Массовое информирование- без учета этих потребностей широкого круга потребителей по социально значимым темам.
ДИ подраздел. на: - индивидуальное. - информ. индивида в соответствии с его потребн и - групповое (коллективное) — информир. групп потреб., объедин.по признаку сходства информ. потреб.
Формы индивидуал. информир: ежемесячные письменные или устные сообщения.
Задача ДИ – регулярно обеспечивать руководящий состав, специалистов, работающих в научных учреждениях, на промышленных и с/х предприятиях, в учебных заведениях и др. сведениями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профес. деятельности.Применяется как форма приоритетного обслуживания отдельных категорий абонентов. Предпочтение вызвано ограниченными возможностями библиотеки любого типа. Абонентами могут быть:
- руководители области (города, района): представители администраций губернатора, их заместители, чиновники департаментов
- представители выборных органов, т.е. областной или городской думы и др.
Абонентами группового обслуживания м.б. коллективы предприятий и организаций, находящихся на территории области (города, района) независимо от форм собственности.
Традиц. для бг служб: ИРИ (избират. распростр. инф.) и ДОР (дифференцир. обеспеч. руководства). Они сориентированы на весь поток док., а не только на новые поступления. Для ИРИ хар-но наличие обрат.связи, т.е специал.карт, на кот.потреб. отмечает док., соответствующие его действительным запросам. На основании этого библиограф может корректировать представление о потребностях абонента и совершенствовать д-ть. Отмечается тенденция к сокращ. такого рода д-ти, поскольку она высокозатратна, трудоемка.
Система ДОР предусматр. аналитич. перераб. инф. с учетом конкрет. запроса руководителя. Результат представл. собой комплексный материал, включающий содержат. обзор публикаций потреб., досье, факты, таблицы, дайджесты, статистику и др. док., набор кот. зависит от специфики вопроса. Подготовка такой инф. требует от библиографа высокой квалифик. как инф. специалиста-посредника, а также глубокого проникновения в существо темы.
Определение индивидуальных и групповых абонентов и изучение их информационных потребностей- важный этап процесса текущего библиог. информирования.Иметь 2 комплекта учетных карт. один из них предназначен для ведения алфавитной картотеки индивидуальных и /или групповых абонентов, другой- для регистрации заявленных ими тем. На лицевой стороне карты указываются: ФИО, место работы, должность, служебный телефон, адрес, название тем. На оборотной стороне карты ведется учет отправленных оповещений с указанием даты отправки, количества документов.В картах групповых абонентов обязательно полное название предприятия,ФИО руководителя ,телефон, почтовый адрес, основной профиль деятельности и перечень тем, по которым необходимо информировать абонентов по новой литературе. Оборотная сторона предназначена для учета отправлекнных оповещений и запросов на первичные документы. Заявленные абонентами темы фиксируются в алфавитно-предметной картотеке тем.На каждой карте указывается тема и приводятся ФИО абонентов и названия предприятий, которых она заинтересовала.
Способ оповещения абонентов о подобранной для них литературе выбирается библиотекой в зависимости от конкретных условий.Обычно высылаются письменные сообщения на специальных бланках.Целесообразно предоставлять на карточках, т.к. позволит абонентам собирать сведения о литературе по теме в личных картотеках.Некоторые библиотеки карточки с описаниями подобранных документов вкладывают в наклеенные на картонный лист кармашки с фамилиями абонентов- способ предполагает систематическое посещение биб-ки каждым абонентом.Можно извещать устно по телефону или при личном общении.
Система ИРИ-такая система информационного обеспечения, которая отвечает требованиям:
- максимальная полнота доводимой до абонента библиог.информации
- краткое раскрытие содержания документа с помощью аннотации и /или набора ключевых слов
- оперативность и регулярность доведения
- наличие постоянно действующей обратной связи с абонентами(специальные карты с отрывным талоном, кторый служит средством обратной связи).
- обеспечение абонента первичными документами или их копиями при поступлении на них запроса.