Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии

Инновационный процесс – создание, освоение, распространение.

Субъекты ИП:

Новаторы – генераторы научно-технических знаний (прибыль от дохода использования изобретения)

Ранние реципиенты - предприятия первыми освоившие новшество (прибыль от продвижения товара на рынок)

Ранние большинство – фирмы, первые внедрившие новшество в производство, что обеспечило им прибыль.

Отстающие – фирмы, которые из-за запаздывания НВ выпускают продукцию, которая уже устарела.

Распространение ИН – информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощных коммуникационных каналов.

Диффузия ИН – процесс по средством которого НВ передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Стадии инновационного процесса

В общем виде ИП можно записать:

ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб (Научно-производственный цикл)

ФИ – фундаментальные исследования

ПИ – прикладные исследования

Р – разработка

ПР – проектирование

С- строительство

ОС – освоение

ПП – промышленное производство

М – маркетинг

С – сбыт

ФИ – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых оригинальных и доказательных сведений и информации, далее воплощенных в прикладное исследование, но не всегда сразу.

Только некоторые ФИ воплощаются в ПИ и Р более 90% отсекаются.

Цель ФИ познание и исследование процессов.

ПИ – «овеществление» знаний.

В результате Р создаются новые машин и оборудования и процесс переходит в Пр, С, ОС, ПП.

Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией результатов ИП.

Виды инноваций и их классификация

1. Классификация по степени радикальности:

Базисная – нововведение, базирующееся на научном открытии или крупном изобретении, направленное на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая – нововведение направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Классификация

1) по степени рыночной новизны;

2) по причинам проведения;

3) по объекту инноваций.

Классификация инноваций по степени рыночной новизны пред­полагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в. себя инновации первой волны и инновации второй волны.

Первичные инновации представляют собой результат научных ис­следований и разработок, производственных усилий и внедрения то­варов и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организаци­онных структур и маркетинговых подходов — принципиально новых для рынка. Под новациями первой волны, следует понимать нововведе­ния, основанные на первичном использовании новой идеи, часто явив­шейся следствием очередного витка научно-технического прогресса.

Новаторами второй волны являются те компании, которые внесли глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров можно назвать автомобиль с автоматической коробкой пе­редач, персональный компьютер и так далее.

Проведение первичных инноваций требует значительного научно-технического потенциала, новаторской активности и мощной финан­совой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент «провала» ново­введений в области производства товаров широкого потребления со­ставляет 40%, в сфере промышленного производства — 20%, в сфе­ре услуг — 18%. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выживала только одна. Более 60% первичных инноваций, официаль­но запатентованных, имитируются в течение четырех лет.

По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения пред­ставляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры то­варов и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяе­мых в практике управленческих подходов или технологических идей. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследовани­ях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возмож­ность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассорти­ментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения в ходе рыночной фазы Ж ЦТ.

Классификация инноваций по причинампроведения.Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпри­нимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью со­хранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные иннова­ции или адаптационные методы управления.

Если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, марке­тинговые и т. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляется страте­гическое управление, направленное на создание будущих конкурент­ных преимуществ. Такие инновации можно определить как опере­жающие.

Опережающие инновации могут, как правило, позволить себе ком­пании, имеющие условия для создания постоянного инновационного климата. В этом случае в рамках организационной структуры фирмы всегда имеется специализированное отделение, служба или целый на­учно-производственный комплекс, которые частично или полностью финансируются из венчурных фондов и являются генератором но­вых идей и высокорисковых проектов. Опережающие инновации, как правило, осуществляются компаниями — «технологическими лидерами», имеющими устойчивые рыночные позиции и широкий ассор­тимент основной продукции.

Третья классификация инноваций предполагает разделение ново­введений по объекту (предмету), на который они направлены.

По объ­екту инновации целесообразно разделить на четыре типа:

продуктовые;

управленческие;

маркетинговые;

технологические.

Таким образом, нововведения могут касаться либо создания но­вого продукта (услуги) — продуктовые, либо использования новой технологической идеи, положенной в основу производства, — техно­логические, либо внедрения новых средств и методов внутрифирмен­ного управления и управления персоналом — управленческие и мар­кетинговые — применения новых маркетинговых подходов, страте­гий и мер.

Продуктовые инновации. Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных ново­введений:

совершенно новый товар;

модернизированный товар;

модифицированный товар;

товар новой сферы применения;

товар рыночной новизны.

В данном подходе определения расположены в порядке сокраще­ния степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляют­ся в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехно­логия, ВПК), в фармацевтической промышленности и в сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальных и при­кладных исследований для внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с научно-исследовательскими институтами и инвести­рующими в венчурные структуры. Более распространенным видом то­варных инноваций является производство модернизированных и мо­дифицированных товаров в рамках расширения ассортимента фирмы.

Модернизированный товар предполагает внесение в уже сущест­вующий товар глобальных, качественных технических изменений. В то же время модификация товара представляет лишь незначительное совершенствование, часто направленное на удовлетворение бо­лее узко сегментированного рынка. Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении прежней функциональ­ной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах и т. д. Про­ведение такого рода инноваций представляет собой расширение ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является действенным конкурентным преимуществом. Таким образом, к про­дуктовым инновациям относится разработка и внедрение трех типов нового продукта: совершенно нового, модернизированного и моди­фицированного. Оставшиеся два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему ти­пу инноваций — маркетинговым нововведениям.

К началу 1980-х гг.-маркетинговая концепция была положена в ос­нову деятельности большинства крупных компаний. Рыночные ин­новации по частоте внедрения и многоплановости опережают осталь­ные типы нововведений. Это объясняется их относительно низкой «стоимостью», с одной стороны, и высокой вариативностью — с дру­гой. Фирмы могут взять па вооружение применяемые конкурентами наиболее эффективные маркетинговые стратегии и меры в областях цеповой, сбытовой, товарной и коммуникационной политики, а могут привнести что-либо абсолютно повое в практику маркетинговой дея­тельности в глобальном масштабе.

Среди наиболее распространенных видов маркетинговых иннова­ций (как первичных, так и вторичных) можно выделить следующие:

· использование новых методов маркетинговых исследований;

· применение новых стратегий сегментации рынка;

· выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;

· изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;

· модифицирование кривой Ж ЦТ;

· репозиционирование товара;

· изменение имеющейся или использование новой ценовой страте­гии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;

· построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбы­товой политики компании, выход на новые рынки сбыта;

· использование новых форм и средств коммуникационной полити­ки: новый вид, характер и средства рекламы или. избрание нетра­диционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлече­ния потребителей и т. д.

Необходимо отметить тот факт, что маркетинговые инновации очень часто являются непременным следствием внедрения других видов ин­новаций, особенно это касается товарных нововведений. Тем не ме­нее, маркетинговые инновации могут носить и обособленный харак­тер и использоваться для более эффективного продвижения старого товара или услуги.

Управленческие инновации стали активно внедряться компания­ми с середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так назы­ваемому «новому управленческому порядку». Основой данного под­хода является использование принципа максимально эффективного управления компанией. В настоящее время считается, что самая выс­шая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не только и, столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конку­рентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и ноу-хау я области менеджмента. Управленче­ские инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию ком­паний, то есть изменение всей организационной структуры или от­дельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятель­ности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приве­дению их в соответствие с построением и целями организации.

Анализ управленческих инноваций, проводимых компаниями с на­чала 1990-х гг., показал эффективность внедрения упрощенных орга­низационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом прослеживается сбалансирование принципов централизации и децен­трализации, в основе которых лежит четкое разграничение управлен­ческих функций.

Существенный эффект дает переход к матричным структурам управления с большим количеством целевых подразделений и от­сутствием дублирования функций при наличии двойного подчине­ния. Этот принцип успешно реализуется через развитие плюральных организационных структур, когда наравне с первичной (основной) структурой появляются временные вторичные структурные единицы в виде проектных групп, комитетов, кружков качества, рабочих групп п т. д. Высокую прибыльность дает использование «бригад» (или сис­темы команд) для выполнения новых хозяйственных задач и делегирования им управленческих полномочий. При этом осуществляется переход от системы всеобщего контроля качества к тотально­му управлению качеством и формированию идеологии при­оритетности качества. Пересматривается система материально-тех­нического снабжения. Наиболее прогрессивным здесь является лик­видация любых видов запасов, переход к поставкам «точно в срок» и установление прямых хозяйственных долгосрочных связей с постав­щиками и дистрибьюторами. Конкуренция за потребителя стимули­рует выпуск новой продукции. Для этого во многих компаниях по­ощряется венчурное (или рисковое) предпринимательство в рамках компании и, в случае достижения успешных результатов, организу­ются отдельные структурные единицы.

Выше перечислены лишь немногие управленческие инновации, которые легли в основу формирования концепции «нового управлен­ческого порядка». Как правило, все они ставят своей целью дости­жение гибкости компании для быстрой переориентации в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования компании. Не­обходимо отметить, что управленческие инновации редко проводятся изолированно, так как изменения в одной сфере менеджмента непре­менно влекут за собой необходимость адаптации остальных областей внутрифирменного управления.

И наконец, технологические инновациипредполагают примене­ние новых технических и технологических методов повышения эф­фективности непосредственно производственного процесса и, как пра­вило, заключаются в автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ, компьютеризации и роботизации производ­ственных линий и оптимизации материально-производственной ба­зы. Таким образом, объектом технологических инноваций являются различные элементы производственного механизма на каждом этапе производственного цикла.

Необходимо еще раз отметить, что данная классификация иннова­ций основывается на комплексном подходе, который стал логическим продолжением эволюции отношения к инновационной деятельности.

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

- инновации на входе в предприятие (изменение в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации)

- инновация на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация)

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической)

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Венчурные фонды – структуры, ориентированные на работу с инновационными проектами и стартапами. Организации такого типа вкладываются в высокорисковые предприятия с целью получить в дальнейшем прибыль от продажи долей или акций финансируемых компаний.

Само слово «venture» (англ.) в переводе означает «рискованное начинание».

Объектами инвестирования выступают как уже сформированные компании, так и «голые» бизнес-идеи без стратегического плана развития.

В процессе венчурного инвестирования участвуют:

· собственно венчурный фонд;

· управляющая компания;

· объект инвестирования.

Теперь о преимуществах работы с венчурными фондами:

· средства выдаются на длительные сроки (3-8 лет);

· не нужно платить годовых и ежемесячных процентов;

· не требуется залогов и дополнительных гарантий;

· фонды становятся полноценными деловыми партнёрами компаний;

· в случае потери средств компания не объявляется банкротом и освобождается от долговых обязательств.

Венчурные фонды создаются, как правило, опытными предпринимателями или лицами, имеющими экономическое образование. Все участники команды добровольно предоставляют финансовые и интеллектуальные активы для развития и продвижения предприятия.

Примерная схема работы венчурного фонда выглядит так:

1. Специалисты ищут стартапы и инновации с потенциалом высокой прибыльности.

2. Найденные объекты подвергаются профессиональному анализу – исследуется рентабельность, продукты и услуги предприятия, определяется коэффициент риска.

3. Разрабатывается стратегия развития, ведётся поиск каналов сбыта.

4. Выпускаются акции компании, в которые фонд и вкладывает свои активы (контрольный пакет остаётся у предприятия, дабы не лишать руководителей мотивации).

5. Объект развивается, растёт его стоимость на рынке.

6. Управляющая компания приступает к обратному процессу – реализует акции на бирже и получает дивиденды.

Последний этап называется на языке бизнеса «выходом из инвестиций». Именно на этой стадии определяется, принесут ли вложения прибыль, на которую изначально рассчитывал фонд.

В качестве хрестоматийных примеров успешного венчурного инвестирования можно назвать такие компании как Apple, Microsoft или Intel. Теперь это крупнейшие международные корпорации, но на раннем этапе они рассматривались как предприятия с неопределенным будущим и высокой степенью риска. Современные венчурные фонды часто распоряжаются активами нескольких крупных инвесторов, вкладываясь в разные коммерческие направления.

Такая схема работы (диверсификация вкладов) на порядок снижает риски, поскольку по статистике лишь 30% объектов окупает убытки организации.

Наши рекомендации