Технологические параметры зуба колеса.
В процессе работы два колеса контактируют друг с другом по боковой поверхности зубьев. Контакт происходит на участке профиля, ограниченном максимальным радиусом колеса (начальная точка контакта А) и точкой конечного контакта Р боковой поверхности зуба с вершиной зуба сопряженного колеса, расположенной на диаметре вершин зубьев (рис.5.7.). В процессе изготовления корпуса редуктора, в который устанавливаются колеса, да и самих колес наблюдаются отклонения межцентрового расстояния, формы зубьев, а также биение зубьев колес относительно оси вращения, что приводит к смещению точки Р вдоль боковой поверхности зуба. Для того, чтобы обеспечить гарантированное касание зубьев обрабатываемого колеса и сопряженного с ним по эвольвенте, в процессе обработки увеличивают эвольвентный участок профиля зуба по боковой поверхности до точки L по радиусу (Drl) или по линии зацепления (Dl):
или Drl = k mn , (83)
где k- коэффициент перекрытия, равный 0,05…0,15.
Если известно межцентровое расстояние aw и радиусы начальных цилиндров rw1 и rw2 , по которым совершается обкат, то, учитывая, что для эвольвентного зацепления точка контакта зубьев сопрягаемых колес при любом их угле поворота располагается на линии зацепления N1N2, касательной к основным цилиндрам (rbi), задавшись параметрами точки A2 вершины зуба второго колеса можно рассчитать параметры точки Р1 первого колеса.
N1N2 = aw sin at,
N2A2 = ,
N1P1 = N1N2 - N2A2,
rP1 = .
В этом случае радиус положения точки L можно определить или как
rL1 = rP1 - Drl, или rL1 = . (84)
При использовании некоррегированных прямозубых колес обкат происходит по делительным цилиндрам этих колес (r1 и r2), а межцентровое расстояние равно
aw = r1 + r2 . (85)
При использовании коррегированных косозубых колес обкат производится по начальным окружностям, величины которых необходимо рассчитывать. При этом межцентровое расстояние будет равно
aw = rw1 + rw2 . (86)
В процессе установки колес с коррегированным профилем может наблюдаться уменьшение радиального зазора между вершинами зубьев и дном впадин сопряженных колес. Для сохранения необходимого зазора нужно скорректировать размеры диаметров выступов колес. Согласно [11] наиболее просто это можно сделать следующим образом
ra1 = aw - rf2 - c2* mn . (87)
где с2* - коэффициент радиального зазора, который обычно он равен
c2* = hf2* - ha1* . (88)
При изготовлении колес с целью получения бокового зазора между зубьями, необходимого для компенсации погрешностей изготовления и температурных деформаций, вводят дополнительное смещение исходного контура (дополнительную коррекцию) (рис. 5.8), величина которой равна
Кдоп = (- ЕHS + ). (89)
где EHS - величина дополнительного смещения;
ТH - допуск на величину дополнительного смещения.
Данные величины определяются по нормативным документам [ГОСТ 1643-81] в зависимости от заданного вида сопряжения и степени точности колеса. В этом случае координаты профиля зуба с дополнительной коррекцией (rKу, dKу, xKу) по отношению к расчетному профилю (rу, dу, xу) будут описаны следующими зависимостями:
. (90)
Введение дополнительного смещения влияет на значение нормальной и окружной толщины зубьев, так: