Операционные оболочки - Программы, выполняющие роль посредника между пользователем и программным обеспечением компьютера

Сервисные - Множество специальных программ обслуживающего (сервисного) характера.

Системное программное обеспечение– это комплекс программ, обеспечивающих выполнение общих для всех программ технических задач, взаимодействие с аппаратурой, диалог с пользователем

Примерная классификация программных средств учебного назначения.

Под программными средствами учебного назначения (далее ПС) будем понимать программные продукты, предназначенные для решения отдельных учебно-воспитательных задач.

Под обучающей программой со встроенной технологией обучения будем понимать программу учебного назначения, способную осуществлять некоторые функции преподавателя, а именно:предъявление учебного материала;осуществление контроля за результатом усвоения знаний;

формирование навыков учебной деятельности.В Институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев

типологии педагогических программных средств:по предметному содержанию;по функции: диагностические, контролирующие, обучающие (демонстрационные, справочно-информационные, формирующие, тренажерные);по степени активности учащихся, которая определяется структурой и характером деятельности —программы, рассчитанные на минимальную степень активности (демонстрационные),на максимальную степень (конструирующие программы);по целевой группе пользователя—инструментальные программные средства для учителя: для создания новых обучающих программ, применение имеющихся программных Средств в процессе подготовки к уроку («электронный конспект», «электронный журнал»); программные средства для учащихся (общего назначения и специализированные). Примером таких программ являются

графические и текстовые редакторы, базы данных или электронные Таблицы;по уровню коммуникативности можно выделить следующие типы программ: предметно-ориентированные обучающие программы с разными степенями интерактивности (диалоговости) и коммуникативно

-ориентированные (локальные сети).В Московском энергетическом институте совместно с Российским НИИ информационных систем

предлагают следующую классификацию программ учебного назначения:

компьютерные учебники;предметно-ориентированные среды микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);лабораторные практикумы;

тренажеры;контролирующие программы;справочники, базы данных Учебного назначения.Л. X. Зайнутдинова предлагает различать три типа компьютерных обучающих программ [7, 26]:педагогические программные средства (ППС):«компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные, контролирующие, тренажеры, моделирующие,

демонстрационные и т.п. программные средства»;информационно-поисковые справочные программные системы (ИПСПС): базы данных и базы -знаний;обучающие программные системы (ОПС): отличаются тем, что представляют пользователю комплекс возможностей, в их число входят автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные учебники (ЭУ); экспертные обучающие системы (ЭОС); интеллектуальные

обучающие системы (ИОС).

2.Эволюция поколений компьютерной техники: компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Существуют события которые предшествовали созданию комп техники: 1. 1848г Джорж Буль описал правила логики, что является основой построения логических схем 2. 1880г Томас Эдисон открыл явление термоэлектронной эмиссии. 3. Конец 19 в развивается математическая физика, следовательно, нужны машины, позволяющие производить многокртно повторяющиеся вычисления. 4. 1904г Джон Флеминг на основании открытия Эдисона создал диод, позже триод. 5. 1918г. М.А. Бонч – Бруевич создали электронное реле на базе которого создан триггер.

Характеристики 1 поколение 2 поколение 3 поколение 4 поколение
Годы 1949-1958 1959-1963 1964-1976 1977-НАШИ ДНИ
Элементная база Электронно –вакуумные лампы Транзисторы Интегральные схемы БИС, СБИС
Размер Громоздкое, сотни м2, тысячи ламп Компактнее, менее энергоемкие Большие, средние, мини, микро Микро –эвм
Максимальное быстродействие процессора 20тыс операций в сек Сотни тыс операций в сек До 30 млн опер в сек 2,5 МГц до 109 опер в сек
Максимальный объем ОЗУ Несколько тысяч и команд программы Увеличился в сотни раз До 16 Мбайт появляется ПЗУ От 16 Мбайт у первых до нескольких Гбайт сегодня
Периферийные устройства Перфоленты, перфокарты Внешняя память на магнитных дисках и барабанах Внешняя память на магнитных дисках, дисплей графопостроитель Цветной дисплей, манипуляторы, оптические диски
По Программы на языке машинных команд Развитие языков программирования высокого уровня: ФОРТРАН АЛГОЛ, программы стали доступнее Появление ОС, прикладные программы, новые алгоритмические языки высокого уровня, многопрограммный режим работы. Прикладное ПО, сетевое ПО, мультимедиа,
Область применения Инженерные и научные расчеты, не связанные с переработкой больших объемов данных Создание информационно – справочных систем БД, первые системы искусственного интеллекта, системы автоматизированного проектирования и управления Все сферы деятельности человека
примеры Mark I, ENIAC,БЭСМБ, Урал М-220, мир, БЭСМ -4, Урал -11, IBM-7094 PDP-11, IBM/360, CDC6600, БЭСМ-6, МИНСК-32 IBM PC, MACINTOSH


1.Обзор методов обучения информатике

Метод (от греч. мetodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система общедидактических методовобучения Лернера-Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

А) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя);

Б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

В) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Метод наглядности. Наглядная демонстрация изучаемых объектов и приемов работы с ними – показ образца деятельности. Показ образца действия может быть усвоен обучаемыми на уровне воспроизведения, как опыта стандартной деятельности. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образами. Словесные методы:в информатике слово и знак приобретают новые качества. Компьютерный текст – это изменяемая, обновляющаяся и управляемая речь. Например, гипертексты – технология, обеспечивающая хранение текстового и графического материала и возможность быстрого доступа к разным частям текста.

Частнодидактические методы обучения:

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.

4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;

5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

Выбор методов обучения:

Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1). Соответствие целям и задачам обучения.

2). Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.)

3). Соответствие реальным учебным возможностям класса: возрастным, уровню подготовленности (обученности, развитости, степенью владения ИКТ), особенностям класса.

4). Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных УМК) и отведенному времени для обучения.

5). Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.).

6). Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень владения тем или иным методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Информационное моделирование, реализуемое на компьютерах, является одним из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента.

Наши рекомендации