Л. Пантелеев «Честное слово»

Цели:

1. Раскрытие творческого, эмоционального потенциала ребенка как личности.

2. Воспитание нравственных и эстетических чувств. Эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

3. Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, формировать речевые умения.

Этапы Действия учителя Действия учащихся
I. Индукция – создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения. Кто знает, что такое творческая мастерская? Деление на группы. - Посмотрите на названия ваших групп (художники, писатели, актеры, поэты); - Как называются эти люди одним слово?; - Поэтому мы с вами будем творить, заниматься творчеством. - Высказывают свои предположения о том, что такое творческая мастерская, люди каких профессий могут работать в творческой мастерской. - Объединяются в группы, соответственно названиям. - Определяют, что всех названных людей объединяет творчество, значит это люди – творческие.
II. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта. - Название нашего раздела? - С какими произведениями, с какими авторами мы познакомились? - Что объединяет эти рассказы? - Что общего в характерах главных героев? - Чему учат эти рассказы? - Посмотрите на нашу выставку. - Все ли вышеперечисленные произведения здесь представлены? - Почему? - Чем отличается главный герой этого произведений от других? Определяют признаки, понятие проблемы: - называют ранее изученные произведения; - высказывают свое мнение по поводу того, что объединяет изученные произведения, чему они учат; - рассматривают выставку, называют недостающее произведение (рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»): - высказывают свое мнение, чем главный герой рассказа отличается от других.
III. Социоконструкция – работа учащихся в группах по построению нужных элементов. - А теперь ребята мы начнем творить в наших творческих мастерских. - И сегодня мы будем работать над этим рассказом. - Посмотрите на карточки, которые стоят у вас на столах. - Что вы будете делать? Художники – рисуют иллюстрации ко 2 части. Актеры – инсценируют начало 3 части. Писатели – 1 часть прочесть по ролям, без слов автора. Поэты – буриме (работа с учителем).     Работают в группах по заданию учителя.
IV. Социализация – выступление ученика в группе. Дополнительно: Художники – найти из текста слова, которые подходят к вашей иллюстрации. Актеры – описать костюм героя и подобрать декорации. Писатели – придумать рассказ по началу или концовке. Поэты – составить свое четверостишие или высказывание о честности, доброте, правдивости. Учитель наблюдает. Помощь и поддержка учителя. Выполняют дополнительные задания.
V. Афиширование – ознакомление с проектами учащихся. Учитель организует обсуждение работ. Дает необходимые пояснения. Защищают проекты с обсуждением.
VI. Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания. - А теперь послушайте еще одну историю. Читает часть рассказа В. Осеевой «Что легче». Просит детей ответить на вопросы: 1. Как вы считаете, кто из детей был прав? 2. Как бы поступил ты?   - А теперь послушайте этот рассказ до конца и посмотрите, кто из вас оценил этот поступок верно? - О каких качествах характера вы говорите? Определите, какая пословица Вам больше всего нравится: - Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. - Не давши слова – крепись, а давши, держись. - Слово пуще стрелы разит. - Береги платье снову, а честь смолоду. Предлагает вспомнить пословицы по этой теме. Осознают и формулируют противоречия: - высказывают различные мнения по ситуации, описанной в рассказе, предлагают различные варианты концовки;   - сравнивают ранее предложенные варианты с вариантом, предложенным автором, высказывают свое мнение.     - Определяют наиболее понравившуюся пословицу, подбирают свою пословицу по этой теме.  
VII. Рефлексия – самооценка. - Трудно ли быть настоящим человеком?   Мини-сочинения (2,3 предложения) Составляют сочинения (индивидуально). Зачитывают выборочно, затем все сочинения вывешиваются в классе.


Материалы к уроку

Карточки с заданиями (для организации групповой работы)

Лицевая сторона Обратная сторона

                   
 
ХУДОЖНИКИ
 
Нарисовать иллюстрацию ко второй части рассказа
 
   
ПИСАТЕЛИ
 
Инсценируйте начало третьей части рассказа
 
   
АКТЕРЫ
 
Первую часть прочтите по ролям, без слов автора.
 
   
ПОЭТЫ
 
Сочините свое четверостишие. Огурец – лжец, Лжецом – молодцом, Красивым - правдивым
 

Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)

Рос на грядке огурец

Он был самый главный лжец.

Ты не будь таким лжецом

Будешь славным молодцом.

Станешь сильным и красивым

Честным, добрым и правдивым.

В.А. Осеева

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы.

Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:

- Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она - правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.

- Нет, говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда сказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Проворчала на него тетка, да и простила.

Педагогическая мастерская

Предмет: литературное чтение, 2 класс.

«Чтение» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова.

Авторы – составители:

Зубова О.А., Гурина А.В. – МОУ НОШ № 12, Калласова К.К.- СОШ № 4

Наши рекомендации