Основные стадии развития конкурентной способности национальных экономик.
Процесс экономического роста выглядит следующим образом:
состояние факторов производства ® стадия инвестиций ® стадия нововведений ® стадия богатства (стагнация и спад).
1.Национальная экономика, определяемая состоянием факторов производства. Ресурсы конкурентоспособности на этой стадии будут сводиться к изучению наличия и параметров основных факторов производства.
2.Национальная экономика на стадии инвестиций характеризуется более широкой ресурсной базы для оценки конкурентоспособности.
А: помимо имеющихся факторов производства формируются новые.
Б: возрастает заинтересованность компаний и отдельных предпринимателей в развитии производства и бизнеса, интенсивность внутреннего соперничества (1 сила конкуренции Портера).
В: ресурсом конкурентоспособности становится растущий внутренний спрос.
3.Национальная экономика на стадии нововведений. Заштрихованное поле указывает на наличие ресурсов конкурентоспособности. Экономика на этой стадии наиболее эффективна, ее нужно максимально продлевать.
А: создание и развитие новых специализированных факторов производства; рост убытков в отраслях, традиционно опирающихся на выгоды использования основных факторов, как ни странно стимулирует повышение конкурентоспособности за счет бурного развития родственных и поддерживающих отраслей (Г).
Б: компании начинают разрабатывать глобальные стратегии; происходит реструктуризация как в отрасли, так и в организационных структурах самих компаний.
В: усложнение структуры спроса становится ресурсом конкурентоспособности; развитие многонациональных корпораций превращает внутренний спрос в международный
4.Национальная экономика на стадии богатства характеризуется исчерпанием ресурсов конкурентоспособности.
А: совокупные инвестиции прошлых лет продолжают сохранять преимущества в факторах производства.
Б: мотивация снижается, а конкуренция ослабевает.В: внутренний спрос сокращается до потребностей отраслей, все в большей степени ориентирующихся на уже накопленное богатство, т.е. потенциал исчерпан.
Билет 9
Конкурентные стратегии нефтегазовых компаний в условиях неопределенности
Неопределенность возникает, когда из-за неполноты информации необходим выбор одной из двух или большего числа возможных вариантов развития событий.Современная ВБС характеризуется нарастающей степенью неопределенности, игнорировать которую в практике корпоративного стратегического управления невозможно.
Традиционная модель разработки стратегии предполагает, что обозримое будущее предсказуемо. Только в этом случае применим принцип обоснования стратегических решений на основе расчетов дисконтированного денежного потока.
Возникающие на этом фоне риски необоснованно высоки и сводятся к тому, что либо топ - менеджеры компании выбирают стратегию, игнорирующую угрозы, упускающую возможности; либо, отказавшись от традиционной модели стратегического анализа, переходят к чисто интуитивным решениям.
Исходным пунктом концепции четырехуровневой остаточной неопределенности послужила идея о двух типах информации, используемых в процессе разработки стратегических решений.
Тип 1– это тренды и тенденции, выявленные с помощью инструментов структурирования ВБС, в том числе - сканирования и мониторинга.
Тип 2 – это информация о факторах, которые прежде считались неопределенными, таких, как эффективность пионерных технологий, действия конкурентов, макроэкономические процессы.
Неопределенность ВБС, сохраняющаяся после введения в анализ информации первого и второго типа, получила название остаточной.
Остаточная неопределенность ВБС первого уровня.
Субъект управления имеет возможность описать обозримое будущее ВБС с помощью одного прогноза, вероятность реализации которого превышает 70%. Остаточная неопределенность в этом случае минимальна, а традиционные инструменты стратегического анализа, такие как PEST, SWOT, Модель пяти конкурентных сил, бенчмаркинг издержек и дисконтированные денежные потоки, прямо ведут к правильному стратегическому выбору.