Роль посредника или эксперта
«Посредник не несет за все происходящее в группе полной ответственности, временами он, однако, вмешивается в деятельность и направляет ее так, чтобы она наиболее эффективно продвигалась к намеченной цели. Сам посредник особого участия почти не принимает, о своих ощущениях не говорит, но иногда советует, что следовало бы сделать, подсказывает содержание того или иного мероприятия либо в удобную минуту использует какой-нибудь психотерапевтический прием, предлагая например, сыграть психодраматическую сценку или бессловесно выразить собственные чувства. Он следит за участниками и координирует обсуждение; если он видит, что кто-то никак не может проявить себя или даже просто получить слово, он вынудит группу дать этому человеку возможность высказаться. Группа воспринимает его как эксперта, который разбирается во многих вопросах и может представить информацию что-то растолковать. Он не навязывает авторитарно определенные решения, даже, как правило, будто не замечает и не принимает решения принятого целой группой; своими замечаниями он помогает подойти к какому-либо вопросу или вещи с разных сторон».
Такая роль наиболее приемлема для тренинговой группы: тренер помогает только тогда, когда это необходимо группе. Тренер не отказывается отвечать на вопросы группы, если это приведет к более быстрому и глубокому пониманию конкретной ситуации.
Но в действительности нужно понимать, что тренинговые и терапевтические группы — это совершенно разные группы с совершенно разными задачами. В тренинге оптимальным вариантом выбора роли является такой, который складывается на тренинге в данной конкретной группе и который наиболее полезен для группы. Зависимость выбора роли от этапа развития группы понятна: чем более продвинулась группа в динамике, тем более пассивную роль может играть тренер; чем больше группа сделает собственных открытий, чем больше сформулирует выводов, заключений и правил, тем лучше. Если же все это предоставит тренер, то у группы появится желание с ним спорить, только и всего.
Понятно, что занимать такую пассивную позицию в начале работы группы нельзя, поскольку это приведет к нарастанию напряженности, и в результате группа может объединиться против тренера. Такое объединение на тренинге совершенно непродуктивно.
Основная цель тренера — не мешать, «не тянуть одеяло на себя», а только помогать. Необходимо понимать, что роль тренера — все-таки вспомогательная. Не он работает на группе, а группа работает на тренинге. Тренер, как любой хороший руководитель, направляет группу только тогда, когда группе это необходимо. Скажем, когда хороший руководитель уходит в отпуск, его организация работает без него замечательно, потому что все процессы налажены. Так и в группе.
Очень часто в тренингах бывает так, что тренер дает группе большое задание часа на полтора-два, затем уходит, а группа продолжает работать сама. Присутствие или отсутствие тренера ей не помогает и не мешает. Вернулся тренер — они еще сидят, работают, пишут свой проект. Совершенно нормальная ситуация.
Таким образом, можно говорить о том, что оптимальная роль для тренера в группе опирается на нарастающую готовность группы самостоятельно работать и на способность тренера замечать эти изменения, а также на его готовность не мешать этим процессам. Роль тренера настолько пассивна, насколько группа готова работать сама. Тренер всегда готов помогать группе, если это необходимо. Иными словами, он не выполняет какую-то определенную роль, а просто подстраивается под работу группы.
РЕЖИМ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ
Существуют определенные стандарты режима работы в тренинге большинство проходящих сейчас тренингов длятся два-три дня. По-видимому, эти стандарты сложились на основе здравого смысла и жизненных обстоятельств: с одной стороны, нет возможности отрыва сотрудников от работы на целую неделю, с другой, за один день ничему толком не научиться.
Раньше тренинги длились пять дней — возможно потому, что он проходили в основном со студентами, и так было удобнее ставить в расписании. В настоящее время большинство программ сократили до двух трех дней. Но некоторые тренеры разделили программу на циклы, два-три цикла по 1—3 дня. Это очень хороший вариант, позволяющий привязывать результаты тренинга к непосредственной работе персонала фирмы.
Более пяти дней тренинг, на мой взгляд, проводить нецелесообразно — очень большой объем новой информации и новых установок. Кроме того, тренинг — достаточно тяжелая процедура для участников, группу можно настолько перегрузить, что им потребуется несколько дней для отдыха. Вариант в два-три дня хорош потому, что сразу после тренинга, будучи на эмоциональном подъеме, участники способны хорошо отработать всю рабочую неделю. Часто бывает, что тренинг проходит в выходные дни — субботу и воскресенье, а в понедельник все должны выйти на работу и быть в состоянии отработать до следующих выходных.
Иногда четырехдневный тренинг разбивают на два этапа по два дня по выходным. В результате может получиться, что участники будут работать три недели без выходных, то есть они отработают пять дней себя на работе, затем два дня тренинг, следующая неделя пять дней на работе и два дня тренинг. И нужно помнить, что с понедельника они опять идут работать на пять дней, а это очень большая нагрузка.
С другой стороны, если проводить тренинг два дня и через две или три недели еще два дня, то это тоже не очень хорошо, так как теряется связь между этими этапами. Но, конечно, приходится учитывать и мнение заказчика, поэтому возможны разные варианты. Лучше исходить из принципа, что три дня подряд лучше, чем три раза по одному дню в неделю. Но в то же время нельзя переутомлять группу, чтобы они, придя после тренинга на работу, не заявили, что так устали, что совсем не могут работать.
Минимальная продолжительность тренинга — однодневный тренинг есть десять академических часов. Конечно, всю программу уложить в один день очень сложно, но иногда условия заказчика таковы — только один день. За один день все же можно добиться некоего результата. Меньше одного дня — это уже не тренинг, это просто занятие с элементами тренинга. Тогда это может быть вообще три-четыре часа. Можно что-то рассказать и провести одну-две игры. Чаще это так называемый рекламный или демонстрационный тренинг, но у него другая задача — заинтересовать и одновременно дать понять, что есть еще много полезного, чтобы за пользой пришли уже на сам тренинг. Другой вариант — это когда тренинг идет по 2—4 часа в день, один или два раза в неделю. Так, тренинг, согласно пожеланию заказчика, может проходить, например, до или после работы в течение нескольких дней, идущих не подряд. Конечно, это гораздо хуже, чем два или три дня подряд. Однако если заказчик согласен только на такой вариант, то приходится соглашаться. Но нужно понимать, что группа будет работать гораздо хуже. Ведь во время каждого занятия нужно тратить полчаса или даже целый час на то, чтобы группу «расшевелить», и остается всего час—полтора на работу. В следующий раз то же самое. Добавим, что если тренинг с утра, то почти все хотят спать, а если вечером, то все после работы уставшие. Но даже в такой ситуации можно добиваться хороших результатов и проработав в таком режиме какое-то время, можно уговорить заказчика на другой режим обучения. Например, три этапа по одному дню один раз в неделю или даже раз в две недели. Это могут быть выходные дни (по одному в неделю) или два выходных подряд.
Существует еще вариант, который называется «марафон». Марафон обычно длится сутки или даже двое суток, с перерывами на обед. Если кто-то засыпает, то прямо в группе, но никто из группы до окончания занятия не уходит. Такой вариант имеет смысл только для групп личностного роста, то есть терапевтических групп. Для тренинга умений это скорее всего перебор, но он может подойти для группы формирования команды. И конечно, такая работа, кроме специальной подготовки тренера, требует особой выносливости. В подобной ситуации, наверное, следует работать только в паре, а может, и с парой ассистентов. Но здесь, как и во всех ситуациях, лучше опираться на здравый смысл — если можно провести хороший тренинг без таких жертв, то не следует усложнять жизнь ни себе, ни участникам тренинга.
Максимальная продолжительность занятий в течение дня обычно составляет 8—10 академических часов, редко 12 часов. Иногда на выездных группах занятия продолжаются и после ужина. Цели подобной работы могут быть разными. Например, для того, чтобы группа лучше перезнакомилась, сдружилась. В такой ситуации сам тренинг заканчивается, как обычно, до ужина, а после ужина группа собирается вместе, и все играют, например, в «мафию» (игра описана ниже) или проводят какие-нибудь соревнования, например, баскетбол в бассейне (ее; есть бассейн). Другая цель возникает тогда, когда есть опасение, что участники могут выпивать после тренинга, а это, например, руководством не предусматривается. И для того чтобы такой возможности у них не было, можно занять их и после ужина. В итоге можно получить очень полезное и увлекательное для группы времяпрепровождение.