­го пе­ре­хо­ди­те к уп­раж­не­нию 4.

Со­бы­тия-ми­ше­ни для тре­ни­ров­ки па­мя­ти

Ука­за­ния

Ка­ж­дое ут­ро чи­тай­те толь­ко ми­ше­ни на­сту­паю­ще­го дня, по­сле че­го не смот­ри­те в спи­сок до ве­че­ра. В кон­це дня под­счи­тай­те ко­ли­че­ст­во по­па­да­ний и про­ма­хов. Ис­чер­пы­ваю­щие ин­ст­рук­ции да­ны пе­ред ра­бо­чей таб­ли­цей для раз­ви­тия па­мя­ти.

Со­бы­тия-ми­ше­ни пер­во­го дня

1. Я ви­жу жи­вот­ное.

2. Я ви­жу свое от­ра­же­ние в зер­ка­ле.

3. Я вклю­чаю свет.

4. Я ви­жу цве­ток.

]] Я вы­хо­жу на сол­ныш­ко.

Со­бы­тия-ми­ше­ни вто­ро­го дня

1. Я пи­шу.

2. Я чув­ст­вую боль.

3. Я слы­шу свое имя.

4. Я что-ни­будь пью.

]] Я ви­жу ми­гаю­щий свет.

Со­бы­тия-ми­ше­ни третье­го дня

1. Я стою в оче­ре­ди.

2. Я слы­шу му­зы­ку.

3. Я что-ни­будь вы­бра­сы­ваю.

4. Я слы­шу смех.

]] Я смот­рю на эк­ран те­ле­ви­зо­ра.

Со­бы­тия-ми­ше­ни чет­вер­то­го дня

1. Я вклю­чаю те­ле­ви­зор или ра­дио.

2. Я ви­жу ово­щи.

3. Я ви­жу крас­ную ма­ши­ну.

4. Я дос­таю день­ги.

]] Я вы­клю­чаю свет.

Со­бы­тия-ми­ше­ни пя­то­го дня

1. Я что-ни­будь чи­таю.

2. Я про­ве­ряю вре­мя.

3. Я лов­лю се­бя на том, что меч­таю.

4. Я слы­шу те­ле­фон­ный зво­нок.

]] Я ви­жу не­оно­вую вы­вес­ку.

Со­бы­тия-ми­ше­ни шес­то­го дня

1. Я от­кры­ваю дверь.

2. Я слы­шу пе­ние птиц.

3. Я поль­зу­юсь туа­ле­том.

4. Я ви­жу звез­ды.

]] Я ви­жу сиг­нал све­то­фо­ра.

Со­бы­тия-ми­ше­ни седь­мо­го дня

1. Я встав­ляю ключ в за­мок.

2. Я ви­жу или слы­шу рек­ла­му.

3. Я ем фрук­ты.

4. Я ви­жу ве­ло­си­пед.

]] Я вклю­чаю при­бор.



Таб­ли­ца для раз­ви­тия па­мя­ти

Ука­за­ния:Дан­ная таб­ли­ца пред­на­зна­че­на для от­сле­жи­ва­ния ва­ше­го про­грес­са в раз­ви­тии па­мя­ти. В край­ней ле­вой ко­лон­ке за­пи­сы­вай­те да­ту, ко­гда вы вы­пол­няе­те уп­раж­не­ние. В кон­це дня от­меть­те, сколь­ко со­бы­тий - ми­ше­ней вы за­ме­ти­ли, сколь­ко про­пус­ти­ли и сколь­ко во­об­ще не поя­ви­лось, по­ста­вив кре­стик в со­от­вет­ст­вую­щей ко­лон­ке. Чис­ло «по­па­да­ний» за­пи­ши­те в край­нюю пра­вую ко­лон­ку. Ста­рай­тесь ка­ж­дый день «по­пасть» в как мож­но боль­шее чис­ло ми­ше­ней, пока не сможете «поразить» все четыре. В таб­ли­це «день 0» при­ве­ден в ка­че­ст­ве примера.

День и дата Мишень Попадание Промах Не появилась Число попаданий
День 0 x      
Да­та: x      
05/03/99   x  
      x  
День 1        
Да­та:        
_________       _______
         
День 2        
Да­та:        
_________       _______
         
День 3        
Да­та:        
_________       _______
         
День 4        
Да­та:        
_________       _______
         
День 5        
Да­та:        
_________       _______
         
День 6        
Да­та:        
_________       _______
         
День 7        
Да­та:        
_________       _______
         

Упражнение 4: Развитие воли

Многие процедуры, связанные с вхождением в осознанное сновидение, требуют использования специфической формы намерения, а именно, активной формы труднообъяснимой черты характера, именуемой словом "воля". Наряду с другими характеристиками, воля подвержена значительным колебаниям в зависимости от типа личности. Некоторые люди способны на поступки, требующие "силы воли", в то время как многие другие ее не имеют. К счастью, существуют упражнения, позволяющие укрепить волю.

Как и другие органы и функции нашего организма, волю можно укрепить посредством упражнения. Для укрепления определенной группы мышц мы пользуемся упражнениями, нацеленными на развитие именно этой группы. Подобным же образом, для укрепления воли полезно изолировать ее от других психологических функций. Это можно сделать, выполняя "бесполезные" упражнения. Пример такого рода упражнений предлагает Aойд Барретт в своей книге "Сила воли и как ее развить". Ежедневно, на протяжении семи дней, тренирующийся должен по десять минут стоять на стуле, стараясь чувствовать при этом удовлетворение. Один мужчина, практиковавший это упражнение, сообщил на третий день тренировок, что он "…добился ощущения силы, заставляя себя выполнять это упражнение. Волевые усилия дарят радость и энергию. Это упражнение морально тонизирует меня и пробуждает во мне чувство великодушия ...".

Многие свои занятия в течение дня можно превратить в упражнения для укрепления воли. Можно, например, упражняться, оставаясь спокойным в раздражающих ситуациях. Ниже дана программа укрепления вашей воли.

Наши рекомендации