Л. Пантелеев «Честное слово»
Цели:
1. Раскрытие творческого, эмоционального потенциала ребенка как личности.
2. Воспитание нравственных и эстетических чувств. Эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
3. Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, формировать речевые умения.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
I. Индукция – создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения. | Кто знает, что такое творческая мастерская? Деление на группы. - Посмотрите на названия ваших групп (художники, писатели, актеры, поэты); - Как называются эти люди одним слово?; - Поэтому мы с вами будем творить, заниматься творчеством. | - Высказывают свои предположения о том, что такое творческая мастерская, люди каких профессий могут работать в творческой мастерской. - Объединяются в группы, соответственно названиям. - Определяют, что всех названных людей объединяет творчество, значит это люди – творческие. |
II. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта. | - Название нашего раздела? - С какими произведениями, с какими авторами мы познакомились? - Что объединяет эти рассказы? - Что общего в характерах главных героев? - Чему учат эти рассказы? - Посмотрите на нашу выставку. - Все ли вышеперечисленные произведения здесь представлены? - Почему? - Чем отличается главный герой этого произведений от других? | Определяют признаки, понятие проблемы: - называют ранее изученные произведения; - высказывают свое мнение по поводу того, что объединяет изученные произведения, чему они учат; - рассматривают выставку, называют недостающее произведение (рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»): - высказывают свое мнение, чем главный герой рассказа отличается от других. |
III. Социоконструкция – работа учащихся в группах по построению нужных элементов. | - А теперь ребята мы начнем творить в наших творческих мастерских. - И сегодня мы будем работать над этим рассказом. - Посмотрите на карточки, которые стоят у вас на столах. - Что вы будете делать? Художники – рисуют иллюстрации ко 2 части. Актеры – инсценируют начало 3 части. Писатели – 1 часть прочесть по ролям, без слов автора. Поэты – буриме (работа с учителем). | Работают в группах по заданию учителя. |
IV. Социализация – выступление ученика в группе. | Дополнительно: Художники – найти из текста слова, которые подходят к вашей иллюстрации. Актеры – описать костюм героя и подобрать декорации. Писатели – придумать рассказ по началу или концовке. Поэты – составить свое четверостишие или высказывание о честности, доброте, правдивости. Учитель наблюдает. Помощь и поддержка учителя. | Выполняют дополнительные задания. |
V. Афиширование – ознакомление с проектами учащихся. | Учитель организует обсуждение работ. Дает необходимые пояснения. | Защищают проекты с обсуждением. |
VI. Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания. | - А теперь послушайте еще одну историю. Читает часть рассказа В. Осеевой «Что легче». Просит детей ответить на вопросы: 1. Как вы считаете, кто из детей был прав? 2. Как бы поступил ты? - А теперь послушайте этот рассказ до конца и посмотрите, кто из вас оценил этот поступок верно? - О каких качествах характера вы говорите? Определите, какая пословица Вам больше всего нравится: - Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. - Не давши слова – крепись, а давши, держись. - Слово пуще стрелы разит. - Береги платье снову, а честь смолоду. Предлагает вспомнить пословицы по этой теме. | Осознают и формулируют противоречия: - высказывают различные мнения по ситуации, описанной в рассказе, предлагают различные варианты концовки; - сравнивают ранее предложенные варианты с вариантом, предложенным автором, высказывают свое мнение. - Определяют наиболее понравившуюся пословицу, подбирают свою пословицу по этой теме. |
VII. Рефлексия – самооценка. | - Трудно ли быть настоящим человеком? Мини-сочинения (2,3 предложения) | Составляют сочинения (индивидуально). Зачитывают выборочно, затем все сочинения вывешиваются в классе. |
Материалы к уроку
Карточки с заданиями (для организации групповой работы)
Лицевая сторона Обратная сторона
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
Рос на грядке огурец
Он был самый главный лжец.
Ты не будь таким лжецом
Будешь славным молодцом.
Станешь сильным и красивым
Честным, добрым и правдивым.
В.А. Осеева
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы.
Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:
- Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она - правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.
- Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда сказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Проворчала на него тетка, да и простила.
Педагогическая мастерская
Предмет: литературное чтение, 2 класс.
«Чтение» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова.
Авторы – составители:
Зубова О.А., Гурина А.В. – МОУ НОШ № 12, Калласова К.К.- СОШ № 4