Игра на скрытый мотив для работы в парах
Инструкция.Группа делится пополам, одна половина выходит за дверь.
Инструкция для тех, кто за дверью: «Вы сейчас пойдете в гости к своему знакомому, который работает начальником. Ваша задача — подвести разговор к тому, чтобы он вам предложил работу у себя. А проблема в том, что с предыдущей работы вас выгнали за плохую работу и прогулы, но вы не хотите ему об этом говорить».
Для другой половины группы инструкция такая: «Вы — руководитель какой-либо организации, сейчас находитесь у себя дома, и к вам в гости приходит ваш знакомый. Ваша задача — просто с ним поговорить. Но помните о техниках вербализации, поскольку наверняка он пришел не просто так».
Еще пример скрытого мотива: к знакомому психологу или просто опытному человеку пришла в гости женщина и расспрашивает о детях: как их воспитывать, какие проблемы бывают и т. д. А скрытый мотив таков: она прочитала личный дневник дочери. Ребенок это увидел и не разговаривает с мамой уже две недели. Хочется, с одной стороны, получить помощь, а с другой стороны, стыдно признаться в поступке.
Кроме этого, можно провести любую ролевую игру без скрытого мотива (например, уговорить начальника подписать заявление на внеочередной отпуск, или увеличить зарплату, или подписать бумагу в районной администрации и т. д.), но в этой игре важна стадия ориентации.
«Устройство на работу»
Хорошая игра, где могут использовать вербализации сразу оба собеседника. Эту игру можно играть в три этапа. Первый — игра в парах (один — соискатель, другой — работодатель), затем разбор и анализ. Второй этап — участники меняются ролями и опять анализ. Третий этап — к одному директору приходят три претендента и он выбирает одного.
Инструкция.Инструкция для тех, кто за дверью: «Вы прочитали объявление в газете, что организации требуется работник вашей профессии. Ваша задача — прийти на собеседование и добиться того, чтобы вас взяли на эту должность. В ходе собеседования вам нужно будет рассказать о себе, но также постараться как можно больше узнать о работе, оговорить все важные моменты: рабочее время, условия работы, зарплату. Попробуйте использовать вербализации, чтобы получить от руководителя дополнительную информацию. Может быть, у вас получится сделать так, что больше будет говорить сам руководитель»,
Инструкция для тех, кто остался: «Вы — руководитель крупной организации, вам требуется работник той специальности, которую будет представлять претендент. Вы дали объявление в газету, и сейчас придет человек на собеседование. Ваша задача — поговорить с этим человеком и решить, подходит он вам или нет. Попробуйте использовать вербализации, чтобы получить больше информации, более точное представление о претенденте».
Ход игры.Первый этап. Участники, которые выходили за дверь, входят в комнату и каждый выбирает себе пару. Игра продолжается пять-семь минут. Когда время закончится, тренер дает парам две минуты на обратную связь. Участники в паре обсуждают игру и говорят друг другу то, что посчитают полезным. Затем все садятся в общий круг и рассказывают по очереди то, что считают важным: взяли или нет претендента и почему, и на что полезное они обратили внимание.
Второй этап. Вторые номера выходят за дверь и получают такую же инструкцию. Перед тем, как они войдут в помещение, лучше сказать им, чтобы они сели работать в пару с другим участником, чтобы у них был разный опыт. Игра также длится пять-семь минут, далее — обратная связь две минуты в парах и рассказ на круге. После обсуждения игры можно еще и поговорить о том, что участники отметили как наиболее важные моменты, какие рекомендации они могут сформулировать.
Третий этап. Тренер предлагает троим желающим попробовать себя в следующей игре, где нужно будет на конкурсной основе пройти собеседование. Три участника выходят за дверь. Инструкция для них: «Сейчас вы по очереди пойдете на собеседование к директору (здесь можно назвать конкретную организацию). Вы прочитали объявление в газете, позвонили по телефону, и вам назначили на это время. Ваша задача — попытаться выиграть этот конкурс. Подумайте, как вам произвести лучшее впечатление, используйте все, чему мы научились на предыдущей игре».
У оставшихся в группе тренер спрашивает, кто бы хотел быть директором. Желающий садится за стол, для подкрепления авторитета на стол ему можно поставить телефон, положить какие-то бумаги, журналы и так далее. Инструкция для него: «Вы — директор организации (можно указать профиль и название), вам требуется специалист на определенную должность. Вам позвонили три претендента, и вы назначили им время. Сейчас вы побеседуете с ними по очереди и затем решите — кого вы возьмете, а кого нет. Запишите на листочке, кого вы выбрали и почему, и в конце обсуждения сообщите нам».
Эта игра снимается на видео. При просмотре видеозаписи тренер может обращать внимание группы на моменты, где использовал вербализации, и насколько это было удачно.
Игра «Переводчик»
Еще одна игра с использованием вербализаций, но в отличие от предыдущих, проходящая всегда очень весело. В игре участвуют двое лучше, если это будут мужчина и женщина). Они выходят за дверь.
Инструкция.Инструкция для тех, кто за дверью: «Женщина — это американская кинозвезда. Она приехала в Россию на презентацию своего нового фильма и будет выступать на пресс-конференции. Задача кинозвезды — сначала рассказать о фильме, а затем ответить на вопросы журналистов. Второй участник — мужчина — это переводчик. Задача переводчика — переводить рассказ кинозвезды, ее ответы на вопросы и переводить ей вопросы журналистов. То есть кинозвезда говорит что-то о фильме на русском языке, а переводчик переводит это (как будто это было произнесено на английском языке). Он также переводит все вопросы для кинозвезды и ее ответы журналистам».
Инструкция оставшимся участникам: «Вы — журналисты, придумайте названия своих газет. Садитесь полукругом. Сейчас сюда придет американская кинозвезда и будет пресс-конференция по поводу презентации ее нового фильма. Вы выслушаете рассказ о фильме и сможете задать свои вопросы. Переводчик будет переводить все вопросы и ответы на них, как будто они вам непонятны».
Игра обычно проходит очень забавно, особенно когда переводчик смешно переводит вопросы и ответы. Он может посчитать, что журналисты спрашивают не то или ведут себя нагло, и переводить совсем другие вопросы. Иногда начинает защищать кинозвезду, если, по его мнению, ей задают слишком острые вопросы. В то же время в этой игре можно хорошо посмотреть, как человек повторяет слова партнера иногда буквально, а иногда привнося что-то свое.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
Следующий важный момент на стадии ориентации — это невербальные формы общения.Почему на это надо обращать внимание? Потому что люди доверяют словам только на 10%, а остальное доверие складывается благодаря невербальной коммуникации.
К невербальным формам общения традиционно относят несколько параметров.
1. Характеристики речи:ритм речи, темп, интонации, паузы и т. д. Здесь можно обратить внимание группы на то, что иногда интонация даже одною произнесенного слова может отрицательно повлиять на собеседника. Можно привести пример того, как собаки слушают своего хозяина. Собака не понимает слов, зато очень чутко реагирует на интонации. Если что-то произошло, и хозяин подзывает к себе собаку словами: «Иди сюда, моя дорогая», но при этом у него угрожающие интонации, то собака сразу прижимает уши и идет очень медленно. А если интонация другая, то собака подбегает и весело машет хвостом. Люди тоже очень чутко реагируют на характеристики речи собеседника, и на это нужно специально обращать внимание. Например, вам звонит подруга и говорит одно слово: «Привет». И вы по интонации, по тому, как она произнесла это слово, знаете, что она будет говорить дальше.
2. Проксемика — взаимное расположение, дистанция и позы.Взаимное расположение партнеров во время беседы может играть значительную роль. Самым хорошим вариантом считается расположение под углом от 45 до 90 градусов — это одновременно позволяет сидеть очень близко и не давить на собеседника, в то же время всегда можно встретиться взглядом и при необходимости прикоснуться к собеседнику. А когда люди сидят друг напротив друга, то слово «напротив» как раз и отражает возможное развитие отношений.
Дистанция между собеседниками. Расстояние примерно от 0 до 50 см называется личной (интимной) дистанцией или индивидуальным психологическим пространством. В эту зону пускают только самых близких людей. Вхождение в эту зону воспринимается как давление.
От 50 см до 1 м — дружеская дистанция. В нее желательно войти, но надо делать это постепенно. Если это первая беседа с человеком, то входить сразу в дружескую дистанцию не следует, это могут воспринять как давление, ведь вы еще не друзья,
От 150 см до 4 м — деловая дистанция. На этой дистанции проводятся все совещания и переговоры. Больше четырех метров — это уже дистанция публичная, например, для лекций. Общаясь на такой дистанции, человек психологически не несет ответственности за происходящее — на лекции можно слушать, а можно и не слушать.
Позы трактуются в литературе иногда слишком категорично, но нам важно то, что эти трактовки в целом верны. Например, известная поза «два креста» — нога на ноге и руки, сложенные перед собой, — трактуется обычно, как закрытая поза, хотя такая поза может говорить о том, что у человека болит желудок. Но большинство людей воспримет эту позу как закрытую, и это уже важно. Что еще важнее в позах, так это их изменение в процессе общения. Если поза меняется во время разговора, это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию.
3. Движения и жесты.Движения и жесты также подробно описаны в психологической литературе. Жесты в литературе часто трактуются слишком категорично, но, в основном, это говорит об убежденности авторов. Рассматривая в тренинге движения и жесты, достаточно обратить внимание на подход, в котором выделяется два типа жестов и движений — рисующие и усиливающие. Или собеседник жестами усиливает свое высказывание, или рисует некую картину, что может быть показателем отношения собеседника к предмету разговора. Если движение или жест не несут такой информации, на это следует обратить внимание, так как это может быть важно.
4. Мимика.Мимика также является важным моментом в коммуникации. Ребенок с раннего детства учится по выражению лица матери понимать ее отношение и к себе, и к своим действиям. В жизни мы постоянно обращаем внимание на выражение лица собеседника, и, конечно, собеседник обращает внимание на выражение нашего лица. Поэтому важно следить за мимикой собеседника и осознавать, чем вызваны те или иные изменения мимики и что это может значить. И, конечно, важно следить за своим лицом. Разумеется, не нужно сидеть с каменным, ничего не выражающим лицом, но надо понимать, что слишком откровенные гримасы скорее отрицательно повлияют на собеседника.
5. Контакт глаз.Как уже отмечалось, контакт глаз является важным моментом в невербальной коммуникации, и здесь можно еще раз напомнить об этом группе.
Внимание к невербальному поведению позволяет как контролировать собственное поведение, так и оценивать невербальное поведение других. При общении необходимо осознанно стремиться к конгруэнтности — это значит, что человек должен и говорить, и показывать одно и то же, в его коммуникации не должно быть противоречия. Примером неконгруэнтности может быть ситуация, когда на приеме у психолога клиент говорит, что очень любит свою семью, и одновременно стучит по колену кулаком. Конечно, такое явное противоречие привлекает внимание и может повлиять на доверие к человеку и его словам.
Можно вспомнить игру «Мафия» (инструкция далее). Кого-то оправдали, а кого-то «застрелили», потому что один человек вел себя так, его невербальному поведению поверили, а другому не поверили, часто в этой игре, когда «честному» человеку говорят, что он нечестный, то он (оттого, что это несправедливо) начинает краснеть. Участники воспринимают это как доказательство и голосуют против.
К невербальному поведению и конгруэнтности можно возвращать-с я в течение всего тренинга, если есть телевизор и видеокамера. Во всех играх, которые идут после информации о невербальном поведении, тренер обращает внимание и на жестикуляцию, на позы, на мимику и т. д. Особенно хорошо это заметно во время игр «в кабинете», где есть стол, ручки, бумага. Люди начинают манипулировать предметами, двигая их по столу. Иногда на столе разыгрывается просто настоящий футбольный матч!
При просмотре видеозаписи очень хорошо заметно, как изменение позы одного собеседника влияет на состояние другого. Например, можно заметить, как один из собеседников, наклоняясь вперед, в буквальном смысле вынуждает другого отклоняться назад. Иногда тому даже приходиться отодвигать стул, когда отклоняться дальше некуда. И даже без слов понятно, что один давит на другого. Другой пример, когда два собеседника одновременно откидываются на спинки стульев, отстраняясь друг от друга. Сразу понятно, что интерес к разговору потерян.
После теории о невербальном поведении следует провести игры для иллюстрации и закрепления материала.
ИГРЫ НА НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
«Зеркало»
Группа выстраивается в две шеренги друг напротив друга (если число участников нечетное, то тренер тоже участвует). Участники из первой шеренги делают любые движения и жесты, меняют мимику и позы, а участники второй шеренги, как зеркало, повторяют за своей парой все невербальные проявления. Игра длится 2—3 минуты, потом группы меняются ролями.
«Кривое зеркало»
Первая шеренга делает любые движения, но движения дискретные, то есть между ними должны быть паузы. Зеркало (вторая шеренга) начинает повторять движения с отставанием на одно движение. Например, человек поднимает руку, пауза в секунду, затем поднимает вторую, зеркало делает предыдущее движение, то есть отстает на один шаг. Через 2-3 минуты шеренги меняются ролями.
Передача информации «через стекло»
Все так же стоят парами друг напротив друга. Сначала работает первая пара. Один человек показывает своему партнеру что-то без слов, так, как будто он стоит в вагоне, а другой на перроне. Например, забыл выключить утюг. Партнер, посмотрев на сообщение, говорит, что из сказанного он понял. Затем показывает и угадывает вторая пара. И так по очереди все участники группы. Эти игры идут после теории на невербальное поведение сразу одна за другой, одновременно являясь и разминкой, и демонстрацией.
«Крокодил»
В нее можно играть и в середине дня, если вам кажется, что нужно немножко разрядить обстановку, и тогда, когда речь идет о невербальном поведении.
Инструкция. Группа делится на две части. Каждая подгруппа придумывает слова, которые сложно изобразить. Затем приглашает представителя другой подгруппы, говорит ему на ухо это слово, и тот должен его показать своей группе. По буквам показывать нельзя, надо изображать смысл слова. Все могут активно задавать вопросы. Группы работают по очереди.
Игру можно ограничивать по времени, например, на показ две минуты. Так же можно вести счет между группами. Обычно тем самым вводят соревновательный момент. Это может повысить эмоциональность упражнения, и вся игра проходит значительно веселей. В некоторых группах участники настолько ориентированы на соревнование, что без слов тренера сами ведут счет.
Если есть время, то лучше, чтобы каждый побывал в роли показывающего. Бывают очень смешные ситуации. Помню, как в одной группе показывали слово «прихвостень». Было очень смешно, и группа вспоминала этот момент еще очень долго.
Можно загадывать не слова, а, например, поговорки. Но поговорки хуже, потому что если они малоизвестные — то не отгадать, а если известные — то угадать можно сразу.
«Дом инвалидов»
Группа разбивается на тройки и каждому в тройке дается роль: первый — «немой и слепой», второй — «паралитик и глухой», третий — «глухой и немой». Всем группам сначала говорится одно и то же: после того, как им предложат их вариант задания, они должны договориться, как они будут все выполнять, а потом рассказать это другим. Затем каждой группе в отдельности предлагается ситуация. Для первой группы — им едете отдыхать к морю, вам надо договориться, как вы поедете, как будете загорать, купаться и т. д. Для второй группы — вы едете на дачу копать картошку. Для третьей — в лес по грибы или на день рождения и I. и. Слепые закрывают глаза, глухие делают вид, что они не слышат, паралитики не двигают руками. Затем, когда они договорятся, каждая группа показывает это в лицах для всех.
Игра проходит очень весело, но самое главное, на ее примере можно обсудить, что происходит при нарушении некоторых каналов информации, насколько участникам было легко или тяжело договориться, насколько они в тройке дополняли друг друга.
«Тарабарщина»
В игре участвуют двое — мужчина и женщина. Семейный конфликт. Муж ушел в баню и пришел через два дня. Задача мужа — помириться с разгневанной женой. Задача жены — сказать ему все, что она о нем думает. Но они не могут говорить слова, а только бессмысленные слоги — бу-бу, по-по, ко-ко и т. д. Здесь присутствует только невербальная коммуникация. После проигрывания они могут поменяться ролями, муж становится женой, а жена — мужем, и они проигрывают ту же ситуацию еще раз. Игра обычно проходит очень весело и ее можно провести как разминку. Если необходимо, то можно и обсудить ее, поговорив о роли невербальной коммуникации.
4.4. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - «ПОИСК СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ»
Стадию поиска совместного решения часто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнера. Многие, к сожалению, не умеют и не пытаются услышать друг друга в процессе общения и понять аргументы другого, а ведь это и есть самое важное для общения. И если уметь «вплетать» аргументы собеседника в свои, и на этом строить свою аргументацию, то собеседник быстрее согласится с вами. Или вам обоим будет легче выработать совместное решение. Возможно, принципиально новое решение.
Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения, но нельзя игнорировать аргументы собеседника.
На что имеет смысл обратить внимание в беседе? Чем дольше длится беседа, тем больше необходимо аргументов. Если у вас много аргументов, то, соответственно можно не беспокоиться о времени общения, но если аргументов мало, то время беседы следует ограничить.
Существует две основные стратегии аргументации — по восходящей и по нисходящей. Если ваш собеседник слабее психологически, если он сомневается в своей точке зрения, тогда имеет смысл начинать с самого сильного аргумента. Партнер сразу соглашается, а дальше идут аргументы послабее, чтобы просто завершить ситуацию и подтвердить правильность вашей позиции.
Если собеседник убежден во мнении, противоположном вашему, то есть он жестко стоит на своих позициях, то надо начинать со слабых аргументов и постепенно наращивать их силу, чтобы партнер шаг за шагом согласился с вами. И в то же время вы его не «сломаете» вначале самым сильным аргументом, он просто от аргумента к аргументу будет убеждаться в правильности вашей точки зрения.
Далее можно рассмотреть приложение 9. 124
ИГРЫ НА АРГУМЕНТАЦИЮ
«Шнуровка»
Группа делится пополам, все садятся в две линии друг напротив друга. Тренер дает задание: одна сторона «за», другая — «против». Далее стороны поочередно приводят свои аргументы за и против. Тема может быть любая, например, отдавать ребенка в детский сад или нет, получать высшее образование или нет и т. д.
Первый участник из одной подгруппы говорит свой аргумент (например, почему нужно вступать в брак). Участник другой подгруппы, выслушав аргумент первого, отвечает на этот аргумент и приводит свой аргумент (почему не нужно вступать в брак). Дальше следующий человек отвечает на этот аргумент и приводит свой. И так по очереди представители двух команд говорят свои аргументы, перед этим отвечая на предыдущий аргумент.
Эта игра может быть использована и как разминка, и как демонстрация по данной теме. После этой игры об аргументах можно поговорить в кругу. Можно спросить у группы, какие аргументы понравились больше всего? Оказались ли для них какие-то аргументы очень неожиданными? В конце можно сделать вывод, что даже когда мы очень хорошо знакомы с предметом обсуждения, то все равно до начала беседы полезно подготовиться к беседе, продумать свою аргументацию.
«Сказочные персонажи»
Эта игра может проводиться в парах, например, колобок и лиса, волк и Иванушка и т. д. В зависимости от роли в паре, каждый собеседник приводит аргументы в защиту своей позиции. Например, лиса говорит: «Колобок, я тебя съем потому, что ты очень питательный». Колобок отвечает: «Не ешь меня, лиса, у тебя будет болеть живот» и т. д. Таким образом, в течение нескольких минут все участники приводят свои аргументы и отвечают на аргументы собеседника. После игры можно обсудить данное упражнение, рассказать об особенно удачных аргументах.
«Портье»
Для игры нужно пять человек. Один остается в комнате — это портье в гостинице, четверо выходят за дверь.
Инструкция для портье: «портье в гостинице, у тебя есть четыре места - одно место в одноместном номере, одно место в двухместном номере, место в рабочем общежитии, где в комнате десять кроватей, и раскладушка под лестницей. Твоя задача: послушать по очереди четверых командированных и затем распределить эти места между ними, ориентируясь на силу их аргументов. Выслушав каждого человека, ты говоришь: «Места появятся минут через 15. Подождите, пожалуйста!» А после всех четырех ситуаций ты решишь, кого куда расселить. Запиши свое решение на листочек, и в конце обсуждения ты расскажешь нам результаты и объяснишь, почему так распределил претендентов».
Инструкция для тех, кто за дверью: «Вы приехали в этот город в командировку на две недели и ваша задача - получить лучшее место (лучшее место — это одноместный номер). Каждому из вас надо продумать свою аргументацию так, чтобы именно вам дали одноместный номер. Портье послушает всех по очереди, а затем скажет, кому он предоставит одноместный номер».
Эта игра с интригой — «командированные» не знают о других местах и готовят аргументы для получения одноместного номера. Так как для раскладушки под лестницей годятся многие аргументы, часто результат игры бывает для них неожиданным. Например, кто-то говорит, что ему нужен обязательно одноместный номер потому, что он сильно храпит. Но такого претендента могут отправить и под лестницу, и в рабочее общежитие, так как в первом это никому не помешает, а в последнем не похрапишь.
Анализ этой игры для сохранения интриги проводится в такой последовательности: сначала говорят командированные, что они хотели получить и как они думают, предоставит ли портье им одноместный номер. Затем говорят наблюдатели. Они, зная обо всех местах, уже могут излагать свои гипотезы относительно того, кого куда поселят. И в последнюю очередь говорит портье, кого и куда он решил поселить и почему.
«Эрмитаж»
В этой игре участвуют три или четыре человека. Один человек остается в комнате, остальные выходят за дверь.
Инструкция для того, кто остался в комнате: «Ты — билетер в Эрмитаже. Эрмитаж работает до 18 часов. Сейчас уже 17 часов, и людей уже в музей не пускают, но желающие есть. Твоя задача — послушать людей, которые будут сюда по очереди входить, и решить, пустить этого человека или нет. У тебя нет ограничений: ты можешь пустить всех, или пустить только тех, кто тебя убедит, или не пустить никого».
Инструкция для участников за дверью: «Вы пришли в Эрмитаж за час до закрытия. В музей уже не пускают и касса закрыта. На входе еще стоит билетер. Ваша задача — продумать аргументацию, чтобы вас пустили в музей. Придумывать можно все, что угодно, но чтобы это было в рамках разумного. Вы подходите и пытаетесь его уговорить. У вас примерно две-три минуты».
Эта игра без «подвоха», на ее примере просто можно посмотреть ни аргументы и на стратегию, которую придумали участники.
«Наследство»
Игра проводится аналогично задачам про «Лошадь» или «Курицу».
Муж оставил завещание беременной жене: если родится мальчик, то имущество делится таким образом — две трети мальчику, одна треть — жене; если девочка, то поровну. Родилась двойня — мальчик и девочка. Как поделить имущество?
Эта задача сложнее, так как у нее нет математического решения, потому что здесь три неизвестных, и соответственно, абсолютно правильного решения нет.
Можно сослаться на мнение юристов, что сначала все делится пополам, потом каждая доля делится согласно завещанию. Но лучше всего было бы прописать и ситуацию раздела имущества при рождении двойни.
Процедура и анализ этой игры аналогичны тем, которые используются в задачах «Лошадь» и «Курица». Только если проводить ее на третьей стадии, необходимо больше внимания обращать на аргументацию, которую используют участники игры.
В анализе можно сказать, что у этой задачи нет однозначно правильного решения, как и у многих задач, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Очень важен сам процесс поиска совместного решения, то, как мы приходим к результату, какие аргументы мы используем для отстаивания своей точки зрения, насколько они удачны. Задачи «Лошадь» и «Курица» тоже можно использовать на стадии аргументации.