Проведение занятия в форме тренинга: «Прохождение собеседования при приеме на работу».

Курс: «Экономические основы работы с молодежью», тема «Трудоустройство».

Цель тренинга: сформировать навык прохождения собеседования при приеме на работу.

Задачи:

1. Получить навыки ответов на различные вопросы, как профессионального, так и общего характера («Сколько вы хотите получать?», «Почему выбрали нашу организацию?», и т.п.)

2. Научиться контролировать «невербалику» - владеть своим телом, подавлять признаки нервозности, волнения и т.д.

3. Получить оценку соответствия своего внешнего вида нормам корпоративного дресс-кода.

Перед тренингом:

Студентам прочитана лекция и даны ссылки на необходимые источники информации. Проведено интерактивное занятие по составлению резюме и дано задание составить его с учетом полученной информации.

Определяются следующие категории участников:

1. Эксперты. 2-3 человека. 2 способа отбора экспертов: случайный способ (генератор случайных чисел определяет номер того студента группы, который станет экспертом), голосование – студенты выбирают наиболее непредвзятых, объективных и внимательных к деталям, «въедливых» одногруппников.

2. Работодатели. 2-3 человека. Определяются по желанию, либо способами, описанными выше.

3. Соискатели. Остальные студенты группы. Оптимальное число – не более 10 человек.

4. Оператор. 1 человек, ведет видеозапись тренинга.

Этапы тренинга.

Объяснение целей, задач, правил – заранее.

Прохождение собеседования – 40 минут (в зависимости от количества участников 4-5 минут на человека).

Совещание работодателей и экспертов – 10 минут. Совещания проходят независимо друг от друга: работодатели совещаются с работодателями, а эксперты с экспертами.

Анализ каждого собеседования – 40 минут (в зависимости от количества участников 4-5 минут на человека).

Прохождение повторного собеседования, с учетом ошибок первого этапа – 40 минут (в зависимости от количества участников 4-5 минут на человека).

Индивидуальные рекомендации – 40 минут (в зависимости от количества участников 4-5 минут на человека).

Подведение итогов – 10 минут.

ИТОГО – 180 минут.

Особенности тренинга.

Тренинг проводится в помещении, оборудованном столом «для переговоров», за которым располагаются работодатели. Эксперты сидят в стороне и наблюдают за ходом собеседования, делая пометки в своих журналах.

Работодатели приглашают участника, с ним проводится беседа, имитирующая ход интервью при трудоустройстве, после прохождения собеседования он остается в помещении и наблюдает прохождение тренинга своими одногруппниками, тем самым закрепляя навык собеседования.

В процессе обсуждения первой части тренинга работодатели принимают решение: кого бы они взяли на работу, а эксперты оценивают прохождение собеседования по разработанной ими заранее шкале.

Далее работодатели, эксперты и преподаватель высказываются по каждому «соискателю», после чего тренинг возобновляется, и собеседование проводится еще раз, чтобы закрепить навык.

После этого опять проводится анализ и каждому человеку даются рекомендации по прохождению собеседования в «реальных» условиях. Также можно проводить групповой просмотр видеозаписи тренинга, но мы рекомендуем это сделать на следующей паре, т.к. это существенно увеличит время обсуждения. Но каждый получает ссылку на видеозапись, чтобы посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.

После всего проводится обсуждение тренинга, подводятся итоги:

- были ли выполнены цели и задачи?

- справились ли эксперты и работодатели со своей ролью?

- как себя чувствовали участники тренинга?

- узнали ли студенты что-то новое о себе, пригодится ли им эта информация?

- что можно изменить, чтобы сделать тренинг более эффективным?

Потом студентам предлагается ответить на вопросы анкеты:

Анкета размещается в интернете с помощью инструментов google, вкладка «документы»: https://docs.google.com/. Там выбирается «создать форму». Удобный и интуитивный интерфейс документов google позволяет даже неопытному пользователю создать интерактивную анкету на этом ресурсе. Данный инструмент позволяет осуществлять набивку и обработку данных автоматически, что существенно облегчает работу проводящего опрос.

* Из практики старшего преподавателя каф. Философии и социологии ТУСУРа Орловой Надежды Александровны

Приложение 17.
Метод проектов

В методе проектов студенты объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например, программу социологического исследования на любую интересующую их проблематику или схему проведения эксперимента при лабораторном занятии. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к научно-исследовательской работе. Такая проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ.

Ярким примером организации самостоятельной работы является технология группового проектного обучения, которая реализуется не столько во время плановых занятий, но и стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей.

Понятие проект – замысел переустройства того или иного участка действительности, согласно определенным правилам.

В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».

Аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют:

• улучшить навыки логического мышления

• максимально раскрывают творческие возможности студентов

• стимулируют их к научно-исследовательской работе.

Пример применения*:

Наши рекомендации