Вообразите себя делающим то, что вы решили сделать в осознанном сне.
Заранее решите, что вам хотелось бы сделать в следующем своем осознанном сновидении. Можете захотеть полетать или поговорить с другими персонажами сна, или попробовать одно из предложений, предлагаемых в этом курсе далее.
Теперь продолжите сценарий, начатый вами на этапе 2, и вообразите, что после осознания состояния сна вы в той же обстановке выполняете свое желание. Ощутите себя делающим то, что вы задумали. Твердо решите, что в следующем сне вы вспомните и осознаете, что спите, и сделаете то, что намеревались.
Поначалу может показаться странным подвергать сомнению самые основы реальности, но вы несомненно почувствуете, что критически взглянуть несколько раз в день на ее природу - привычка, которую интересно вырабатывать. Вы можете написать на обратной стороне своей визитной карточки слова: "А не сплю ли я?", и держать ее в кармане. Вытащите ее, прочитайте и проведите тестирование реальности, взглянув в сторону и прочитав карточку снова. Если слова изменились, значит, вы спите.
Выработав у себя последовательно критический настрой в реальной жизни, вы рано или поздно решите провести проверку состояния, когда будете по-настоящему спать, и тогда сможете проснуться в своем сновидении.
Выполнение упражнения 2
Данное упражнение посвящено технике намерения, разработанной д-ром Лабержем на основе оригинальной техники немецкого исследователя Поля Толи. Оно помогает выработать привычку задавать в бодрствующем состоянии вопрос: «Сплю я или бодрствую?», что укрепляет намерение делать то же самое во сне. Выработанная привычка переносится в состояние сна, и вы в определенное время или в случае странных событий вокруг спрашиваете: «Сплю я или бодрствую?»
Чтобы максимально сосредоточиться на данной технике, мы предлагаем несколько приемов для ее освоения и «индикатор реальности» - карточку с надписью: «А не сон ли это?», которую нужно всегда держать при себе. В конце упражнения находятся карточки. Нужно вырезать необходимое их количество и постоянно иметь с собой хотя бы одну карточку.
1. Изучите индикатор реальности.
Достаньте карточку с надписью: «А не сон ли это?» Тщательно ее изучите; посмотрите, все ли буквы правильно написаны и на своем ли они месте. Обратите внимание на размер и начертание букв, сколько места они занимают и так далее. Теперь переверните карточку и посмотрите на чистую сторону. Переверните ее обратно и еще раз изучите надпись. Выглядит ли она точно так, как раньше? Скорее всего да, потому что сейчас вы бодрствуете, но если вы спите, вид карточки изменится. Изменения могут быть ярко выражены, но чем лучше вы изучите индикатор реальности, тем лучше справитесь с ситуацией, когда изменения не будут так очевидны.
2. Выберите события для практики.
На следующий день запланируйте восемь событий, когда вы будете практиковать технику намерения. Это должны быть события, которые точно наступят через примерно одинаковые промежутки времени. Запишите их в таблицу «Запись намерения». (В качестве примера посмотрите образец таблицы). В ней десять строчек для записи событий. Последние две строки оставьте чистыми, чтобы в них можно было записать неожиданные события (см. пункт 4). Подходящими событиями могут быть:
- Когда вы одеваетесь утром.
- Когда вы первый раз приходите на рабочее место.
- За столом во время завтрака (обеда, ужина).
- Перед тем, как завести машину.
- Когда вы приходите домой вечером.
- Когда вы находитесь в продуктовом магазине или в торговом центре.
- Когда выходите из дома утром (вечером с работы).
- Когда вы ложитесь спать.
]] В трех из восьми событий, выбранных для практики, предусмотрите появление каких-нибудь световых сигналов. Например:
- Когда вы включаете свет (в кухне, детской, офисе и т.д.).
- Когда видите красный свет светофора.
- Когда выходите погреться на солнышке.
- Когда включаете монитор компьютера.
- Когда видите автомобиль с включенными фарами.
3. Утром посмотрите свой список.
Утром еще раз прочитайте список, чтобы напомнить себе, когда надо выполнять упражнение. Если нужно, носите его с собой, чтобы отмечать сделанное.
4. Практикуйте технику намерения.
Описанные ниже шаги выполняйте, когда произойдут выбранные вами события, а также в случае любых необычных или неожиданных событий, которые записывайте в строчки, оставленные пустыми. Если вам требуется больше места, сделайте дополнительные копии.
]] Вы можете использовать в качестве ключей (подсказок) к спонтанной практике техники намерения необычные или неожиданные световые сигналы.
А. Проверьте свое состояние.Достаньте индикатор реальности. Внимательно изучите надпись, переверните карточку чистой стороной вверх, а затем обратно. Убедитесь, что надпись осмысленна и связна. Если достать индикатор реальности не возможно, найдите другой способ проверить свое состояние. Лучше всего для этого подходят печатные материалы - взгляните на них дважды, чтобы убедиться в их неизменности и осмысленности. Внимательно осмотритесь и спросите себя, все ли вокруг нормально и реалистично. Все ли на своем месте? Помните ли вы, как сюда попали? Если индикатор реальности (или другой текст) изменился, или окружающая обстановка кажется вам нереальной, или вы не помните, как в нее попали, то очень велика вероятность того, что ВЫ СПИТЕ. Теперь можно сделать что-нибудь невозможное...
Б. Вообразите, что видите сон.Если вы уверены, что бодрствуете, скажите себе: «Хорошо, сейчас я не сплю. Но если бы я спал, на чтобы это было похоже?» Вообразите настолько живо, насколько это возможно, что вы видите сон. Сосредоточьтесь и представьте себе, что все ваши ощущения (слуховые, зрительные, обонятельные и осязательные), солнце, небо, люди, деревья, земля и вы сами - все это сон.
Внимательно осмотритесь и поищите признаки-мишени. Вообразите, что вам на глаза попался признак из выбранной категории мишеней. Как только сможете явственно ощутить состояние сна, скажите себе: «В следующий раз, когда я буду спать, я вспомню о том, что надо осознать, что я сплю».
В. Вообразите, что делаете во сне заранее запланированное действие. Решите заранее, чтобы вы хотели сделать в следующем осознанном сне. Можете полетать, или поговорить с теми, кто вам встретится, или попробовать сделать еще что-нибудь из давно не удовлетворенных желаний.
Теперь вообразите, что осознав себя во сне, вы исполняете свое желание и ощущаете возможные последствия от этого. Твердо решите, что в следующем сновидении не забудете осознать, что спите, и сделать то, что запланировали.
5. Зафиксируйте свои действия.
Когда закончите четвертый этап, запишите в таблицу напротив соответствующего события время окончания упражнения.
6. В конце дня сосчитайте, сколько раз вам удалось выполнить упражнение.
В конце дня сосчитайте число выполненных вами упражнений по созданию намерения и занесите его в таблицу.
7. Выберите события для упражнений на следующий день.
Если вы выполняете данное упражнение меньше шести дней, выберите восемь событий для его выполнения завтра, как на втором этапе. Можете оставить старые, или назначить новые, основываясь на своем опыте, когда это удобнее и интереснее всего делать.
8. Утром запишите, сколько сновидений вы запомнили, в том числе осознанных.
]] Тестирование реальности с помощью кнопки тренажера сновидений.
Кнопка тестирования реальности на маске и тактильном датчике тренажера сновиденийявляется важным ключом к миру осознанного сновидения. Каждый раз, когда вы просыпаетесь, или думаете, что проснулись с надетой маской, кратковременно нажмите кнопку "Тест" (меньше секунды). Если вы на самом деле проснулись, то включится подсказка, и вы услышите звуковой сигнал. Если вы спите, то, скорее всего, сигнала не будет - ни светового, ни звукового. Может произойти что-нибудь еще. Если вы ничего не видите и не слышите, либо воспринимаемые вами сигналы отличаются от тех, что должны быть, снимите маску и проведите тестирование реальности по полной программе, как на этапе А техники намерения. Помните, что это надо делать каждый раз, когда вы думаете, что проснулись.
Таблица «Запись намерения»
Указания:Как уже упоминалось в упражнении 2 и демонстрируется ниже в примере, данная таблица используется для отслеживания вашего прогресса в выполнении техники намерения.
В крайней левой колонке записывайте дату дня, следующего за тем, когда вы выполняете данное упражнение. Запишите восемь событий, выбранных вами на втором этапе. В день эксперимента, когда события происходят и вы выполняете упражнение, записывайте время его окончания. Если вы выполняете упражнение, когда случается что-нибудь странное, не включенное в список, охарактеризуйте это событие в двух последних строчках, указав время. В конце дня запишите общее количество проделанных упражнений в четвертую колонку. Оставшиеся две заполните на следующее утро, указав, сколько сновидений вы запомнили, в том числе осознанных. Поскольку осознанное сновидение считается и за обычное, их число должно быть меньше или равно общему количеству сновидений.
Образец заполнения рабочей таблицы
День и дата | События, когда выполнялась техника намерения | Время оконч. упр. | Сколько упр. проделано за весь день | Сколько сновидений запомнилось | Число осознанных сновидений |
1Как только я проснулся | 7:15 | ||||
2Сидя за завтраком | 8:05 | ||||
День 1 | 3В автобусе по пути на работу | 8:45 | |||
4В кафетерии за обедом | 12:30 | ||||
5Уходя с работы | 17:10 | ||||
Дата: | 6Во время ужина | 18:20 | 10 | 3 | 1 |
7Во время просмотра вечерних новостей | 23:15 | ||||
8В постели перед сном | 00:05 | ||||
05/03/99 | 9Крупный скандал на работе | 10:40 | |||
10Жена принесла домой котенка | 18:40 |
ИНДИКАТОРЫ РЕАЛЬНОСТИ
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
А не сон ли это ? | А не сон ли это ? | А не сон ли это ? |
День и дата | События, когда выполнялась техника намерения | Время оконч. упр. | Сколько упр. проделано за весь день | Сколько сновидений запомнилось | Число осознанных сновидений |
День 1 | |||||
Дата: | _____ | _____ | _____ | ||
______ | |||||
День 2 | |||||
Дата: | _____ | _____ | _____ | ||
_____ | |||||
День 3 | |||||
Дата: | _____ | _____ | _____ | ||
_____ | |||||
День и дата | События, когда выполнялась техника намерения | Время оконч. упр. | Сколько упр. проделано за весь день | Сколько сновидений запомнилось | Число осознанных сновидений |
День 4 | |||||
Дата: | _____ | _____ | _____ | ||
______ | |||||
День 5 | |||||
Дата: | _____ | _____ | _____ | ||
_____ | |||||
День 6 | |||||
Дата: | _____ | _____ | _____ | ||
_____ | |||||
Упражнение 3: Развитие памяти
В большинстве случаев не представляет труда вспомнить, что нам надо делать. Так бывает когда действие связано с хорошо закрепленной привычкой (когда вы в последний раз забывали одеться утром?) или в случае планирования событий, имеющих первоочередное значение и требующих длительных приготовлений (например, вы не забудете, что завтра женитесь). Запоминание планируемого действия начинает вызывать затруднения, если оно не знакомо и нет напоминающей о нем подсказки. Например, трудно вспомнить по пути домой, что надо купить молока, если вы не делаете это ежедневно. В таких случаях выручает письменная памятка, но во сне, к сожалению, такой памяткой воспользоваться нельзя и поэтому вспомнить намерение во сне непростая задача. Даже если в бодрствующем состоянии уделять много внимания приготовлениям - журнал сновидений, специальные памятки, напоминающие о поставленной цели, и так далее - во сне мы попадаем в другой мир, теряя связь с подсказками. Один из способов обойти данное затруднение - это выработать привычку проверять свое состояние. Это цель техники намерения. Другой способ состоит в развитии памяти, с тем, чтобы нам не требовалось внешних подсказок, напоминающих о том, что мы спим. Третий состоит в использовании прибора, выдающего «подсказку» в виде мигающего света, которая проникает в сон. Но и в этом случае улучшение памяти помогает распознать подсказку прибора во сне и выполнить тестирование реальности.
Выполнение упражнения 3
Техника мнемонического вхождения в осознанное сновидение (МВОС) является эффективным методом инициации осознанности. Однако, для успешного ее использования требуется хорошо помнить то, что вы запланировали. Данное упражнение по развитию памяти подготовит вас к практике МВОС и поможет вам развить способность не забывать то, что надо сделать.
1. Запомните события-мишени.
В таблице «События-мишени для тренировки памяти», даны события-мишени на семь дней. Проснувшись утром, прочитайте события-мишени на текущий день. Запишите их и положите листок куда-нибудь, чтобы в течение дня он не попадался вам на глаза. Вы можете составить свой список событий - мишеней.
]] Список событий-мишеней содержит одну мишень для работы с прибором. Отслеживайте ее наряду с другими.
2. Ищите вокруг себя события-мишени и проводите проверку состояния.
В течение дня ищите события-мишени. Целью является зафиксировать первоепоявление каждого события. Заметив его, проведите проверку состояния, как на четвертом этапе техники намерения. Настройтесь обращать внимание на каждую мишень один раз - во время первого ее появления.
3. Отметьте «попадания» и «промахи».
Отметьте результаты в таблице для развития памяти. В конце дня или когда встретите все мишени, запишите, какие из них вы заметили вовремя (попадание), а какие нет (промах), зачеркнув соответствующие клетки в таблице. Помните, что попаданием считается, если вы заметили мишень, когда она возникла в первый раз. Если вы пропустили этот момент и осознали это потом, то это считается неудачей, даже при условии правильной реакции в последующие моменты появления мишени. Если вы уверены, что мишень не появлялась в течение дня, зачеркните клетку «Не появилась».
4. Сосчитайте количество «попаданий».
Запишите количество попаданий в колонку «Число попаданий». Каждый день старайтесь попасть в как можно большее число мишеней, пока не сможете «поражать» все четыре.
5. Продолжайте выполнять упражнение в течение семи дней.
На следующий день повторите этапы 1-4 с мишенями для второго дня. Выполняйте это упражнение в течение семи дней, после чего переходите к упражнению 4.
События-мишени для тренировки памяти
Указания
Каждое утро читайте только мишени наступающего дня, после чего не смотрите в список до вечера. В конце дня подсчитайте количество попаданий и промахов. Исчерпывающие инструкции даны перед рабочей таблицей для развития памяти.
События-мишени первого дня
1. Я вижу животное.
2. Я вижу свое отражение в зеркале.
3. Я включаю свет.
4. Я вижу цветок.
]] Я выхожу на солнышко.
События-мишени второго дня
1. Я пишу.
2. Я чувствую боль.
3. Я слышу свое имя.
4. Я что-нибудь пью.
]] Я вижу мигающий свет.
События-мишени третьего дня
1. Я стою в очереди.
2. Я слышу музыку.
3. Я что-нибудь выбрасываю.
4. Я слышу смех.
]] Я смотрю на экран телевизора.
События-мишени четвертого дня
1. Я включаю телевизор или радио.
2. Я вижу овощи.
3. Я вижу красную машину.
4. Я достаю деньги.
]] Я выключаю свет.
События-мишени пятого дня
1. Я что-нибудь читаю.
2. Я проверяю время.
3. Я ловлю себя на том, что мечтаю.
4. Я слышу телефонный звонок.
]] Я вижу неоновую вывеску.
События-мишени шестого дня
1. Я открываю дверь.
2. Я слышу пение птиц.
3. Я пользуюсь туалетом.
4. Я вижу звезды.
]] Я вижу сигнал светофора.
События-мишени седьмого дня
1. Я вставляю ключ в замок.
2. Я вижу или слышу рекламу.
3. Я ем фрукты.
4. Я вижу велосипед.
]] Я включаю прибор.
Таблица для развития памяти
Указания:Данная таблица предназначена для отслеживания вашего прогресса в развитии памяти. В крайней левой колонке записывайте дату, когда вы выполняете упражнение. В конце дня отметьте, сколько событий - мишеней вы заметили, сколько пропустили и сколько вообще не появилось, поставив крестик в соответствующей колонке. Число «попаданий» запишите в крайнюю правую колонку. Старайтесь каждый день «попасть» в как можно большее число мишеней, пока не сможете «поразить» все четыре. В таблице «день 0» приведен в качестве примера.
День и дата | Мишень | Попадание | Промах | Не появилась | Число попаданий |
День 0 | x | ||||
Дата: | x | ||||
05/03/99 | x | ||||
x | |||||
День 1 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
День 2 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
День 3 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
День 4 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
День 5 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
День 6 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
День 7 | |||||
Дата: | |||||
_________ | _______ | ||||
Упражнение 4: Развитие воли
Многие процедуры, связанные с вхождением в осознанное сновидение, требуют использования специфической формы намерения, а именно, активной формы труднообъяснимой черты характера, именуемой словом "воля". Наряду с другими характеристиками, воля подвержена значительным колебаниям в зависимости от типа личности. Некоторые люди способны на поступки, требующие "силы воли", в то время как многие другие ее не имеют. К счастью, существуют упражнения, позволяющие укрепить волю.
Как и другие органы и функции нашего организма, волю можно укрепить посредством упражнения. Для укрепления определенной группы мышц мы пользуемся упражнениями, нацеленными на развитие именно этой группы. Подобным же образом, для укрепления воли полезно изолировать ее от других психологических функций. Это можно сделать, выполняя "бесполезные" упражнения. Пример такого рода упражнений предлагает Aойд Барретт в своей книге "Сила воли и как ее развить". Ежедневно, на протяжении семи дней, тренирующийся должен по десять минут стоять на стуле, стараясь чувствовать при этом удовлетворение. Один мужчина, практиковавший это упражнение, сообщил на третий день тренировок, что он "…добился ощущения силы, заставляя себя выполнять это упражнение. Волевые усилия дарят радость и энергию. Это упражнение морально тонизирует меня и пробуждает во мне чувство великодушия ...".
Многие свои занятия в течение дня можно превратить в упражнения для укрепления воли. Можно, например, упражняться, оставаясь спокойным в раздражающих ситуациях. Ниже дана программа укрепления вашей воли.