Временные характеристики ФУ.
Принципы ФВ.
Принцип – наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.
Принцип – первоначало, основа, правило, которое обязательно распространяется на все явления и процессы.
1. Философские принципы.
1. Принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений природы – все явления и процессы, происходящие в мире, в той или иной степени связаны между собой.
2. Принцип перехода количественных изменений в качественные и наоборот – количество приводит к возникновению качественных изменений, а качественные изменения способствуют появлению новых количественных показателей.
3. Принцип диалектики природы – в мире все преобразуется изменяется, движется.
2.Общебиологические принципы.
Человек имеет 2 сущности: биологическую и социальную. Биологические:
1. Принцип непрерывности жизни (живое от живого)
2. Теория эволюции (происхождение видов в результате естественного отбора)
3. Кругооборот веществ в природе (в природе существует замкнутый цикл)
4. Теория последовательности (наследственные принципы передаются по наследству между поколениями)
Социальные:
1. Бытие определяет сознание (материально-экономический уровень жизни определяет уровень сознания человека и общественное сознание)
2. Принцип систематического подхода (взаимодействие различных социальных явлений в общественной жизни(экономики. Политики, уровня жизни)
3. Методические (дидактические) принципы.
Дидактика – отдел педагогики, изучающий общие методы обучения.
1. Принцип научности – предъявляет конкретные требования к уровню профессионально-педагогической компетентности педагога:
ü Способность систематически обновлять содержание образования
ü Адаптировать целевую организацию учебного предмета с учетом кинематических, географических условий, месторасположения школы, учебно-материальной базы, учет поло-возрастных особенностей учащихся
ü Умение оценивать новизну теоретических идей и разработок и применение их в своей педагогической деятельности.
2. Принцип сознательности и активности предполагает:
ü Формирование интереса и оригинальности на занятиях ФК
ü Знание целей, задач, средств, методов и правил занятий ФК
ü Сознательный контроль и анализ при выполнении У.
ü Формирование интенсивности, творческого отношения , самостоятельности принятия решений
3. Принцип доступности – определенные меры доступности, исходя из индивидуальных особенностей развития организма и личности(зависит от возрастно-половых, нервно-психических, наследственных особенностей). Предполагает обучение по схеме «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному»
4. Принцип наглядности – предполагает:
ü формирование чувственной основы, т.е. зрительного и словесного образа для создания представления к освоению У.
ü Использование наглядных примеров(показ, объяснение, видео, схемы).
ü Прочувствование У при его демонстрации с пояснением и объяснением.
5. Принцип систематичности – предполагает:
ü непрерывность процесса занятий с оптимизацией нагрузок и восстановления.
ü Повторяемость процесса занятий
ü Вариативность чередования дозирования нагрузок и направленности процесса тренировки на одном занятии, в недельном, месячном, годовом циклах подготовки.
ü Вариативность ТТД, средств педагога
6. Принцип динамичности – предполагает:
ü регулярность обновления материала занятий(изменение объема нагрузок, средств и методов, места проведения, темпа, ритма)
ü постепенность увеличения объема нагрузок в сочетании с увеличением интенсивности
ü обеспечение постепенности усложнения У, прочности усвоения навыков и умений, независящих от внешних и внутренних факторов, мешающих их воспитанию
4. Специфические принципы.
1. Принцип всестороннего гармоничного развития личности
2. Принцип связи ФВ с учебной, трудовой и военной деятельностью
3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное направление занятий – коррекция дефектов развития, сокращение сроков лечения, адаптация и компенсация утраченных функций, профилактика заболеваний
4. Спортивная направленность занятий – достижение высших спортивных результатов, престиж страны, общества
5. Принцип непрерывности развития и воспитания – предполагает перенос тренировочного эффекта одного занятия на другое, аккумуляцию тренировочного эффекта
6. Принцип чередования нагрузки и отдыха между занятиями – оптимальность выбора времени восстановления, оптимизацию нагрузок и отдыха с целью поддержания на высшем уровне спортивной формы
7. Принцип цикличности занятий – периодичность роста и снижения объемов и интенсивности нагрузок в отдельной тренировке, микроцикле, мезоцикле, макроцикле; периодичность и изменение объемов в видах подготовки
8. Индивидуализация нагрузки – зависит от возрастно-половых, нервно-психических свойств характера, воспитания, наследственности, состояния здоровья, функциональной и физической готовности, состояния мотивации
9. Принцип целостности организма и связи с окружающей средой – организм – система, в которой все его части и процессы взаимосвязаны и упорядочены
10. Оснащенность и обеспеченность
5. Специальные принципы спортивной тренировки
1. Направленность к достижению высших спортивных результатов
2. Углубленная специализация
3. Непрерывность тренировочного процесса
4. Единство, постепенность увеличения нагрузки и тенденций к максимальным нагрузкам
5. Волнообразности и вариативности нагрузок(волны подъемов и спадов, объема и интенсивности нагрузок в различных тренировочных режимах(аэробных,анаэробных), варианты динамики нагрузок в различных циклах
6. Цикличность тренировочного процесса – микроциклы(2-12 дн), мезоциклы(3-6 нед), макроциклы(3-12 мес) – вызвана закономерностями восстановительных процессов в организме
7. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной и тренировочной деятельности - наивысшие спортивные результаты можно показать, когда тренировка направлена на развитие конкретных качеств и структур подготовленности. Соревновательная деятельность является интегральной характеристикой подготовленности спортсменов, развития основных компонентов соревновательной деятельности(старт, стартовое ускорение, уровень дистанционной скорости и др.), развитие частных функциональных показателей, определенный уровень основных функциональных параметров и характеристик(ЖЕЛ, ЧСС, ЧД, АД)
Средства ФВ.
Средства – то, чем воздействуют на занимающихся для решения задач и достижения целей.
3 основных группы средств ФВ:
1. ФУ – основное средство ФВ
2. Оздоровительные силы природы(солнце, воздух, вода)
3. Гигиенические факторы(режим дня, питания, личная гигиена)
Дополнительные средства:
· Педагогические средства – воспитание, обучение, личный пример, воздействие ученического и педагогического коллективов
· Средства ТО – обеспечение формой, обувью, снарядами, сооружениями
ФУ.
ФУ – основное и специфическое средство ФВ, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся. С помощью ФУ решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Классификация ФУ:
1. По историческому признаку:
- Гимнастические(худ.гимнастика, акробатика)
- Игровые(футбол, хоккей)
- Спортивные(л/а, т/а, л/г)
- Туризм(пеший,лыжный)
2. По анатомическому признаку:
- Для мышц верхней конечности и плечевого пояса
- Для мышц живота
- Для мышц спины
- Для мышц нижних конечностей
- Комбинированные(У общего воздействия)
3. По направленности воспитания физических качеств:
- Скоростно-силовые(спринт, прыжки, метания)
- На выносливость(стайерский бег, л/г, марафонский бег)
- На координацию(акробатика, гимнастика)
- На гибкость(У на растяжку)
- Силовые(многоборье)
- На точность(стрельба)
4. По биомеханическому признаку:
- Динамические – циклические, ациклические
- Статические(позы, висы, упоры, стойки)
5. По ситуационности:
- Стандартные(бег гладкий, прыжки, гимнастика, т/а)
- Нестандартные(кроссы, гонки, ориентирование)
- Единоборства(бокс, борьба, фехтование)
- Игровые(теннис, футбол, шахматы)
6. По энергообеспечению:
- Аэробные
- Анаэробные
- Смешанные
7. По оценке результатов:
- Объективные(по времени – бег, л/а; массе – т/а; длине – прыжки; очкам – футбол)
- Субъективные(в баллах – танцы, гимнастика)
Содержание и форма ФУ.
В содержание входит совокупность процессов, сопровождающих выполнение движений, вызывающих изменения в организме(биохимических, биомеханических, физических, психических)
Форма ФУ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядоченность:
Ø К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений
Ø Внешняя форма представлена видимой стороной движений(техника, совокупность частей ФУ)
Содержание и форма находятся в единстве и влияют друг на друга.
Представление содержания – физические качества
Формы – техника выполнения ФУ
Основные понятия техники ФУ.
- различные способы решения двигательной задачи.
Основа техники – совокупность относительно-неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.
Основное звено техники – наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Детали техники – второстепенные особенности движений, не нарушающие его основного механизма.
Пространственные характеристики техники ФУ.
Положение тела
И.п. – принимают в целях создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений
Промежуточное положение – эффективность многих ФУ зависит не только от и.п., но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения.
Конечное положение – правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать травм.
Траектория движений – путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Характеризуется формой, направлением и амплитудой.
Форма траектории бывает прямолинейной и криволинейной.
Направление – вверх-вниз, направо-налево, вперед-назад.
Амплитуда движений – величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси снаряда. Измеряется в угловых градусах или в линейных мерах. Амплитуда движений отдельных частей тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц.
Методы слова.
Метод – способ познания, обучения, воспитания, развития качеств и способностей, способ исследования, способ достижения целей.
Методы слова применяются в целях:
- Руководства учебной деятельности занимающихся
- Передачи учебной информации
- Оценки и стимуляции деятельности занимающихся
· Лекция – последовательное изложение вопроса
· Рассказ – последовательное изложение техники выполнения У
· Характеристика – обобщенное описание наиболее характерных признаков ФУ
· Объяснение – раскрытие существующих закономерностей, включает в себя доказательство эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, т.е. зачем и почему нужно делать так, а не иначе.
· Задание – исполнительные и творческие
· Указание – краткое изложение требований техники выполнения действий
· Беседа – обмен мыслями между педагогом и учеником(вопросно-ответная форма, совместное обсуждение)
· Разбор – восприятие прошлого и на этой основе детальный анализ техники выполнения У(односторонний и совместный)
· Краткая повелительная форма речевого воздействия. Предусматривает безусловное и точное выполнение или прекращение действий.
· Подсчет – служит информацией о темпе, ритме, продолжительности
· Звуковое воздействие – может заменять подсчет
Методы наглядности.
Применяют в целях передачи учебной информации, управления действиями занимающихся, для оценки.
Непосредственный показ:
1. Реальный показ – осуществляет педагог или спортсмен
2. Контрастный показ – демонстрация одного и того же движения, правильного и неправильного(что нужно делать и как не нужно)
3. Жесты – их применяют для подбадривания, предупреждения ошибок, оценки качества
Ряд рекомендаций:
- Слово педагога должно предшествовать показу, сочетаться с ним или следовать за ним
- К показу прибегают не во всех случаях(иногда предлагается выполнить У только по объяснению)
- При первоначальном показе ученик должен видеть идеальное исполнение движений
- Во время показа движений и наблюдения за ним педагог должен выбрать наиболее оптимальное место
Методы опосредованной наглядности:
- Демонстрация с помощью фото, рисунков, графиков
- Видео
- Демонстрация на макетах и моделях
- Звуковая и световая сигнализация(голос, хлопок)
- Графическая разметка
- Демонстрация оценки за технику выполнения У в баллах
Методы практического У.
1. Метод расчлененного выполнения У:
- этот метод целесообразно используется при условии, если разучиваемое ФУ можно расчленить по относительно самостоятельным элементам без существенных искажений.
Данный метод применяют:
ü Когда ФУ достаточно сложное по координации, и целым его изучить достаточно сложно
ü Когда ФУ выполняется быстро и сопровождается инерционным моментом(метание мяча,отталкивание)
В итоге все элементы должны соединиться в целостном выполнении
2. Метод целостного выполнения У:
- этот метод целесообразно применять:
ü При выполнении несложных У
ü Когда ФУ невозможно расчленить на части без существенного искажения техники(прыжки)
Метод пульсометрии.
- предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или ФУ, изменение объема нагрузки или ее интенсивности. Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и мед. особенностям отдельных учеников, а также содержанию и проведению урока.
Составляется протокол учета пульсовых данных(ЧСС) на уроке. В протокол обязательно записывается № класса, школы, дата проведения, наблюдаемый ученик (ФИО), замеряющий(ФИО, должность).
Техника замеров данных ЧСС: до начала урока подготавливается протокол пульсометрии, секундомер и определенный ученик из группы, за которым ведется наблюдение, до урока ЧСС должна быть в пределах нормы.
Замеры ЧСС проводятся через определенные интервалы времени или после выполнения ФУ, продолжительность замера – 10 сек, после высчитывается ЧСС за 1 мин.
Метод рейтинга.
- позволяет выявить и оценить пед. деятельность учителя на уроке.
Выделены 34 частно-дидактических навыка и умения, которые в совокупности составляют деятельность учителя на уроке.
Наблюдение за работой учителя ведут эксперты. Разработана 6-бальная шкала оценки компонентов. Степень проявления в баллах некоторых пед. умений и навыков проведения уроков:
1. Пед. умения и навыки проявляются в большой степени – 4 балла
2. В достаточной степени – 3 балла
3. Имеют место – 3 балла
4. В небольшой степени – 2 балла
5. В миним. степени – 1 балл
6. Не проявляются – 0 баллов
Примеры некоторых из 34 умений и навыков:
- Организовать учащихся к уроку
- Обеспечить наглядность в соответствие с целями и задачами
- Правильно индивидуально подходить к ученикам
- Использовать приемы страховки и защиты
- Поддерживать рабочую дисциплину
- Организованно завершить урок
Дальше вычисляется коэффициент выраженности пед. умений и навыков на уроке ФК по следующей формуле: К=A:N (A-сумма усредненных оценочных баллов, выставленных каждым из экспертов, путем вычисления среднего арифметического; N-сумма максимально возможных баллов=170). К переводится в оценку за урок:
· К = 0.9-1, оценка 5
· К = 0.8-0.9, оценка 4
· К = 0.7-0.8, оценка 3
· К = <0.7, оценка 2
Средства воспитания силы
ФУ с повышенным отягощением, которое направленно стимулирует увеличение напряжения мышц. Средства делятся на основные и дополнительные.
Основные:
1. У с весом внешних предметов (штанги,гантели)
2. У, отягощенные весом собственного тела:
а. У, в которых мышечное напряжение создается засчет веса собственного тела(подтягивание)
б. У, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов(спец.пояса,манжеты)
в. Ударные У, в которых собственный вес увеличивается засчет инерции свободно падающего тела(мгновенное и мощное выпрыгивание)
3. У с использованием тренажеров
4. Рывково-тормозные У
5. Статические У, в которых мышечное напряжение создается засчет волевых усилий(упоры,сопротивление, противодействие)
Дополнительные:
1. Бег и прыжки по песку, в гору, против ветра
2. У с использованием сопротивления упругих предметов(резина, эспандер)
3. У с противодействием партнера
Методы воспитания силы
1. Метод максимальных усилий – предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления(поднимание штанги предельного веса)
2. Метод непредельных усилий – предусматривает условие непредельных отягощений с предельным количеством повторений («до отказа»)
3. Метод динамического усилия – максимальное силовое напряжение создается посредством работы с непредельным отягощением, с максимальной скоростью
4. Ударный метод – предусматривает выполнение специальных У с мгновенным преодолением ударно-воздействующего отягощения, которое направлено на увеличение мощности усилий
5. Метод статических(изометрических) усилий – метод предполагает применение различных по величине статических напряжений
6. Стато-динамический метод – характеризуется последовательным сочетанием в У двух режимов работы мышц (в начале применяется 2-6 секундные статические У с усилием 80-90% от максимума, затем следует динамическая работа взрывного характера со значительным снижением отягощения
7. Игровой и соревновательный методы
Принципы ФВ.
Принцип – наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.
Принцип – первоначало, основа, правило, которое обязательно распространяется на все явления и процессы.
1. Философские принципы.
1. Принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений природы – все явления и процессы, происходящие в мире, в той или иной степени связаны между собой.
2. Принцип перехода количественных изменений в качественные и наоборот – количество приводит к возникновению качественных изменений, а качественные изменения способствуют появлению новых количественных показателей.
3. Принцип диалектики природы – в мире все преобразуется изменяется, движется.
2.Общебиологические принципы.
Человек имеет 2 сущности: биологическую и социальную. Биологические:
1. Принцип непрерывности жизни (живое от живого)
2. Теория эволюции (происхождение видов в результате естественного отбора)
3. Кругооборот веществ в природе (в природе существует замкнутый цикл)
4. Теория последовательности (наследственные принципы передаются по наследству между поколениями)
Социальные:
1. Бытие определяет сознание (материально-экономический уровень жизни определяет уровень сознания человека и общественное сознание)
2. Принцип систематического подхода (взаимодействие различных социальных явлений в общественной жизни(экономики. Политики, уровня жизни)
3. Методические (дидактические) принципы.
Дидактика – отдел педагогики, изучающий общие методы обучения.
1. Принцип научности – предъявляет конкретные требования к уровню профессионально-педагогической компетентности педагога:
ü Способность систематически обновлять содержание образования
ü Адаптировать целевую организацию учебного предмета с учетом кинематических, географических условий, месторасположения школы, учебно-материальной базы, учет поло-возрастных особенностей учащихся
ü Умение оценивать новизну теоретических идей и разработок и применение их в своей педагогической деятельности.
2. Принцип сознательности и активности предполагает:
ü Формирование интереса и оригинальности на занятиях ФК
ü Знание целей, задач, средств, методов и правил занятий ФК
ü Сознательный контроль и анализ при выполнении У.
ü Формирование интенсивности, творческого отношения , самостоятельности принятия решений
3. Принцип доступности – определенные меры доступности, исходя из индивидуальных особенностей развития организма и личности(зависит от возрастно-половых, нервно-психических, наследственных особенностей). Предполагает обучение по схеме «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному»
4. Принцип наглядности – предполагает:
ü формирование чувственной основы, т.е. зрительного и словесного образа для создания представления к освоению У.
ü Использование наглядных примеров(показ, объяснение, видео, схемы).
ü Прочувствование У при его демонстрации с пояснением и объяснением.
5. Принцип систематичности – предполагает:
ü непрерывность процесса занятий с оптимизацией нагрузок и восстановления.
ü Повторяемость процесса занятий
ü Вариативность чередования дозирования нагрузок и направленности процесса тренировки на одном занятии, в недельном, месячном, годовом циклах подготовки.
ü Вариативность ТТД, средств педагога
6. Принцип динамичности – предполагает:
ü регулярность обновления материала занятий(изменение объема нагрузок, средств и методов, места проведения, темпа, ритма)
ü постепенность увеличения объема нагрузок в сочетании с увеличением интенсивности
ü обеспечение постепенности усложнения У, прочности усвоения навыков и умений, независящих от внешних и внутренних факторов, мешающих их воспитанию
4. Специфические принципы.
1. Принцип всестороннего гармоничного развития личности
2. Принцип связи ФВ с учебной, трудовой и военной деятельностью
3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное направление занятий – коррекция дефектов развития, сокращение сроков лечения, адаптация и компенсация утраченных функций, профилактика заболеваний
4. Спортивная направленность занятий – достижение высших спортивных результатов, престиж страны, общества
5. Принцип непрерывности развития и воспитания – предполагает перенос тренировочного эффекта одного занятия на другое, аккумуляцию тренировочного эффекта
6. Принцип чередования нагрузки и отдыха между занятиями – оптимальность выбора времени восстановления, оптимизацию нагрузок и отдыха с целью поддержания на высшем уровне спортивной формы
7. Принцип цикличности занятий – периодичность роста и снижения объемов и интенсивности нагрузок в отдельной тренировке, микроцикле, мезоцикле, макроцикле; периодичность и изменение объемов в видах подготовки
8. Индивидуализация нагрузки – зависит от возрастно-половых, нервно-психических свойств характера, воспитания, наследственности, состояния здоровья, функциональной и физической готовности, состояния мотивации
9. Принцип целостности организма и связи с окружающей средой – организм – система, в которой все его части и процессы взаимосвязаны и упорядочены
10. Оснащенность и обеспеченность
5. Специальные принципы спортивной тренировки
1. Направленность к достижению высших спортивных результатов
2. Углубленная специализация
3. Непрерывность тренировочного процесса
4. Единство, постепенность увеличения нагрузки и тенденций к максимальным нагрузкам
5. Волнообразности и вариативности нагрузок(волны подъемов и спадов, объема и интенсивности нагрузок в различных тренировочных режимах(аэробных,анаэробных), варианты динамики нагрузок в различных циклах
6. Цикличность тренировочного процесса – микроциклы(2-12 дн), мезоциклы(3-6 нед), макроциклы(3-12 мес) – вызвана закономерностями восстановительных процессов в организме
7. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной и тренировочной деятельности - наивысшие спортивные результаты можно показать, когда тренировка направлена на развитие конкретных качеств и структур подготовленности. Соревновательная деятельность является интегральной характеристикой подготовленности спортсменов, развития основных компонентов соревновательной деятельности(старт, стартовое ускорение, уровень дистанционной скорости и др.), развитие частных функциональных показателей, определенный уровень основных функциональных параметров и характеристик(ЖЕЛ, ЧСС, ЧД, АД)
Средства ФВ.
Средства – то, чем воздействуют на занимающихся для решения задач и достижения целей.
3 основных группы средств ФВ:
1. ФУ – основное средство ФВ
2. Оздоровительные силы природы(солнце, воздух, вода)
3. Гигиенические факторы(режим дня, питания, личная гигиена)
Дополнительные средства:
· Педагогические средства – воспитание, обучение, личный пример, воздействие ученического и педагогического коллективов
· Средства ТО – обеспечение формой, обувью, снарядами, сооружениями
ФУ.
ФУ – основное и специфическое средство ФВ, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся. С помощью ФУ решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Классификация ФУ:
1. По историческому признаку:
- Гимнастические(худ.гимнастика, акробатика)
- Игровые(футбол, хоккей)
- Спортивные(л/а, т/а, л/г)
- Туризм(пеший,лыжный)
2. По анатомическому признаку:
- Для мышц верхней конечности и плечевого пояса
- Для мышц живота
- Для мышц спины
- Для мышц нижних конечностей
- Комбинированные(У общего воздействия)
3. По направленности воспитания физических качеств:
- Скоростно-силовые(спринт, прыжки, метания)
- На выносливость(стайерский бег, л/г, марафонский бег)
- На координацию(акробатика, гимнастика)
- На гибкость(У на растяжку)
- Силовые(многоборье)
- На точность(стрельба)
4. По биомеханическому признаку:
- Динамические – циклические, ациклические
- Статические(позы, висы, упоры, стойки)
5. По ситуационности:
- Стандартные(бег гладкий, прыжки, гимнастика, т/а)
- Нестандартные(кроссы, гонки, ориентирование)
- Единоборства(бокс, борьба, фехтование)
- Игровые(теннис, футбол, шахматы)
6. По энергообеспечению:
- Аэробные
- Анаэробные
- Смешанные
7. По оценке результатов:
- Объективные(по времени – бег, л/а; массе – т/а; длине – прыжки; очкам – футбол)
- Субъективные(в баллах – танцы, гимнастика)
Содержание и форма ФУ.
В содержание входит совокупность процессов, сопровождающих выполнение движений, вызывающих изменения в организме(биохимических, биомеханических, физических, психических)
Форма ФУ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядоченность:
Ø К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений
Ø Внешняя форма представлена видимой стороной движений(техника, совокупность частей ФУ)
Содержание и форма находятся в единстве и влияют друг на друга.
Представление содержания – физические качества
Формы – техника выполнения ФУ
Основные понятия техники ФУ.
- различные способы решения двигательной задачи.
Основа техники – совокупность относительно-неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.
Основное звено техники – наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Детали техники – второстепенные особенности движений, не нарушающие его основного механизма.
Пространственные характеристики техники ФУ.
Положение тела
И.п. – принимают в целях создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений
Промежуточное положение – эффективность многих ФУ зависит не только от и.п., но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения.
Конечное положение – правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать травм.
Траектория движений – путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Характеризуется формой, направлением и амплитудой.
Форма траектории бывает прямолинейной и криволинейной.
Направление – вверх-вниз, направо-налево, вперед-назад.
Амплитуда движений – величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси снаряда. Измеряется в угловых градусах или в линейных мерах. Амплитуда движений отдельных частей тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц.
Временные характеристики ФУ.
- длительность движений и темп.
Длительность – время, затраченное на выполнение ФУ
Темп – частота относительно равномерного повторения движений(шагов в беге, гребков). Определяется количеством повторений движений в единицу времени. Чем меньше длительность выполнения, тем выше темп.