Закон информированности-упорядоченности.
Обычно информацию разделяют на два больших класса:
- объективную – имеющую материальное отражение в товаре;
- субъективную – отраженную, организованную людьми.
К объективнойотносится информация, полученная от объекта управления как потребительной стоимости.
Основную долю составляет класс субъективной информации. Соотношение субъективного и объективного в отраженной информации зависит от многих факторов, в том числе от уровня профессиональной подготовки и культуры человека, потребностей и интересов, сложности процесса и времени на управление, уровня и технических средств управления.
Субъективность информации нельзя отождествлять с ошибочностью, недостоверностью - это разные категории. Субъективная информация может иметь высокий уровень объективности и достоверности.
Чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования. Но при этом должны выполняться требования к информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Объем информации должен рассматриваться с двух сторон - как объем символьной и воспринимаемой информации. Объем символьной информации определяется количеством букв, знаков, символов и обычно выражается в символах или байтах. Объем воспринимаемой информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения. Он зависит от символьного объема, формы представления (текст, графика, формулы, звук), временного интервала на ее обработку, сложности информации или ее обработки, индивидуальных характеристик информанта, текущего состояния объекта управления (актуальность, изменение состояния объекта). Объем воспринимаемой информации имеет три уровня: информационная избыточность; субминимальный уровень; недостаток информации (информационный голод).
Достоверность информации-это процент реальных сведений к общему объему информации. Достоверность имеет три уровня:
- абсолютный (100%),
- доверительный (более 80%),
- негативный (менее 80%).
Достоверность во многом зависит от методики документооборота. Чем меньше людей принимают участие в сборе, передаче и обработке информации, тем выше ее достоверность. Достоверность может быть искусственно повышена в результате обработки большего, чем обычно, объема информации по эффективным методикам или алгоритмам.
Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения.
Насыщенность информации - это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной (профессиональной) информации за счет:
- улучшения настроения;
- поднятия эмоционального уровня;
- предварительной настройки внимания на заданную тему.
Насыщенность имеет три уровня:
- высокий (80 - 100%),
- нормативный (50 - 80%),
- низкий (менее 50%).
Открытость информации - это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существует три уровня открытости информации:
- секретная (государственная тайна) - отражает глобальные потребности общества и имеет ограничения на использование. Степень секретности информации отражается в грифах: особая важность, совершенно секретно, секретно.
- конфиденциальная (для служебного пользования) - отражает интересы общества, потребности группы или коллектива людей. Имеет ограничения на использование. К конфиденциальной относятся: информация с высоким уровнем ценности (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза) и сведения о потенциале организации (кадровом, технологическом, научном и т.п.): инвестиционные программы и планы инвестиций, имущественное положение организации, методы изучения рынка сбыта и продаж, сведения о партнерах и клиентах.
- публичная (открытая) - отражает интересы общества, потребности и интересы людей. Не имеет ограничений на использование.
Информационная избыточность об объекте управления повышает качество решения, однако увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации. Для принятия важных решений иногда требуется дублирование информации, т.е. создание информационной избыточности. Недостаток информации затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов для повышения вероятности правильного решения.
Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др.
Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).
Следствие закона: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.
Руководитель, используя характеристики информации, имеет возможность создать первоклассный информационный ресурс своей организации.
Благоприятный результат в управлении возможен лишь в том случае, если используется закон информированности-упорядоченности. Для этого руководители организаций должны:
- формировать для конкретного задания оптимальный набор требуемых характеристик информации;
- находить или создавать свои источники с требуемыми характеристиками информации;
- повышать квалификацию своих сотрудников;
- внедрять передовые информационные технологии.