Тема 5. Организация и управление.

Под управлением в широком смысле слова понимаются элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Система управления -организационная система, состоящая из двух подсистем, представляющих субъект и объект управления, прямых и обратных связей между ними. В качестве системы управления рассматривается организационная система того уровня, на котором может быть решена проблема.

Каждая из обозначенных частей имеет определенную самостоятельность и собственное предназначение. Объект управления - система, выполняющая ролевую функцию организации, в то время как субъект управления поддерживает выходы этой системы на уровне, удовлетворяющем заданным условиям ее функционирования. Связь в системе управления объединяет субъект и объект управления в единое целое. Ее следует рассматривать как источник информации для выработки управляющего воздействия. Через каналы связи движутся потоки информации, питающие все подсистемы организации и обеспечивающие достижение ее целей.

Если проблема возникла и может быть решена в структурном подразделении организации, то, как система управления, должно рассматриваться это структурное подразделение. Все остальное по отношению к нему рассматривается как внешняя среда.

Понятия «организация» и «управление» соотносятся между собой в следующем порядке:

1. Управление, а точнее управляющая система, уже сама по себе есть организация, некое единое упорядоченное целое, состоящее из различных элементов, складывающихся определенным образом в структуру. Эта структура полностью обладает системными свойствами организации.

2. Управление можно рассматривать как необходимую и важнейшую часть большинства биологических, экономических, социальных и механических систем, т.е. как часть организации, выполняющую особую функцию по поддержанию в допустимых пределах отклонений системы от заданных целей.

3. Организация как процесс по упорядочению в организованных системах выступает в виде функции управления и с этой точки зрения является составной частью управления. В управлении отражается системное и функциональное единство организации как состояния и процесса. Таким образом, представление организации с системных и функциональных позиций весьма плодотворно, так как позволяет высветить ее новые черты и отношения различных сторон организованного целого с однопорядковыми категориями, каковыми являются «система» и «управление».

Любая организация реализует три процесса: получение ресурсов из внешнего окружения; осуществление изготовления продукта; передача продукта во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между данными процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит управлению.

При рассмотрении управления организацией важными аспектами являются:

- взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

- управление и внешняя среда организации;

- процесс осуществления управления организацией;

- субъект осуществления управленческой деятельности.

Управление организацией можно представить в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Управление включает только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, ее размеров, сферы деятельности, уровня в управленческой иерархии, функции внутри организации и от других факторов. Для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основные функции управления: планирование, организация, руководство и контроль.

Методология управления включает в себя – цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности. Процесс управления представляет собой – систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Структура управления включает в себя – функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала. Техника управления включает – компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота. Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления – механизм управления.

Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности.

Тема 6. Законы организации

Наши рекомендации