Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»

Предмет: технология, 3 класс.

«Уроки мастерства» Т.Н. Проснякова

Авторы – составители:

Лузанова О.В., Мазур С.А., Крикунова С.П., Сидоренко С.И. – МОУ нач-школа – д/с № 25 г. Кисловодска

Характеристика проекта

По содержанию: монопредметный.

По уровню усвоения учебного материала: текущий.

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: краткосрочный.

Цели:

1.Обучение детей работе с разными материалами.

2.Воспитание любви к труду, аккуратности, умения работать в группе.

3.Развитие творческого мышления, самостоятельности.

Оборудование: ножницы, игла, ткань, губка, клей, вата, баночки, образцы готовых изделий.

Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя.
1. Подготовка Рассказывают, что знают о празднике, предлагают варианты подарков, обсуждают изделие для подарка. Совместно с учителем определяют изделие – игольницу. Учащиеся уточняют информацию, разбиваются на группы и обсуждают задания в группах и с учителем. Беседа учителя в диалоговой форме о празднике 8 Марта, о поздравлении мам и бабушек Ценность подарка, сделанного своими очень умелыми ручками. Совместный выбор изделия для подарка. Помогает учащимся в формировании групп, предоставляет нужную информацию
II. Планирование Учащиеся обсуждают план действий. Формулируют задачи, уточняют и отбирают источник информации (либо образец учителя, либо ученика, или свой вариант), распределяются роли в команде; определяют критерии оценивания, сроки выполнения изделия. Учитель показывает готовые образцы игольниц, указывает на источник информации (учебник «Уроки Мастерства», автор Проснякова Т.А.) совместно с учащимися обсуждает критерии оценки результата работы (по функциональности, по оформлению, устанавливаются сроки выполнения работы) в течение первого урока ведется подготовительная работа; в течение 2 урока выполняется работа, в конце 2 урока сдать готовую игольницу.
III. Принятие решения. Ученики обсуждают предложенные варианты игольниц, работают с учебником, анализируют и синтезируют идеи, выполняют исследования выбранного варианта (материал, из которого будет сделана игольница, способы крепления деталей друг к другу). Учитель ведет наблюдения, в случае необходимости дает консультации.
IV. Выполнение проекта Учащиеся поэтапно выполняют работу по технологической карте, используют шаблоны, распределяют виды деятельности в группе. Учитель проводит беседу по технике безопасности, осуществляет наблюдение за деятельностью учащихся, дает консультации, советы.
V. Оценка результата Учащиеся обсуждают в группе результаты выполненной работы, оценивают, достигнута ли поставленная цель, анализируют ошибки и причины из возникновения, формируют вывод, выбирается представитель от группы для защиты проекта. Учитель продолжает наблюдать, вместе с детьми оценивает работу.
VI. Презентация проекта Учащиеся демонстрируют игольницы, защищают изделия. Учитель участвует в коллективной защите проекта и их оценке.

Приложение 6

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Программа рассчитана на 76 учебных часов, включает проведение лекционных, семинарских, практических занятий, проведение мастер классов, круглых столов, деловых игр, просмотр видеозаписей и анализ уроков.

Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)

Основные направления модернизации российского образования. Совершенствование содержания и структуры учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Вариативность содержания начального общего образования. Переход от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий с учетом психофизиологических, индивидуальных особенностей детей, творческого потенциала каждого ребенка. Важность переподготовки учителя в новых социальных условиях, повышение его профессиональной компетентности.

Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)

Различные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Существенные характеристики образовательных технологий, черты и причины их возникновения. Классификация педагогических технологий по различным основаниям. Сохранение авторского подчерка при проектировании и внедрении образовательных технологий. Необходимость проектирования технологий на двух уровнях: уровне учителя и уровне учащегося. Взаимосвязь всех уровней учебного процесса при реализации образовательных технологий. Психологическая готовность учителя к реализации новых технологий обучения. Рефлексия педагогической деятельности как условие эффективного использования современных образовательных технологий.

Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)

Актуальность разработки внедрения технологи личностно-ориентированного обучения на современном этапе. Целевые ориентации, психолого-педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Характерологические особенности и сравнительная характеристика индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Алгоритм разработки и внедрения личностно-ориентированных технологий обучения. Сравнительные характеристики моделей личностно-ориентированного и объяснительно-иллюстративного обучения.

Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)

Понятие адаптивной школы. Изменения в типовой структуре урока. Учебное занятие в адаптивной школе: особенности организации, технологические этапы, дидактические задачи, предполагаемые результаты. Взаимодействие учителя и учащихся при проведении учебного занятия: субъектная позиция ребенка в образовательном процессе. Особенности методических подходов при использовании учебного занятия как формы образовательного процесса. Сравнительные характеристики традиционного урока и учебного занятия. Проектирование учебного занятия по типовой схеме.

Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)

Актуальность технологи проблемного обучения как условие развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Целевые ориентации технологии проблемного обучения, особенности образовательного процесса и взаимодействия учителя и учащихся. Этапы постановки и решения проблемы, система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации. Приемы постановки проблемной ситуации. Структура проблемного урока. Проектирование проблемного урока.

Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)

Метод проектов как основа технологии проектного обучения. Актуальность проектного обучения как межпредметной, интегративной технологии в начальной школе. Учебный проект как средство формирования исследовательских умений младших школьников. Учащийся как субъект учебной деятельности при выполнении учебного проекта. Роль учителя в организации и руководстве проектно деятельностью. Требования к использованию метода проектов в начальной школе. Разработка учебного проекта.

Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)

Педагогическая мастерская как технология саморазвития личности. Основные идеи, целевые ориентации, особенности образовательного процесса, технологические этапы педагогической мастерской. Сотворчество при взаимодействии участников образовательного процесса. Система деятельности учителя и учащихся на различных этапах педагогической мастерской. Рефлексия как критерий результативности учебной и педагогической деятельности. Проектирование педагогической мастерской.

Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)

Сущность развивающего обучения. Основные научные школы и их характерные особенности. Основные идеи Л.С. Выготского и его последователей о роли обучения и развития личности.

Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Теоретические и практические основы учебной деятельности. Основы коллективно-распределительнной деятельности. Учебная задача и ее основные характеристики. Особенности оценивания достижений учащихся в учебной деятельности.

Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова. Дидактические принципы обучения. Методическая целостность учебных курсов. Особенности построения урока в системе Л.В. Занкова. Критерии оценивания развития личности.

Просмотр видеозаписей, анализ уроков.

9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)

Разработка модели урока или учебного проекта. Деловая игра.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОБЛЕМНЫХ КУРСОВ

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

    №№ Содержание Всего часов Лекции Круг. столы Семинары Практ. зан. Делов. игры Мастер класс
1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе            
1.1.   Основные направления модернизации российского образования.          
1.2 Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (круглый стол).            
2. Современные образовательные технологии            
2.1. Современные образовательные технологии: сущность, понятие, классификация.          
2.2. Рефлексия учебной деятельности как условие эффективного использования современных образовательных технологий.          
3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения      
4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения            
4.1. Учебное занятие в адаптивной школе:          
Проектирование учебного занятия по типовой схеме          
5. Особенности технологии проблемного обучения            
5.1. Актуальность технологи проблемного обучения как условие развития учебно-познавательной деятельности учащихся        
5.2. Проектирование проблемного урока.          
6. Основы технологии проектного обучения            
6.1. Основы технологии проектного обучения.        
6.2. Разработка учебного проекта.          
7. Особенности технологии педагогических мастерских.            
7.1. Педагогическая мастерская как технология саморазвития личности.        
7.2. Проектирование урока по технологии педагогических мастерских.          
8. Основы развивающего обучения.            
8.1. Теоретико-методологические основы развивающего обучения.          
8.1. Основные характеристики психолого-педагогической системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.        
8.2. Особенности дидактической системы Л.В. Занкова.        
8.3. Просмотр видеозаписей уроков, анализ посмотренных уроков.          
8.4. Урок в системе Л.В. Занкова. (мастер - класс) Урок в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (мастер – класс)          
9. Зачет.            
9.1. Современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов (деловая игра).          
  Итого:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

2. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М., 1989.

4. Кларин М.В. Технологические модели обучения.// Школьные технологии 2003, №6.

5. Инструктивно - методическое письмо МО РФ от 03.06.2003, № 13-51-120/13

6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000.

7. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения.// Образовательная система

«Школа 2100». Сборник материалов. - М., 2003.

8. Митчелл П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. – Лондон, 1978.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1973.

10. Петерсон Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения.// «Школа 2000…». В. 4. -

М., 2002.

11. Подласый И.П. Где помогут технологии? //Школьные технологии 2003, №3

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998

13. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей. С-Пб., 2002

14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М., 1996

15. Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.

16. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М.,

2002.

17. Шиянов Е.Н. Развитие личности средствами психологической практики.// Педагогика. 2003, №4

18. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.//Директор школы. 2003, № 6.

19. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

20. http. // crodm. chita. ru / ticher / rekom _ masterskaya. Htm

21. http. // www. baranovichi. by / teach / metod / 5 tehnologi. Html

22. http. // www. prof. msu. ru / publ / omsk / 67. htm

23. http. // www. bolche. ru / unit / 18 / books / 352 / s / 13

24. http. // www. books. ekonop raf. ru./ binfo

25. http: // culture / coe.fr.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________________________2-3

Сущность понятия «педагогическая технология» _______________________________________4-5

Классификация педагогических технологий____________________________________________5-7

Особенности технологий личностно-ориентированного обучения________________________7-10

Технология использования типовой схемы учебного занятия ____________________________10-11

Технология проблемного обучения__________________________________________________12-14

Технология проектного обучения___________________________________________________14-17

Технология педагогических мастерских______________________________________________17-20

Технология развивающего обучения

(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)___________________________________________20-24

Технология развивающего обучения

(система Л.В. Занкова )___________________________________________________________24-26

Приложения

  1. Структура урока «открытия нового знания»______________________________________27
  2. Приемы постановки проблемной ситуации_______________________________________28
  3. Примерные модели проблемных уроков_______________________________________29-41
  4. Примерные модели уроков, разработанные

по технологии педагогических мастерских_____________________________________42-48

  1. Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы____________________49-57
  2. Программа учебного курса «Современные образовательные

технологии в деятельности учителя начальных классов»_________________________58-61

Список использованной литературы_________________________________________________62-63

Наши рекомендации