Особенности расчета валов с несколькими массами. Понятие о точном методе расчета критических скоростей. Приближенные методы.
Если вал представляет собой многомассовую систему, состоящую, например, из nсосредоточенных масс, то он имеет n собственных угловых скоростей (частот) и, в простейшем случае, n критических скоростей.
Следовательно, задачаопределения критической скорости вала, нагруженного несколькими сосредоточенными массами, сводится к определению частот его собственных колебаний. Если сосредоточенных масс более двух, то точное решение такой задачи очень сложно.
В практических случаях часто приходится сталкиваться с необходимостью определения частоты собственных колебаний систем, имеющих несколько степеней свободы.
Представим балку, находящуюся под действием нескольких сил P1; P2; P3 … при
Рисунок 9.10 – Схема балки под действием нескольких сил
Перемещение при деформации балки в месте приложения и по направлению действия каждой из этих сил обозначим y1; y2; yi; yk.
Пусть – единичный прогиб в направлении действия силы Pi от силы . По теореме взаимности перемещений
, (9.30)Где – единичный прогиб в направлении действия силы Pkот .
Рисунок 9.11 – Схема единичного прогиба балки
Из курса сопротивления материалов известно, что прогиб можно выразить как функцию сил ; ; ;… . При этом под действием нагрузки только Pk точка i прогнётся на (рисунок 9.10). Следовательно, в общем случае под действием всех сил точка i прогнётся на
. (9.31)
По аналогии прогибы в направлении действия сил ; ; ;… от всех сил, приложенных одновременно, можно выразить следующим образом
(9.32)
Точный метод определения критических частот вала.
Рассмотрим вал с двумя дисками при . Пусть m1 и m2 - массы дисков; е1 и e2 - эксцентриситеты их центров относительно оси вала; y1 и y2 – упругие прогибы при рабочей скорости (рисунок 9.12, схема б).
Рисунок 9.12 – Схема прогиба вала с двумя грузами
при (схема а) и (схема б)
При вращении на вал действуют центробежные силы
; (9.33)
. (9.34)
В соответствии с (9.32) можно записать
(9.35)
Подставим значение сил в (9.35)
(9.36)
Раскроем скобки и систему уравнений (9.36) перепишем следующим образом:
(9.37)
Сгруппируем и введем обозначение членов уравнения и
(9.38)
Полученные уравнения представляют систему из двух неоднородных уравнений с двумя неизвестными. Эти уравнения удобно решить с помощью определителей. Каждое решение может быть представлено в виде дроби, знаменателем которой является определитель, составленный из коэффициентов при неизвестных, а числитель – тот же определитель, в котором коэффициенты при искомом неизвестном заменены свободными членами A1 и A2 , то есть ;
. (9.40)
Как было сказано ранее резонанс наступает тогда, когда прогибы стремятся к бесконечности, то есть . Это происходит в том случае, когда определитель, стоящий в знаменателе равен нулю, то есть
. (9.41)
Раскроем определитель
. (9.42)
Полагая и, выразив составляющие при и U в виде коэффициентов а и b, получим следующее квадратное уравнение
, (9.43)
, (9.44)
Решение этого квадратного уравнения имеет вид
, (9.45)
При критические скорости равны:
(9.46)
При решение не имеет смысла.
Когда число масс, то есть число степеней свободы 4 и больше, то решить систему уравнений без ЭВМ невозможно ( – коэффициенты влияния.Они определяются любым методом – графическим, по правилу Верещагина и т.д.)
Приближенные методы определения критической угловой скорости вала с несколькими сосредоточенными массами
На практике обычно в таких случаях используются приближенные методы расчета критических угловых скоростей , которые считаются простыми дающими в то же время достаточно точные результаты. По этим методам определяют первую (низшую, наименьшую, основную) критическую угловую скорость. При этом для жесткого вала рекомендуют, чтобы не превышала 0,75 – 0,80 его минимальной критической скорости , а для гибкого – не совпадала ни с одной из других критических скоростей и была в 1,3 – 1,4 раза больше ближайшей большей критической скорости, то есть условие виброустойчивости имеет вид:
(8)
Валы быстроходных машин обычно проектируются как жесткие, реже применяются гибкие валы, работающие между первой и второй критическими скоростями Рисунок 10.
Метод Донкерли
В методе Донкерли используется принцип независимости воздействия отдельных масс на колебания вала (принцип суперпозиции). Формула Донкерли, по которой определяется наименьшее возможное значение основной частоты , может быть представлена в следующем виде:
, (9)
где – критическая угловая скорость вала, когда он нагружен только одним грузом массой mi;
– статический прогиб вала под массой mi, когда он нагружен только этой массой (рисунок 11);
i – число масс на валу.
Метод Донкерли дает заниженное значение . Однако во многих случаях практики достаточно констатировать, что критическая частота вала не ниже определенного предела, чтобы сделать излишним более точное решение.
Рисунок 11 – Расчетная схема и первая (низшая) критическая скорость вала, нагруженного тремя сосредоточенными массами, определяемая по методу Донкерли.
по таблице для однопролетного и консольного валов на неподатливых подшипниках представлены значения коэффициентов , подстановка которых в формулу (10) позволит определить , а, следовательно, и проверить условие виброустойчивости (8).
Энергетический метод Релея
В основе энергетического метода лежит принцип постоянства энергии, согласно которому максимальная потенциальная энергия деформации при вращении вала равна максимальной кинетической энергии системы , то есть .
После раскрытия данного равенства получено одно из выражений для расчета нижней критической частоты
, (11)
где – статический прогиб вала под грузом массой , нагруженного всеми нагрузками (рисунок 12).
(12)
Рисунок 12- Расчетная схема и первая (низшая) критическая скорость вала, нагруженного тремя сосредоточенными массами (метод Релея).
Критическая частота, получаемая по методу Релея, всегда выше действительной частоты ( т.е частоты, найденной точным методом).. Действительная частота находится между частотой, определенной по формуле Донкерли и частотой, найденной по методу Релея , то есть:
. (13)
Рассмотренные выше методы определения первой критической скорости вращения валов, в которых прогибы рассчитываются аналитически, просты и удобны в случае валов постоянного сечения и с небольшим числом нагрузок.
При расчете балок переменного сечения со многими сосредоточенными массами может быть определена этими же методами, то есть по формулам (11) и (12), но в которых прогибы находятся графо-аналитически.
Методы в этом случае называются графо-аналитическими.
В литературе приводится еще ряд методов для расчета валов переменного сечения. В практике химического машиностроения получил распространение так называемый метод приведения, основанный на исследованиях академика Ю. А. Шиманского /4/, который является достаточно простым, точным и универсальным, так как может быть применен как при расчете валов переменного, так и постоянного сечения, с одной или несколькими сосредоточенными массами, с учетом или без учета массы вала.