Лекция №9. Геоэкол-е проектир-е. Введ-е.
Лекция №9. Геоэкол-е проектир-е. Введ-е.
Значение геоэкол-го проектир-я.
ГЭ основы проект-я – это совок-ть гэ-х знаний и особен-й терр-го проект-я сформир-х в виде гэ-х принц-в проект-я.
В гэ-й минимум входят:
1. Общее представ-е о роли природы, ланд., жизни общества, особенно о соц-экон-х функциях ланд-в.
2. знания о тех св-ах прир-х ГС, кот. играют важную роль в их изм-ии под влиянием антр-й деят-ти.
3. знания об особенн-х интегральных ГС.
4. знания о СП-ти ГС к изм-ти и уст-ти, о сочетании в них процесс-в саморегул-я и управления.
Особен-ти терр-го проект-я:
1) его стадийность и иерархичность;
2) необ-ть своевремен-го поступления ГЭинф-ции;
3) широкое исп-ие норм и стандартов.
Стадийность и иерар-ть предполаг-т последовательное исп-ие ряда схем начиная с общих (генерал-х) и заканчивая детальным крупномасштабнымпроектом. На 1 стадии разрабатывается генер-ая схема в масштабе 1:1000000 или 1:500000, т.е. составл-ся общая модель организации и развития терр-ии (н.п. генерал-я схема отрасли народного хоз-ва).
На 2 стадии разраб-ся районная планировка в масш-бе 1:3000 или 1:100000, отдельные фрагменты в масш-бе 1:25000, т.е. модель крупного экон-го района.
На 3 стадии осущ-ся проект-е опред-й геотех-й сис-мы и ее окружения.
ГЭ принципы проект-я – это правила, кот. следует руков-ся при проект-ии прир-технич-х сис-м с тем, чтобы сохранить главные св-ва их прир. составляющих.
Интегральные ГС живут по 2 законам одновременно: по прир-м и законам развития общ-ва. При чем общ-во явл. подсис-й, кот. управляет всей суперсис-й «природа-общество» и изм-я природу, но и «вторая» природа продолжает сущест-ть по своим зак-м подчиняясь чисто прир-м ритмичес-м процессам связ-х со сменой времени года и т.д.
Соц-экон. функцииприр. составляющих (ГС, ланд): 1) ресурсная (ресурсосодержащая, ресурсовоспроиз-я); 2) среда жизни и деят-ти чел; 3) сохранение генофонда; 4) приема и нейтрал-ции отх; 5) познавательная и эстетич-я.
ГЭ принципы проектир-я.
Проектир-е простр-но-врем-й прир-технич-й ГС (ПТГС).
Основной ГЭ прин-п проект-я – это проект-е простр-врем-й ПТГС,а не просто вписывание опред. технологии в природу. Этот прин-п явл. ГЭ выражением сис-го подхода к проект-ю. Необ-ть соблюдения данного прин-па обусл. св-ми ГС. Все ГС обладают терр-й дифф-й, наличием уст-ти и изм-ти, а след., сущест-ет переменных состояния. При традиционном «вписывании» технологии в природу преследовались лишь задачи получения мах экон-го эффекта. При этом проект-сь только техн-ие сис-мы, а природа принималась лишь за изм-й фон. Теперь при проект-ии ПТГС задача услож-ся, мы д/ путем проект-я обесп-ть уст-ое высокач-ое сост-е и прир. и тех-й состав-х ГС, сферу проект-я ч/з норм-вы и огран-ия входит и природа п/п, при этом при-я состав-я рассм-ся не только как ресурсовоспроиз-я сис-ма, а прежде всего как комплекс воспр-й для здоровья насел-я св-ва ОС.
Учет простр-й организации ПТГС не нов для проект-я, а временной подход новое явление. Этот подход подразумевает учет режима функцион-я ПТГС, а также режима управ-я ею. Для этого необх. знать о многолет-х тенден-ях изм-ия св-тв ГС особенно таких ком-в как почва и раст-ть. Также учитывают картину истор-го развития прир. состав-х.
Пути осущ-я основного ГЭ прин-па при роект-ии ПТГС 1)с/х назначения: этот прин-п означает, что создаваться д/ не набор рядом располож-х с/х угодий, а сложная сис-ма вкл-я различные прир-е и техн-е эл-ты, как с/х угодья, инфрастр-ра, сел. насел. пункты, леса, уч-ки не с/х раст-ти, водоемы. Важным явл. поддержание ГЭ разнобр-я с/х ГТС. По скольку с/х ГС отл-ся меньшим разнообр-м их уст-ть снижена, след, для повышения уст-ти с/х ГТС «усложняют» их стр-ру: для этого исп-ют севообороты, вводят на соседних угодьях севообороты с разными ротационным циклом, форм-ют мозаичную стр-ру угодий, возделывают в пределах одного угодья неск-ко культур, необх. включение с/х ПТГС лесных, луговых, водных, болотных уч-в кот. предотвр-ют усиление эрозион-х, дефляц-х и гравит-х процессов, снижение уровня грунт-х вод, усиление ветров, уменьшение относ-й влаж-ти воздуха и др.
2)-/-/-/- при проект-ии водохоз. ПТГС: меры при проект-ии водхоз. ПТГС вкл. в себя необх. обеспеч-я целостности сис-мы, ее уст-ти. Для обесп-я целост-ти водохоз. ПТГС комплек-го типа – водоохран. д/ рассм-ся как склад воды, как объект существенно изм-ий, кач-во речной воды, как регулятор стока, ист-к и аккумул-р гидроэнергии, об-т способ-й увел-ть исп-е зем. рес-в благодаря ирригации.
3)-/-/-/- при проект-ии лесохоз. ПТГС: лесохоз. ГС придать св-во простр-врем-х ГС м/ рела-я «правила постоян-го пользования лесом» это правило сложившееся в Европе на протяж-ии более 200 лет предпол. обесп-ие бесперебойного замещения запасов древесины; размещ-е новых запасов леса на таких уч-х, где доступна добыча и где она не угрожает безоп-ти рядом распол-х лесных бгц; обязат-е сохранение при провед-ии всех лесохоз. мероприятий продук-ти лесных почв.
Принцип терр-й дифф-ти.
Означает, что ПТГС д/ проект-ся с учетом прир-х и соц-экон-х усл-й каждого конкретного региона. Соблюд-е данного прин-па обусл. тем, что все ГС обладают такими св-ми как терр-я дифф-ия и интеграции. Этот прин-п всегда учит-ся при план-ии размещ-я об-в промыш-ти, с/х и селитеб-х об-в. Подходы к проект-ю ПТГС зав-т и от степени освоенности терр-ии, т.е. они не м/б одинаковыми в староосвон-х и только освон-х регионах, поскольку острота проблемы разная ч\з различные нормы и правила составл-ые с учетом особен-й разных рай-в и регионов. Одним из вариантов учета терр. дифф. м/б концеп-я Полынова о гх ланд-те, эта конц-я применима на крупных терр-ях. прин-п терр-й дифф. широко исп-ся при проект-ии автодорог. Однока, во многих случаях прин-п терр дифф. имеет узкую инженерную направ-ть, необх. учитывать, что прир-ые ГС попадающие в район трассы требуют комплекса ПОМ поэтому будут весьма полезны карты уст-ти ланд. к возникающим в ходе строит-ва и экспл-ии возд-м. При проект-ии городов прин-п терр дифф. реал-ся при моделир-ии простр-й стр-ры гор-й среды. Простр-ая стр-ра совр-го города д/ отвечать требованиям наиболее рац-го расп-я об-в обесп-х работу, быт и свободное время. Это требует постоянного повышения уст-ти к высоким АН, один из важнейших путей охраны ОС городов это создание зеленых зон, для того, чтобы зел. зоны выполняли средозащ-ые ф-ции общий удельный вес озеленения селитебной терр. города д/ составлять не менее 40-50%, при чем 80% из этих д/ приходится на крупные зел. массивы(парки).
При проект-ии с/х об-в данный прин-п осущ-ся ч/з рац-ое размещ-ие ПТГС и эффект-е исп-ие прир. усл-й. Функц-ое зонирование прояв-ся в п/о ГС многофункц-го назначения: б/с резерватор, нац. парк. В нац. парках учит-т противоречивые интересы-с од.ст. сохранение ланд., а с др. ст. исп-ие для рекреац-х, науч-х и хоз. целей. Кол-во и назначение зон выделяемых в нац. парках не одинаково и зав-т от разнообр-я ПУ и особен-й исп-я.
Прин-п повсемест-ти.
Соблюд-е данного прин-па необх. потому что ПТГ оказывают влияние на сост-ие прир-х ГС (соседних) и потому замена на больших площадях естест. бгц более простыми приводит к снижению уст-ти бгц. Этот прин-п следует из пред-й из взаимосвяз-ти ГС, о большой роли веществ-энер-й обмена м/у ними гор-х связей. Прин-п повсемест-ти учитывает охрану ланд. в целом и охрану отд-х его ком-в, что находит отражение в ряде законов и нормат-х актов. ГЭ прин-п повсем-ти основывается на представ-х о тесных гор-х связях м\у функ-ми зонами городов, где сохранение природы в отд-х зонах невозможно без орган-ции п/о деят-ти в каждой из них. Др. аспект применения данного прин-па это равномер-ти распр-я усилий по охране уже сильно нарушенной ОПС в разных городах. К сожалению, больш-во ПОМ прояв-ся только в крупных городах. Тогда как в ряде мелких поселениях существуют острые проблемы загр., решение кот. невозможно обесп-ть собств-ми силами без доп-х кап. вложений.
Прин-п профилакт-ти.
Прин-п пред-т, что при проект-ии любой ПТГС д/б заблаговрм-но предусм. меры напрвлены на то, чтобы не допустить возд. СП-ых вызвать негативные послед-ия. Реал-я прин-па опирается на норм-ие разных видов возд. на ОС.
Пути реал-ии прин-па:1) ограничение изъятия прир в-ва допустимо изъятие такой массы, кот. не подрывает СП-ть природы к саморегулиров-ю; 2) предупр-ие введение в ГС вред-х им в-тв, необх. соверш-ть технол-но произ-ва, осущ-ть переход к замкнутым циклам, мало-и безотх. технологиям. При соблюд-ии данного прин-па должное внимание д/ удел-ся учету особ-й терр. дифф. усл-й и факторов. прин-п профил-ти это вся деят-ть ЭЭ. Наиболее оптимально существование защитных мер еще на стадиях план-ия и проект-я. Однако, проведение примитив-х мер возможно и на этапе функц-ия ПТГС. Один из путей реал-ции этих мер это изм-ие хар-ра проект-го возд. Еще один путь реал-ии это предусм-е мер защиты после того как возд. уже произошло. Цель этих мер – оказание оператив-й помощи. Еще один путь – это компенсацион-ые меропр-ия и рекул-ия. прин-п явл. ведущим при проект-ии промыш. об-в и геотех-х сис-м. Он воплощается в разработке ресурсосредосбер-х технол-й и в таких меропр-х как наиболее полное ресурсосбережение, создание и внедрение мало-и безотх. тех-й. очистка и улавливание промыш. выбрасов с помощью очист-го оборудования, комбинир-я произ-ва с целью комп-го исп-я воды и многокомпонент-го сырья.
При проект-ии ПТГС с/х назначения учет этого прин-па осущ-ся ч/з реал-ю всех ГЭ прин-в. Здесь наиболее сущест-но предотвращ-е загр. «собственно» загр-ми, т.е. различными химикатами, топливом, отх жив-х ферм. Важным инструментом контроля за загр. хим-ми явл. устан-е ПДК в разных средах. Сущест-т 2 аспекта: агроном-й, т.е. почва стан-ся ток-й для раст-й и микроор-в и антропоэкол-й, т.е. в почве накоп-ся вредные в-ва для чел. Чтобы сократить загр. хим-ми необх. след.:*правильно подбирать место и время их внесения; *исп-ть комплексное применение ядохим-в и удобрений, кот. улучшают усл-я развития микроор-в участ-х в распаде ядохим-в; *поддер-ть оптимал-ую влаж-ть почвы; *применять глубокую обработку почвы, кот. активиз-ет микробиол. процессы и извлекает химикаты на поверх-ть, где ускоряется их разложение; *подбор культур уст-х к вредителям и болезням, подбор сочетания культур отпугивающих вредит-й.
К жив-м комплексам необх. подход как ист-м загр. промыш. типа, д/б предусм-но строит-во очист-х сооруж-й, а при выборе места строит-ва ком-са надо учитывать основное напр-е ветров. напр-е потока наземных и позем-х вод, распол-ие их относ-но открытых водоемов и насел-х пунктов, создание вокруг ферм сзз.
ЭЭ технологии и продукции.
Экол. экспертиза проводится Министерствами и ведомствами, осущ-ми разработку новой тех-гии и продукции. На стадии тех-го задания (ГОСТ 15001-88П-2) устан-ся обоснованность и полнота экол. хар-к их соотв-ия мировым стандартам. Экол. хар-ки опр-ся орг-ией заказчиком и уточняются на вснх этапах подготовки. При этом делается оценка соотв-ия экол. хар-к разработанной тех-гой документации, требованиями тех-го задания и установленным норм-ам. СХЕМА проведения ведомственной экол. экспертизы: 1. фор-ие целей и задач экспертизы; 2.оценка ист-ов и напр-ий негативного возд-ия продукции на ОС и прир.рес. 3. опр-ие соответствия экол. хар-к действующим нормам и правилам. 4. срав-ый эколого-экон. Анализ и оценка разрабатываемого и базового вар-та. 5. оценка полноты и эфф-ти мер-ий по предупреждению возможных аварий. 6.оценка полноты, достоверности и научной обоснованности прогнозов возм-го влияния на сост-ие ОС. 7. оценка выбора средств и мет-ов контроля возд-ия прод-ции на сост-ие ос. 8. экол. оценка способов утилизации новой прод-ции после отработки рес-ов. 3 вида экспертных показателей:1.техног-е;2.эколого-техног.;3.эколго-эконом. 1. тех-ые хар-ки содержат расчетные матер-е и энерг-ие балансы, с выделением отх-ов, сбросов, выбросов, разделение их по виду, составу, классам опасности и тд. 2. эколого-тех-ие хар-ки включ. принципы и схемы малоотх-х и бехотх-х ресурсо- и энергосберегающих реш-ий. Хар-ки систем очистки выбр. и сбросов, способы утилиз-ции и переработки отх-ов. 3.эколого-экон. хар-ки влюч. Расчетные затраты на экол.мер-ия и срав-ие их с экол-им ущербом от тех-х возд-ий. Расчетная ценообразная хар-ка, платежи
ЭО технологич-х реш-й.
1.Экол. экспертиза в этом случае заключ-ся в проверке соот-ия нормативам ресурсоемкости тех-гий, тех-их показателей хар-их уровень возд-ия на ОС в продукции мат-ла, экол. оценки принципов и схем тех-их проц-ов ист-ов систем очистки. 2.экол.экспертиза закл-ся в оценке эфф-ти мер-ий по предупреждению аварийных ситуаций. В оценке экол. безоп-ти ликвидации тех-ки и технологии. Хар-ки уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений их соотв-ия ПДУ. В проверке удельных показателей потреб-ия прир.рес. на ед. продукции. В обосновании выводов по способам утилизации или ликвидации прод-ции после обработки. В достаточности оценки возд-ия на ОС применяемых тех-их средств и тех-гий.
ЭО проектов.
В экол. обосновании град. объектов оцен-ся экол. безоп-ть проживания нас-ия, целесообразность и оптимальность проек-ых решений, намечаемых мер-ий по охране природы и сохр-е культурно-историч. наследия. В экол. обосновании опр-ся:1.устойч-е соц-экон. разв-е терр-ии.2. рац-ое ПП;3.комфортные ус-ия проживания;4.защита терр-ий от опасности техн-х возд-ий;5.сохр-е и восст-е ист-культ. наследия, памятников культуры и тд. Нормативную основу экол.обос-я сост-ют:1.нормативы и ограничения ПП.2.сан-гигиен. нормы и правила и др. регламенты. Документами, опред-ми экол. ус-ия проживания нас-ия яв-ся генер-й план и экол. паспорт города илипоселения. Генер. План яв-ся осн-м градост. док-ом, опред-им ус-ия фор-ия среды жизнед-ти, границы, зонирование терр-ий, разв-е инфраструктур, градост. требования сохр-я объектов историко-культ. наследия и ООПТ и экол. и санит. благополучию. В генер-х планах городов или поселений необходимо экол-ки обосновывать выбор места размещ-я нового города, границы его, струк-ру и функион-ую орг-цию терр-ии, размещ-е пром-ых, селитебных и рекреационных объектов, размеры санитарно-защитных зон, потребность города в рес-ах, защиту терр-ии от опасных прир. яв-ий, размещ-е отх-ов, ус-ия их хран-я, захоронения и переработки. Экол. обос-е в генер-м плане города должно включать:1.анализ и оценку существующей струк-ры землеп-ия.2. хар-ку прир. ус-ий терр-ии, данные о водопользовании с оценкой возм-ти допол-го водообеспечения.3. сведения о сточных водах и степени их очистки. 4.сведения о кол-ве и токсичности отх-ов, способов их складирования и утилиз-ии. 5.мероп-я по защите нас-ия от физич.-х возд-й. 6. мер-я по озеленению и оценку рекреац. Потенциала города. 7.прогноз изменений экол. ус-ий в городской среде и оценку комфортности проживания в различных зонах города. 8.мер-е по орг-ции экол. монит-га. В экол. обос-ии генер-го плана города исп-ся картораф-е матер-лы, кор-ые включ.:ландшафтно-экол. карту города,покомпонентные карты,карту-схему ист-ов загр-я и физ-их возд-ий,карты распол-е объектов культурно-историч. наследия,карту прогноз-го экол. состояния и прир. зоны.
Экол-е проекты СЗЗ.
СЗЗ выполняют ф-ции прир. фильтра, обеспечивающего экранирование, ассимил-ю и фильтрацию загр-ей атм-го воздуха, снижая уровень возд-я до гигиен-х норм-ов. СЗЗ обязательный эл-т экол-го проек-я любого объекта, кот-й может быть ист-ом:хим,биол,физ-го воз-ия. Размеры СЗЗ и гигиен-е требования к ним устан-ся сан-ми правилами. минимальные размеры СЗЗоны для пред-ий 1 класса опасности сост-ют 1тыс. метров,для 2кл-500 метров,для 3кл-300метров,для 4кл-100м,для 5кл-50м. для промузлов устан-ся единая СЗЗ с учетом суммации всех возд-ий и фонового загр-я. Для сов-х крупных пром-х центров черной и цветной металлургии, нефтехимии и нефтепер-х, биосинтеза, лесохимии размеры СЗЗ обосновывают в проекте экол. и могут достигать десятки и сотни км2. в пределах СЗЗ запрещена застройка, размещ-е садовых и дачных уч-ов, не дрпускается размещ-е пищевой пром-ти, хранилище питьевой воды. Эта терр-я не может быть исп-на для рекр-ции, нельзя проектировать парки, спортивные, лечебные, оздор-ые и образ-ые комплексы. В границах СЗЗ допускается:выращивание технич-х культур, размещ-е произ-в меньшего класса опасности, размещ-е предп-ий инфраструктуры, нежилых помещений, складов, коммуникаций, ЛЭП,электроподстанций, бани, прачечные. Озеленение СЗЗ должно составлять от 40-50% площади. Физич-е фак-ры возд-я на нас-ие: шум, инфразвук нормир-ся гигиен-ми нормативами и сан-ми правилами. СЗЗ пром-ых, комм-ых, энер-их произ-в, автономного, желез-го тран-та должны быть обоснованы расчетным путем с учетом хар-к ист-ов возд-я. В России состав ТБО представлен на 30-38% орг-ми в-ми, 23-33% бумагой,от 2-7% металлами,пласт-ом и деревом,от 5-8% стекло. В Москве обр-ся 2,5 млн т отх-ов ежегодно, а на 1 чел-ка -200 кг, в Моск. обл-ти в год на полигоны сбрас-ся 8 млн т отх-ов из них 4 млн т – ТБО, 0,5 млн т –строит-е, 2 млн –пром-ые, остальные-иловые остатки и загр-й грунт. В Моск. обл-ти 58 санкц-х полигонов. В сов-ой практике переработки ТБО исп-ся мет-ды их склад-ия, переработки и утилиз-ии, сжигание. Склад-е ТБО: в мировой прак-ке подавляющее кол-во ТБО продолжают вывозить на свалки. Экол. послед-я склад-я ТБО:1.большая потребность в земле, 2.сложность орг-ции свалок. 3.загр-е ОС. 4.опасность распространяемой инфекции. 5. повышенная пожароопасность. 6.потеря ценных компонентов. Переработка: сущ-ет неск-ко мет-ов пром-ых переработок ТБО: 1.термическая обработка.2.биотермические аэробное компостирование с получ-ем удоб-ия, биотоплива. 3.анаэробная ферментация. 4.сортировка. Сжигание в наст. Время сжигание это наиболее технически обработанный и распр-й мет-д пром-ой обработки ТБО перед их удалением на свалки. Техн-я прямого сжигания ТБО пред-ет экол. опасность вследствие токсичных выбросов: тяж ме, дибензодиоксины, дибензофураны и др. и яв-ся самой дорогостоящей среди др. переработок ТБО. Биотермальное аэробное компостирование: полученные из ТБО компост улуч-ет почв-ую струк-ру, влагосодер-ие, ум-ет эрозию, но всегда засорен металлами, стеклом, текстилем и и сильно загр-ет почву, поэтому пром-ую технол-ию оптимально строить по принципу комбинирования мет-ов переработки ТБО. (СХЕМА комп-ой переработки). В основе тех-гии должна лежать сортировка. Предварительная сортировка улуч-ет процесс компост-я, облегчает очистку компоста от примесей, улуч-ет состав отходящих газов, уплотняемость свалок. Тех-гии комп-ой переработки ТБО соот-ют сов-м экол. требованиям. Обеспечение извлечения ценных комп-ов и получ-е новой товарной продукции. Переработка пром-ых отх-ов: при переработки пром. отх. Прим-ют термич, физ-хим, техн-е и и биотехнологии. Стоимость переработки 1т пром. отх. Составляет от 0,2-10 тыс.$. 1. термич. Тех-гии: при высоких темпер-ах продукты терморазлагаются, химически взаим-ют с обр-ем нетоксичных в-в, а токсич-е в-ва 1 и 2 класса опасностей включ. диоксиды, пестициды могут быть обезврежены только плазменным мет-ом. При плазмо-химич. Мет-де высокие темпер-ры, давление позволяют переработать отходы прак-ки 100%. Но плазменная тех-ия энергоемка, но экологически безопасна. Термич-е тех-гии дают твер. Отх, позволяют исп-ть вторичное тнпло. Из термич-х техгий перспективен м-д безокислительного перолиза:полож-ые-получ-е тех-го газа и сорбента, экол-я чистота, безоп-ть. 2. из физ-хим. мет-ов предназначены для исп-ия отх-ов, как сырья. Этими мет-ми извлекают полезные компоненты, а сами отх-ды перераб-ся в удоб-ия, строймат-лы и тд. 3.биотехнологии:исп-ют микроорг-мы для извлеч-я тяж. Ме основано на том, что некот-е бактерии выщелачивают медь, цинк, железо, окисляя их до серной к-ты, к-рая обр-ся этими бактериями из сульфидов металла. Разработана биоутилизация из сырой нефти. В целом биотех-ии яв-ся экологич. Тех-ми переработки пром. отх. Экол-ие требования фор-ся как для стадии проектир-я, так и для эксплуатации полигона. Размещ-е полигонов ТБО должно быть согласовано с ген. Планом или проектом застройки города и пригородной зоны. В рез-те ИЭИ производятся оценка возм-ти исп-ия терр-ии под полигон. Пригодны для этих целей места, где сущ-ет экран тяж-х суглинок, из глин с уровнем заолегания грун-х вод>2м. предпочтение:ровные пов-ти с отсутствием смыва фильтрата в реч. Системы. Допускается исп-ие оврагов, начиная с их верховья, при этом происходит перехват талых вод, фильтрата. При проект-ии полигонов примен-ся меры защиты водоносных гор-ов от фильтрата: устройство водоупоров, дренирование полигона, сбор ливневых вод и фильтрата. В зеленой зоне выше и ниже полигона проектир-ся контр-ые скважины, а размер СЗЗ от границ полигона до селитебной терр-ии составляет 500 м. Экологические требования к эксплуатации ТБО: сжигание ТБО запр-ся, складир-ие отх-ов происходит по рабочей карте с ежесуточной изоляцией слоев в летний период, а при темпер-ре 50С не позднее 3 суток. Закрытие полигона осущ-ся после отсыпки их на предусмотренную высоту с изолированием грунта не менее от 0,6-1,5м. закрытые полигоны исп-ют под складские помещения. Проект производственного экологич. Контроля полигона ТБО: включ. контроль за системой подз-ых и повер-х водных объектов, воздуха, почв. Грунт. Воды контр-ся в скважинах, в зеленой зоне полигона или за пределами СЗЗ. Повер-е воды контр-ся выше и ниже полигона водоотводных каналов. Для контроля за состоянием атм-ры рекомендуется ежеквартальный отбор атм.воздуха над отработанными уч-ми полигона и границы СЗЗ в кот-ой опр-ся соед-ия выделяющиеся в процессе разлож-я ТБО. Контроль за состоянием почв проводят по хим, микробиологическому и радиологическим параметрам.
Лекция №9. Геоэкол-е проектир-е. Введ-е.