Структура и принципы корпоративного управления и повышение инвестиционной привлекательности нефтегазового комплекса.

Корпоратив­ное управление включает комплекс отношений между прав­лением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров, акционерами и др заинтересованными лицами. Корпоратив­ное управление также определяет механизмы, с помощью кото­рых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью.

Модели корпоративного управления: 1) Англо-американская модель действует там, где сформиро­валась рассредоточенная структура акционерного капитала (т.е. преобладает множество мелких акционеров) и подразумевает существование единого корпоративного центра - Совета дирек­торов, осуществляющего как надзорные, так и исполнительные функции. 2) Германская модель Це­лью бизнеса является не только обеспечение прибыльности ком­пании, но и выполнение социальных обязательств. Государство является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры». Акционерный капитал сосредоточен в руках средних и крупных акционеров, ориентированных на долгосрочные цели развития компании. Компании активно привлекают средства через банки, а фондовой рынок менее ликвиден, чем в США. 3) Японская модель характеризуется направленностью нa социальную сплоченность отдельных компаний, финансово­промышленных групп и общества в целом. Акционерный капитал сконцентри­рован в руках средних и крупных акционеров, среди которых большим весом обладают банки.Стоимость привлечения капитала низкая. Комапнии ориентированы на обеспече­ние высокой степени устойчивости.

Фактически в России можно наблюдать отдельные компо­ненты всех традиционных моделей корпоративного управления: относительно распыленная собственность (но не слишком лик­видный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при отсутствии адекватного финансирования и эффек­тивного мониторинга), элементы перекрестных владений и фор­мирование сложных корпоративных структур разного типа.

Участники процесса корпоративного управления. Основными участниками процесса корпоративных отно­шений являются владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры.

В процесс корпоративного управления вовлечены также и другие участники, такие как персонал компании, банки и кредиторы, государственные регулирующие органы и т.д. Кроме того, все боль­шое влияние на процесс формирования корпоративных отноше­ний оказывают общественное мнение и функционирование фон­дового рынка.

Менеджеры. Осуществляют управление компанией, в про­цессе своей деятельности взаимодействуют с персоналом ком­пании, банками и инвесторами, клиентами и др.. Акционеры.Осуществляют инвестиции, предоставляя компании необходимый ей капитал, и принимают на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участ­никами корпоративных отношений, риски.. Соответственно, заинтересованы в высоких при­былях компании и высоком курсе ее акций. С целью минимизации рисков они стремятся диверсифицировать свои инвестиции в несколь­ко компаний.

Кредиторы u инвесторы получают фиксированную при­быль или проценты от займов и заинтересованы в устойчивос­ти и стабильном развитии компании и гарантиях возврата пред­ставленных средств.

Персонал компанииработает под руководством менедже­ров, в процессе работы контактирует, в основном c клиентами и потребителями, заинтересован в устойчивости компании.

Партнеры компании (регулярные покупатели ее продук­ции, поставщики и пр.)заинтересованы в стабильности компа­нии, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса.

Региональные и местные органы властиимеют возмож­ность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги или выдачу лицензий, стремятся к сотрудниче­ству c бизнесом в сфере социально-экономического развития ре­гиона.

Принципы корпоративного управления:l. Соблюдение прав акционеров 2. Равное отношение к акционерам (равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).3. Определение роли заинтересованных лиц в управле­нии корпорацией.4. Раскрытие информации и прозрачность.

Одним из путей осуществления акционерами своих прав яв­ляется возможность возбуждать против администрации и членов правления судебные и административные процедуры. Ключевым аспектом корпоративного управления являет­ся обеспечение притока внешнего капитала в фирмы.

Правление корпорации. Наряду c осуществлением корпора­тивной стратегии правление обеспечивает, прежде всего, конт­роль за результатами управленческой деятельности и получение соответствующих доходов акционерами, a также отвечает за пре­дотвращение конфликтов интересов и сбалансирование конкурирующих претензий к корпорации.

Для обеспечения независимости правления обычно тре­буется, чтобы достаточное число его членов не являлось наем­ными работниками компании и не было тесно связано с компа­нией или ее администрацией какими-либо серьезными эконо­мическими, семейными или иными отношениями. Это прави­ло не препятствует акционерам становиться членами правле­ния компании.

Председатель, как глава правления,может играть централь­ную роль в обеспечении эффективного управления предприяти­ем и несет ответственность за эффективное функционирование правления.

Наши рекомендации