Стратегия и организационная структура энергетических компаний.

Главной целью компании является получение устойчиво высокого дохода на вложенный капитал, а также выживание компании в долгосрочной перспективе на основе поддержания динамичного баланса с внешней средой. Чтобы прибыльность вложений была выше, чем у конкурентов, конкурентное преимущество над ними должно быть устойчивым; иными словами, качество предоставляемых потребителям товаров и услуг должно быть выше. Чтобы прибыльность стала устойчивой, нужно вкладывать в развитие производственных возможностей, обеспечивающих сохранение конкурентного превосходства на будущее. Стратегия, таким образом, зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире.

Варианты построения организационной структуры компании в зависимости от степени централизации компании.

1. Стратегия и организационная структура энергетических компаний. - student2.ru Децентрализованная (низкая) Стратегия и организационная структура энергетических компаний. - student2.ru

· Портфель приобретённых бизнесов;

· Центральный орган имеет минимальные полномочия в сфере управления текущей деятельностью. Общие решения и базовая связь с БЕ;

· Портфель управляется материнской компанией, общее управление эффективностью – напр., требование об использовании системы сбалансированных показателей;

· Каждая БЕ отвечает за свое управление, стратегию, эффективность, деятельности и результаты;

· Информационные потоки или взаимодействие между автономными компаниями практически отсутствуют;

· Имеется некоторый потенциал развития ОЦО и центров компетенции для обмена передовым опытом – напр., в переработке и сбыте.

·

2. Стратегия и организационная структура энергетических компаний. - student2.ru Смешенная (низкая)

· Портфель приобретённых бизнесом;

· Координация портфеля в центре, включая представителей бизнеса от всех БЕ;

· Центральный орган принимает решения по созданию единого образа, бренда, опредеяет общую стратегию управления портфелем, степень стандартизации для достижения единства и экономии за счет масштабов;

· Центральный орган может принимать общие решения относительно потока информации и финансирования, но большинство решений по содержанию/ функциональным возможностям принимаются на уровне БЕ;

· Центр управляет потоком информации между БЕ и между портфелем и материнской компанией;

· Имеется потенциал для развития ОЦО и центров компетенции для обмена передовым опытом – напр., в переработке и сбыте.

3. Стратегия и организационная структура энергетических компаний. - student2.ru Централизованная (высокая)

· Интегрированная работа всех компанией;

· Более директивные – централизованные процессы принятия решений и структура полномочий;

· Центральный орган принимает решения в таких областях, как стандарты, функциональные возможности, финансирование;

· Информационные потоки от центрального органа к БЕ.

Варианты построения организационной структуры компании по степени интеграции/диверсификации.

Функциональная модель (низкая): ( руководство- геология, бурение, финансы)

Модель, основная на активах: ( руководство – сервисы, актив 1, актив 2 …)

Географическая модель (средняя): (руководство- географ регион 1, географ регион 2…)

Модель по цепочке создания стоимости (высокая): (руководство- разработка и добыча, переработка, маркетинг, сбыт и тд)

Факторы, влияющие на организационную структуру

размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации; географическое размещение организации; технология; отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации; динамизм внешней среды; стратегия, реализуемая организацией.

Организационная структура должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем это необходимо. Обычно влияние размера организации на ее организационную структуру проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления организацией. Если организация маленькая и руководитель может один управлять деятельностью сотрудников, то применяется элементарная организационная структура. Если же количество сотрудников увеличивается настолько, что ими уже трудно управлять одному руководителю, или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то в организации появляется промежуточный уровень в управлении и начинает применяться функциональная структура.

Дальнейший рост организации может вызывать возникновение новых уровней в управленческой иерархии. В результате могут быть применены такие организационные структуры, как дивизиональная или же структура, отражающая создание стратегических единиц бизнеса. Возникновение в организации комплексных проектов приводит к тому, что начинает применяться матричная структура.

Энергетика и геополитика.

Геополитика – раздел теории международных отношений, учитывающий всю совокупность факторов развития государств во взаимосвязанной системе глобального и регионального взаимодействия, как в двустороннем, так и в многостороннем формате. В числе этих факторов: полит, эконом, научно-технический, военный, географ, природный и др.

Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии.

Энергоресурсы, в условиях все возрастающей в них потребности, в том числе и стран Восточной Европы, становятся мощным фактором, определяющим геополитическую действительность. Энергетический фактор, воздействующий как на страны-потребители энергии, так и на транзитеров и производителей, становится одним из основных в геополитике и не может не учитываться при определении внешней политики государства. В то же время, внешняя политика сама не может быть корректно выстроена без осознания важности исключительного положения нашей страны на рынке энергоресурсов для ее дальнейшего развития, необходимости поддержания энергетической безопасности страны, безопасности, если речь идет о России, поставок наших энергоносителей, диверсификации этих поставок, как продуктовой, так и географической.

Ряд западных аналитиков для обозначения тесной связи геополитики с политикой энергетической используют понятие «петрополитики» (от лат. Petroleum – нефть). В частности Томас Фридман вывел т.н. «Первый закон петрополитики», который применительно к нефтедобывающим странам звучит следующим образом:
«Чем выше мировые цены на сырую нефть, тем сильнее в этих странах урезают свободу слова и печати, институт свободных выборов, свободу собраний, прозрачность правительства, независимость судов, правление закона и свободу создавать независимые политические партии и неправительственные организации. В здоровых демократиях, даже богатых нефтью, этого не происходит. И, наоборот, в соответствии с выведенным мной законом, чем ниже опускается цена нефти, тем активнее нефтегосударства вынуждены продвигаться к политическому и общественному строю, отличающемуся большей прозрачностью, более внимательным отношением к мнению оппозиции, большей открытости к различным контактам с окружающим миром и большей сосредоточенностью на создании образовательных и правовых систем, позволяющих дать гражданам (как мужчинам, так и женщинам) максимальные возможности для конкуренции, предпринимательской деятельности и привлечения зарубежных инвестиций».

Билет №26

Наши рекомендации