Тема: «Люби живое» М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»
Цели:
1. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина», работать над вдумчивым правильным чтением, подвести к пониманию места этого произведения в теме « Люби живое».
2. Развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, эмоционально откликаться на прочитанное и высказывать свое мнение по содержанию.
3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, которая является составной частью понятия Родина.
Оборудование:грамзапись песни А. Матусовского, В Баснера «С чегоначинается Родина», запись мелодии этой песни без слов, тексты для работы в группах:
- Ю. Яковлев « О нашей Родине »,
- А. Беляев « Зрелое утро»
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения | Предлагает детям прослушать песню «С чего начинается Родина?» Как автор отвечает на свой вопрос? Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? | Слушают песню «С чего начинается Родина?» – С картинки в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать. - о Родине |
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта | Запишите на листочках слова, которые вы считаете близкими по значению слову Родина. | Записывают ряд из 3-5 слов – родители, дом; - родная, мать, красивая, любимая; - жизнь, счастье, мать родная: - Россия: - радость, грусть: - родимый; |
3.Социоконструкция- работа учащихся в группах по построению нужных элементов | Организует работу в парах: - Поменяйтесь листочками и допишите те слова, которых нет у вашего соседа. Если есть общие слова, подчеркните их. - Обсудите в паре ряд записанных слов | Обмениваются листочками, дописывают свои слова и в парах обсуждают слова близкие слову Родина - радость, жизнь, грусть (I) –родители, дом, Россия (II) - родная, мать, красивая; (III) - жизнь, счастье, мать родная (IV) |
4. Социализация – выступление ученика в группе | Организует работу в группах: - Объединитесь в группы - Прочитайте отрывок, предложенный вашей группе, и дополните ряд словами из текста. | Объединяются в группы, работают с предложенными текстами. Дописывают слова из текста к слову Родина. Готовят отвечающего от группы. I – Родина: радость, грусть, жизнь дом, улица, деревня, село Марьины Колодцы, в котором живем– маленькая Родина, общая – великая, огромная, прекрасная. II – Родина: родители, родной дом, мама, родимая страна, всегда оберегает нас. III – Родина: мать родная, кормилица моя, счастье моё, земля, где ты родился, земля, которую надо защищать. IV – Родина: жизнь, счастье, мать родная, дом, поля, зайцы, цветы, леса, реки, луга, горы, ветры, люди, птицы – очень красивая природа. |
5.Афиширование – ознакомление с проектами учащихся | Записывает на доске слова, близкие по значению слову Родина, выбранные каждой группой. Учитель: Задание одно, а ответы разные. Почему? | Представители от каждой группы называют ряды слов, включая слова выбранные из текста. |
физминутка | Предлагает отдохнуть, мысленно прогуляться по тем местам, которые описала последняя группа. | Дети отдыхают, сопровождают текст соответствующими движениями. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём И домой пешком пойдём. |
6.Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания | Предлагает прочитать рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина» про себя. Организует работу над текстом. - О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин? - Важны ли они для писателя? Почему? - Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. - Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»? - Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель? - Почему слова мама,солнце, ,природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? | Чтение детьми про себя текста «Моя Родина» Его мама вставала рано, до солнца, потом он начал вставать до солнца, когда весь животный и растительный мир пробуждается. Уходил на охоту, нужно было найти в природе такое, чего еще не видел. Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке. Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни. У Пришвина, как в наших высказываниях , все что находится рядом с ним – это его Родина. |
7.Рефлексия - самооценка | Предлагает перечитать обращение писателя к детям, прочитать название темы, которую начали изучать сегодня, и объяснить, почему с этого рассказа начинается новая большая тема «Люби живое»? Предлагает написать мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина» (звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов) | - Читают последний абзац и отвечают на вопрос. Пришвин сам любит природу. бережет её и призывает всех детей любить, беречь всё живое. Индивидуально пишут мини-сочинения; Дети по желанию читают свои сочинения, затем все сочинения вывешиваются в классе. |
Приложение 5
Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы
Тема проекта «Мое растение»
2 класс (система Л. В. Занкова).
«Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Авторы – составители:
Петухова И.В., Гавенко С.П., Корнилова О.В., Зенкина А.В., Бречко Л.В., Анастасьева Е.С. - МОУ лицей № 8 г. Кисловодска.
Характеристика проекта.
По содержанию: межпредметный (окружающий мир, чтение, русский язык, история, изобразительное искусство)
По срокам: среднесрочный.
По уровню усвоения: итоговый
По форме работы: индивидуальный
Цели проекта:
- обобщить знания учащихся по теме «Растения», подвести итоги индивидуальных наблюдений учащихся за объектом живой природы, формировать целеустремленность, самостоятельность;
- развивать умение работать с различными источниками информации, умение делать выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности; способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и собственного здоровья поведению; воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь к природе.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Подготовительный | 1) Объясняет цель и задачи проекта, проводит беседы, экскурсии. 2) Объясняет как определить объект: каждый ученик выбирает растение, которое ему нравится. Одно из условий – растение должно находится в доступном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. А главное - растение должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части. 3) Мотив: Растения играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас везде и постоянно. Однако большинство людей не обращают на них внимания. Давайте вместе подумаем – зачем на Земле растения? Какая от них польза? | 1) Уточняет информацию, обсуждает задание 2) Положительная мотивация (Например: Значение растений в природе, …) |
2. Планирвание | 1) Выбирает объект наблюдения – растение. 2) Вырабатывает план действий: а) уточнение названия растения; б) место произрастания; в) условия оптимальные для роста и развития; г) знакомство со строением; д) Влияние климатических условий; е) влияние человека; ж) влияние животных; з) история появления этого растения. и) роль растения для человека или природы. 3) Отбор необходимых источников информации. | 1) Предлагает варианты идей: а) Знакомство с растением. б) Изучение строения растения. в) Изучение плодов, семян растения. г) Выращивание растений. д) История растения: связь с семьёй. е) Изучение животных, связанных с растением. 2) Предлагает для ознакомления различные источники информации (Энциклопедии, словари – справочники, Красная книга, книги о растениях Ставропольского края,… ) |
3. Принятие решения | 1) Выбор растения. 2) Уточняет план действий. 3) Наблюдение за растением. 4) Работа с источниками информации. 5) Выполняет исследование по намеченному плану 6) Анализ и синтез полученной информации. | 1) Уточнение плана действий ученика. 2) Наблюдение за выполнением работы. 3) Консультации по выбранным источникам информации. |
4. Выполнение | 1) Выполняет работу (Параллельно с проведением исследовательской работы ученики участвуют в практической деятельности: по уходу за своим растением, посадка новых растений, изготовление кормушек и т.д.) 2) Оформляет специальную тетрадь или альбом «Моё растение», в которую заносит результаты своих наблюдений по определенной схеме, не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. | 1) Консультации по выполнению работы. 2) Дает советы по оформлению проекта |
5. Оценка результата | 1) Обсуждение полученных результатов 2) Формулирование общих выводов о жизни и роли растений в природе. | 1) Наблюдает за обсуждением. 2) Участвует в оценке результатов, выводов. |
6. Защита проекта | 1) Презентация альбома или тетради с готовым проектом 2) Написание сочинения. | Участвует в представлении и оценке проекта. |
Тема проекта: «Леса России»
4 класс.
«Мир вокруг нас», А.А. Плешаков
Авторы-составители:
Алимова А.П., Иващенко С.Н., Ковалевич Н.И., Бараненко Н.П., Минаева Р.Л.,
Таводи Г.С. – МОУ лицей № 4 г. Кисловодска
Характеристика проекта
По содержанию: межпредметный.
По уровню усвоения учебного материала: текущий.
По формам организации: групповой.
По срокам выполнения: среднесрочный.
Цель: познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов; растительным и животным миром леса; с природными особенностями нашего края; с правилами поведения в лесу; охраной лесных богатств; учить использовать полученные знания на практике при озеленении школьного двора и в жизни.
Задачи: Развитие интереса к учебе, учить детей исследовательской и творческой деятельности; воспитывать нравственные и эстетические чувства через произведения русских писателей, поэтов, композиторов, художников; воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим при работе в группе, уметь отстаивать свою точку зрения.
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Учащиеся уточняют информацию, обсуждают и отвечают на вопросы. Вносят свои варианты и предложения по выполнению заданий. Обсуждают формы презентации проекта (альбом) | Сообщает тему проекта. Объясняет цели проекта. Вопросами: Зачем это нужно знать? Для чего мы это будем изучать? Где можно использовать полученные знания? - учитель мотивирует деятельность учащихся. |
II. Планирование | 1. Учащиеся делятся на группы, выбирают капитана команды, название. Например: 1 группа «Ботаники» готовят проект о растительном мире леса. 2 группа «Зоологи» готовят проект о животном мире леса. 3 группа «Следопыты» готовят проект о растительном и животном мире курортного парка г. Кисловодска. 2. Учащиеся вносят свои предложения по планированию проекта. Например: На уроках труда изготовить кормушки для птиц и белок. Сделать гербарий растений нашего края. На уроках ИЗО нарисовать плакаты по теме «Берегите лес». На уроках литературного чтения подготовить стихи о лесе, загадки, пословицы и поговорки. Провести экскурсию в парке. ИЗО рисуют плакаты по теме «Берегите лес». Используя знания, полученные при сборе информации, учащиеся на уроках труда готовят макет озеленения школьного двора. На уроках с/х труда высаживают растения в грунт. Делают фотографии для школьного альбома-проекта. На уроках музыки дети учат песню «Лесной марш», слушают аудиозаписи «Голоса птиц», учатся различать голоса птиц. На уроках русского языка повторить и выучить новые слова по теме «Лес» (словарные слова) На уроках математики составить и решить задачи на экологическую тему. На уроках музыки познакомиться с музыкальными произведениями о лесе. Выучить песню «Лесной марш» На уроке ООМ провести викторину «Я знаю мир леса». | Учитель помогает разделиться на группы. На каких уроках мы можем узнать о жизни леса? Учитель вносит дополнения. Учитель предлагает написать сочинение по картине о лесе. Например «Утро в лесу». Учитель предлагает посетить краеведческий музей. Учитель наблюдает, дает консультации. Готовит вместе с родителями материал для посадки. Учитель помогает подобрать материал для задач. Учитель готовит материал для викторины. |
III. Принятие решения | В каждой группе учащиеся распределяют обязанности по выполнению проекта, работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи. Выполняют исследования. | Учитель наблюдает и консультирует учащихся. |
IV. Выполнение проекта | На уроках труда дети делают кормушки для птиц из вторсырья. Во время экскурсии учащиеся развешивают кормушки с кормом. В ходе экскурсии собирают листья растений для гербария. На уроках труда делают гербарий. На уроках литературного чтения учащиеся готовятся к конкурсу чтецов. На уроках русского языка повторяют и подбирают новые словарные слова по теме. Пишут сочинение по картине. Составляют задачи по экологии леса, решают их. Формулируют правила поведения в лесу, на уроках ООМ. Каждая группа подготовленный материал оформляет в альбом. | Учитель наблюдает, консультирует и дает советы. Учитель показывает, предлагает свои варианты. Учитель объясняет, как правильно засушить листья для гербария. Учитель проводит конкурс, приглашает в жюри библиотекаря и др. Учитель проводит подготовительную работу, активизирует словарный запас. Учитель помогает подготовить материал. |
V. Оценка результата. | Учащиеся обсуждают выполнение проекта, анализируют причины ошибок, делают выводы. | Учитель наблюдает и участвует в оценке результатов, вносит замечания. |
VI. Защита проекта. | Каждая группа проводит презентацию своего альбома-проекта. Коллективно защищают свой проект. Отвечают на вопросы. Коллективное исполнение песни «Лесной марш». Делают фотографии для классного альбома. | Учитель организует работу жюри (приглашает администрацию, старшеклассников, родителей). Награждает детей дипломами «Знатоки леса». |