Алексей Иванович Пантелеев. Честное слово

--------------------------------------------------------------------- Пантелеев А.И. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Л.: Дет. лит., 1984. OCR & SpellCheck: Zmiy ([email protected]), 8 марта 2003 года --------------------------------------------------------------------- Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленькогочеловека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успелкак следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был ввеснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке,а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваютсягде-то на животе. Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, наВасильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интереснаякнига, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу. Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьямизвенел колокольчик сторожа. Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился.Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет. Я свернул на боковую дорожку - там белел в темноте небольшой каменныйдомик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. Аоколо ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустивголову, громко и безутешно плакал. Я подошел и окликнул его: - Эй, что с тобой, мальчик? Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел наменя и сказал: - Ничего. - Как это ничего? Тебя кто обидел? - Никто. - Так чего ж ты плачешь? Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, ещевсхлипывал, икал, шмыгал носом. - Давай пошли, - сказал я ему. - Смотри, уже поздно, уже садзакрывается. И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку исказал: - Не могу. - Что не можешь? - Идти не могу. - Как? Почему? Что с тобой? - Ничего, - сказал мальчик. - Ты что - нездоров? - Нет, - сказал он, - здоров. - Так почему ж ты идти не можешь? - Я - часовой, - сказал он. - Как часовой? Какой часовой? - Ну, что вы - не понимаете? Мы играем. - Да с кем же ты играешь? Мальчик помолчал, вздохнул и сказал: - Не знаю. Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и чтоу него голова не в порядке. - Послушай, - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешьи не знаешь - с кем? - Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-тобольшие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?" Я говорю:"Хочу". Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... онмаршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - вэтой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю". Яговорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь". - Ну? - Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду". - Ну и что? - Ну и вот. Стою-стою, а они не идут. - Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили? - Еще светло было. - Так где же они? Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал: - Я думаю, - они ушли. - Как ушли? - Забыли. - Так чего ж ты тогда стоишь? - Я честное слово сказал... Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешноготут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, такнадо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - всеравно. - Вот так история получилась! - сказал я ему. - Что же ты будешьделать? - Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал. Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идтиискать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с негочестное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этихмальчишек?.. Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось... - Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него. - Да, - сказал он, - хочу. - Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я показа тебя постою тут. - Да, - сказал мальчик. - А это можно разве? - Почему же нельзя? - Вы же не военный. Я почесал затылок и сказал: - Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Этоможет сделать только военный, только начальник... И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что еслиосвободить мальчика от честного слова, снять его с караула может тольковоенный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного. Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам,не теряя времени, побежал к выходу... Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальнихуголках сада и дозванивал там в свой колокольчик. Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудьлейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военныйне показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-точерные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежалулицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокийжелезнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но ижелезнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни кчему. Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел - зауглом, на трамвайной остановке - защитную командирскую фуражку с синимкавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, какобрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, неуспел добежать, вижу - к остановке подходит трамвай, и командир, молодойкавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться ввагон. Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал: - Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор! Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал: - В чем дело? - Видите ли, в чем дело, - сказал я. - Тут, в саду, около каменнойбудки, на часах стоит мальчик... Он не может уйти, он дал честное слово...Он очень маленький... Он плачет... Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, онтоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке. - При чем же тут я? - сказал он. Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито. Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не сталраздумывать, а сразу сказал: - Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали? Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Япопросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня осталсямальчик, и мы с майором побежали в глубину сада. В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том жеместе, где я его оставил, и опять - но на этот раз очень тихо - плакал. Яокликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал: - Ну, вот, я привел начальника. Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал нанесколько сантиметров выше. - Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание? - Я - сержант, - сказал мальчик. - Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост. Мальчик помолчал, посопел носом и сказал: - А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек... - Я - майор, - сказал командир. И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепкии сказал: - Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост. И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали ирасхохотались. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся. Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторожнесколько раз повернул в скважине ключ. Майор протянул мальчику руку. - Молодец, товарищ сержант, - сказал он. - Из тебя выйдет настоящийвоин. До свидания. Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья". А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит еготрамвай, побежал к остановке. Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку. - Может быть, тебя проводить? - спросил я у него. - Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик. Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему,действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля итакое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, неиспугается и более страшных вещей. А когда он вырастет... Еще не известно, кем он будет, когда вырастет,но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этиммальчиком. И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

ПРИМЕЧАНИЯ

РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ

Эти рассказы давно уже стали классикой, на них воспиталось не однопоколение читателей. Они издавались в сериях "Библиотека пионера", "Золотаябиблиотека", в сборниках, представляющих советскую детскую литературу зарубежом. Дети, их судьбы, характеры всегда волновали писателя. В каждом изребят, независимо от возраста, Л.Пантелеев видит личность, с уважением ипониманием относится к трудностям, с которыми они сталкиваются на нелегкомпути взросления. Какими же представляет своих героев Л.Пантелеев? Онсчитает, что самые лучшие человеческие качества - честность, храбрость,достоинство - проявляются не только в исключительных обстоятельствах, но и всамой обычной, будничной обстановке. Вот почему написанный в мирные днирассказ "Честное слово" о верности маленького мальчика данному слову такактуально прозвучал в первые дни войны. Его не только опубликовали, но ичитали по радио. Осень и зиму 1941-1942 годов Л.Пантелеев провел в осажденномЛенинграде. Наряду со взрослыми судьбу блокадного города разделяли дети.Вместе с ребятами писатель дежурил на крыше, тушил зажигалки, дети окружалиего и на Каменном острове в больнице, куда его привезли в состоянии крайнегоистощения. "Присутствие детей, - пишет Л.Пантелеев, - подчеркивало великийчеловеческий смысл нашей борьбы". О мужестве ленинградских детей в дни войныи блокады написано большинство рассказов этого раздела.

ЧЕСТНОЕ СЛОВО

В начале 1941 года редколлегия журнала "Костер" обратилась к несколькимписателям с просьбой: ответить детям на важные этические вопросы, связанныес представлениями о долге, чести и тому подобном. Журнал успел поместитьответы двух писателей: в Э 4 были напечатаны три небольшие новеллы М.Зощенкопод названием: "Разве это неудобно?", а в Э 6, вышедшем в самые первые днивойны, был опубликован рассказ Л.Пантелеева "Честное слово". В том же месяцеон был перепечатан в московском "Бюллетене Детгиза". В 1943 году рассказ"Честное слово" был напечатан в сборнике того же названия, вышедшем вмосковском Детгизе. По рассказу "Честное слово" был снят фильм под тем же названием(Мосфильм, 1957 год).

Наши рекомендации