Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Успешное функционирование б-ки возможно при условии маркетинговой среды и её элементов, что достигается с помощью маркетинговых исследований. Исследование рынка спроса конкурентов даёт информацию, позволяющую обследовать б-ки.
Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбора, передачи и хранения информации, позволяющие иметь нужную информацию для принятия эффективных управленческих решений в нужный момент.
Маркетинговая информационная система (МИС) предназначена для принятия управленческих решений – этим она отличается от других информационных систем.
Цель МИС – предоставить информацию для принятия управленческого решения.
Система внутренней отчётности – это информация, собираемая из внутренних источников б-ки. Внутренняя отчётность: библиотечная статистика, дневник работы (посещаемость, книговыдача), планы, читательский формуляр, листки возврата, контрольный листок, картотека культурно-экономического профиля, картотека читательского профиля и т.д.
Эта система должна применяться в маркетинговых исследованиях.
Разведка и наблюдение (система внешней инф-ции) - совокупность постоянно действующих приёмов и ресурсов, предоставляющих инф-цию о событиях, происходящих во внешней среде. Цель этих действий – наблюдение за действиями конкурентов и др. событиями, создания угрозы или благоприятные возможности, на которые нужно своевременно реагировать.
Источники внешней инф-ции.
1. СМИ.
2. Беседы с бывшими служащими.
3. Реклама.
4. Посещение дней открытых дверей.
5. Изучение отчётов.
6. Присутствие на собраниях.
7. Профессиональная периодика.
8. Приобретение товаров или услуг у конкурентов
Методы сбора маркетинговой информации в б-ке. Первичные и вторичные данные.
Исследователи собирают первичные и вторичные данные.
Первичные данные – это информация, собранная впервые для какой-либо определённой цели.
Вторичные данные – уже имеющаяся информация, собранная для других целей.
1. ОПРОС. Метод сбора первичной информации путём выяснения субъективных мнений.
ОПРОС бывает: устный и письменный (анкета); индивидуальный и групповой; качественный и количественный.
Фокус-группа – форма опроса, предполагающая дискуссионное обсуждение проблемы с целью установления качественных параметров.
Достоинства:
-- возможность выявить суждения, мысли, идеи, привычки.
-- гибкость – форма проведения.
-- возможность статистической обработки.
Недостатки:
-- субъективность полученной информации.
-- зависимость от желания участников высказывать своё мнение.
2. НАБЛЮДЕНИЕ – метод сбора первичной информации путём регистрации действий, поступков людей и событий.
Достоинства:
-- независимость от объекта наблюдения.
-- объективность.
-- возможность изучать неосознанное поведение людей.
-- возможность учёта окружающей обстановки.
Недостатки:
-- субъективность восприятия событий.
-- наличие эффекта наблюдения.
-- невозможность изучения многих факторов.
Наблюдение может быть:
1. открытое.
2. скрытое.
3. полевое и лабораторное.
4. персональное и неперсональное.
1.ЭКСПЕРИМЕНТ – метод сбора первичной информации путём вмешательства исследования в определённые процессы с целью установить взаимосвязь между событиями.
Достоинства:
-- возможность изучения причин наследственной связи между событиями.
-- высокая эффективность.
-- возможность проверки управленческих решений.
Недостатки:
-- влияние посторонних факторов.
-- большие затраты времени и средств.
Виды:
1. реальные.
2. имитационные.
3. лабораторные и полевые.
4. однофакторные и многофакторные.
Процесс маркетингового исследования в б-ке.
Маркетинговые исследования – деятельность, которая связывает потребителя с производителем и служит для определения возможностей и проблем б-ки, для выработки и оценки маркетинговых действий.
Процесс маркетинговых исследований состоит из этапов:
-- выявление проблем и целей исследований;
-- разработка плана исследования;
-- реализация исследования;
-- обработка и предоставление полученных результатов.
Исследователи собирают первичные и вторичные данные.
Первичные данные – это информация, собранная впервые для какой-либо определённой цели.
Вторичные данные – уже имеющаяся информация, собранная для других целей.
Направление маркетинговых исследований в б-ке.
-- потребитель;
-- потребности;
-- сбыт (через ИНТЕРНЕТ, по обычной почте) – нужно изучать график работы б-к.
-- реклама: исследования – эффективность рекламы;
-- персонал б-ки: квалифицированность работников, коммуникабельность, здоровье, желание работать;
-- цена.
Внешняя среда – экономика.
Инструменты маркетинговых исследований.
Успешное функционирование б-ки возможно при условии маркетинговой среды и её элементов, что достигается с помощью маркетинговых исследований. Исследование рынка спроса конкурентов даёт информацию, позволяющую обследовать б-ки.
Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбора, передачи и хранения информации, позволяющие иметь нужную информацию для принятия эффективных управленческих решений в нужный момент.
При сборе первичных данных 2-ва основных инструмента исследования:
2.Анкета.
3.Механические устройства:
Ø Компьютер
Ø Сканер.
Методы маркетинговых исследований в зависимости от способа связи с аудиторией.
Маркетинговые исследования – деятельность, которая связывает потребителя с производителем и служит для определения возможностей и проблем б-ки, для выработки и оценки маркетинговых действий.
Исследования различаются по способу связи с аудиторией. Информацию собирают по почте, по телефону, с помощью ИНТЕРНЕТА.
1. АНКЕТА ПО ПОЧТЕ.
Достоинства:
-- большой объём информации.
-- небольшие затраты.
-- интервьюент не оказывает влияние на опрашиваемого.
Недостатки:
-- инструмент не гибкий.
-- занимают много времени.
-- низкий уровень реакций.
-- исследователь не может контролировать выборку.
2. ТЕЛЕФОН.
Достоинства:
-- гибкое средство.
-- можно контролировать выборку.
-- уровень реакции выше.
-- дешёвый способ.
Недостатки:
-- люди отказываются обсуждать личные вопросы по телефону.
-- разные интервьюеры могут по-разному интерпретировать ответы.
3.ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ.
-- индивидуальное.
-- групповое.
Индивидуальное – беседа с людьми, которая может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
Групповое – принимаются 6-11 человек на беседу с подготовленным человеком на определённую тему.
Достоинства:
-- можно собрать много информации.
-- средство гибкое.
Недостатки:
-- высокие затраты.
-- влияние ведущего на собеседника.
4. ИНТЕРНЕТ.
Достоинства:
-- пользователи ИНТЕРНЕТ – люди образованные и молодые.
-- быстрота.
-- рентабельность.
Недостатки: незнание опрашиваемого.