Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации

Успешное функционирование б-ки возможно при условии маркетинговой среды и её элементов, что достигается с помощью маркетинговых исследований. Исследование рынка спроса конкурентов даёт информацию, позволяющую обследовать б-ки.

Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбора, передачи и хранения информации, позволяющие иметь нужную информацию для принятия эффективных управленческих решений в нужный момент.

Маркетинговая информационная система (МИС) предназначена для принятия управленческих решений – этим она отличается от других информационных систем.

Цель МИС – предоставить информацию для принятия управленческого решения.

Система внутренней отчётности – это информация, собираемая из внутренних источников б-ки. Внутренняя отчётность: библиотечная статистика, дневник работы (посещаемость, книговыдача), планы, читательский формуляр, листки возврата, контрольный листок, картотека культурно-экономического профиля, картотека читательского профиля и т.д.

Эта система должна применяться в маркетинговых исследованиях.

Разведка и наблюдение (система внешней инф-ции) - совокупность постоянно действующих приёмов и ресурсов, предоставляющих инф-цию о событиях, происходящих во внешней среде. Цель этих действий – наблюдение за действиями конкурентов и др. событиями, создания угрозы или благоприятные возможности, на которые нужно своевременно реагировать.

Источники внешней инф-ции.

1. СМИ.

2. Беседы с бывшими служащими.

3. Реклама.

4. Посещение дней открытых дверей.

5. Изучение отчётов.

6. Присутствие на собраниях.

7. Профессиональная периодика.

8. Приобретение товаров или услуг у конкурентов

Методы сбора маркетинговой информации в б-ке. Первичные и вторичные данные.

Исследователи собирают первичные и вторичные данные.

Первичные данные – это информация, собранная впервые для какой-либо определённой цели.

Вторичные данные – уже имеющаяся информация, собранная для других целей.

1. ОПРОС. Метод сбора первичной информации путём выяснения субъективных мнений.

ОПРОС бывает: устный и письменный (анкета); индивидуальный и групповой; качественный и количественный.

Фокус-группа – форма опроса, предполагающая дискуссионное обсуждение проблемы с целью установления качественных параметров.

Достоинства:

-- возможность выявить суждения, мысли, идеи, привычки.

-- гибкость – форма проведения.

-- возможность статистической обработки.

Недостатки:

-- субъективность полученной информации.

-- зависимость от желания участников высказывать своё мнение.

2. НАБЛЮДЕНИЕ – метод сбора первичной информации путём регистрации действий, поступков людей и событий.

Достоинства:

-- независимость от объекта наблюдения.

-- объективность.

-- возможность изучать неосознанное поведение людей.

-- возможность учёта окружающей обстановки.

Недостатки:

-- субъективность восприятия событий.

-- наличие эффекта наблюдения.

-- невозможность изучения многих факторов.

Наблюдение может быть:

1. открытое.

2. скрытое.

3. полевое и лабораторное.

4. персональное и неперсональное.

1.ЭКСПЕРИМЕНТ – метод сбора первичной информации путём вмешательства исследования в определённые процессы с целью установить взаимосвязь между событиями.

Достоинства:

-- возможность изучения причин наследственной связи между событиями.

-- высокая эффективность.

-- возможность проверки управленческих решений.

Недостатки:

-- влияние посторонних факторов.

-- большие затраты времени и средств.

Виды:

1. реальные.

2. имитационные.

3. лабораторные и полевые.

4. однофакторные и многофакторные.

Процесс маркетингового исследования в б-ке.

Маркетинговые исследования – деятельность, которая связывает потребителя с производителем и служит для определения возможностей и проблем б-ки, для выработки и оценки маркетинговых действий.

Процесс маркетинговых исследований состоит из этапов:

-- выявление проблем и целей исследований;

-- разработка плана исследования;

-- реализация исследования;

-- обработка и предоставление полученных результатов.

Исследователи собирают первичные и вторичные данные.

Первичные данные – это информация, собранная впервые для какой-либо определённой цели.

Вторичные данные – уже имеющаяся информация, собранная для других целей.

Направление маркетинговых исследований в б-ке.

-- потребитель;

-- потребности;

-- сбыт (через ИНТЕРНЕТ, по обычной почте) – нужно изучать график работы б-к.

-- реклама: исследования – эффективность рекламы;

-- персонал б-ки: квалифицированность работников, коммуникабельность, здоровье, желание работать;

-- цена.

Внешняя среда – экономика.

Инструменты маркетинговых исследований.

Успешное функционирование б-ки возможно при условии маркетинговой среды и её элементов, что достигается с помощью маркетинговых исследований. Исследование рынка спроса конкурентов даёт информацию, позволяющую обследовать б-ки.

Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбора, передачи и хранения информации, позволяющие иметь нужную информацию для принятия эффективных управленческих решений в нужный момент.

При сборе первичных данных 2-ва основных инструмента исследования:

2.Анкета.

3.Механические устройства:

Ø Компьютер

Ø Сканер.

Методы маркетинговых исследований в зависимости от способа связи с аудиторией.

Маркетинговые исследования – деятельность, которая связывает потребителя с производителем и служит для определения возможностей и проблем б-ки, для выработки и оценки маркетинговых действий.

Исследования различаются по способу связи с аудиторией. Информацию собирают по почте, по телефону, с помощью ИНТЕРНЕТА.

1. АНКЕТА ПО ПОЧТЕ.

Достоинства:

-- большой объём информации.

-- небольшие затраты.

-- интервьюент не оказывает влияние на опрашиваемого.

Недостатки:

-- инструмент не гибкий.

-- занимают много времени.

-- низкий уровень реакций.

-- исследователь не может контролировать выборку.

2. ТЕЛЕФОН.

Достоинства:

-- гибкое средство.

-- можно контролировать выборку.

-- уровень реакции выше.

-- дешёвый способ.

Недостатки:

-- люди отказываются обсуждать личные вопросы по телефону.

-- разные интервьюеры могут по-разному интерпретировать ответы.

3.ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ.

-- индивидуальное.

-- групповое.

Индивидуальное – беседа с людьми, которая может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Групповое – принимаются 6-11 человек на беседу с подготовленным человеком на определённую тему.

Достоинства:

-- можно собрать много информации.

-- средство гибкое.

Недостатки:

-- высокие затраты.

-- влияние ведущего на собеседника.

4. ИНТЕРНЕТ.

Достоинства:

-- пользователи ИНТЕРНЕТ – люди образованные и молодые.

-- быстрота.

-- рентабельность.

Недостатки: незнание опрашиваемого.

Наши рекомендации