Окончания имен существительных в одинаковых падежах.
Цели:
1. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Воспитание коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
2. Развивать логическое, творческое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, самостоятельность, инициативность, стремление к расширению знания, любознательность.
3. Формировать у учащихся умения определять способ проверки безударных падежных окончаний, учить обосновывать выбор той или иной буквы для орфограммы в окончаниях имен существительных. Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в заданиях, выполнять необходимые действия, осуществлять самоконтроль).
Этапы | Действия учителя | Действия ученика |
1.Актуализация знаний 1) создание атмосферы психологической комфортности. 2) Подготовительная работа. | - Сейчас мы с вами повторим название падежей. Вместе запишем первую букву каждого падежа. Учитель пишет. И Р Д В Т П Разделите эти буквы на группы. - Сколько у вас групп? Объясните ваш выбор. - Запишите на каждую букву имена. Учитель обращает внимание на правильность и аккуратность при письме. - А теперь запишите, как будут звучать эти имена, когда ребята станут взрослыми. - Запишите, пожалуйста, название падежей в столбик. (Наблюдение учителя). Теперь мы с вами продолжим работу над склонением имен существительных. - Что такое склонение? - Просклоняйте слово страна. | Дети называют падеж, вопрос к нему и вместе с учителем пишут заглавную букву каждого падежа. Дети выполняют задание учителя. Предполагаемые ответы детей: а) гласные-согласные; б) косвенный-прямой падеж; в) по элементам. Дети выполняют задание: Ира, Рома, … Дети выполняют задание Ирина, Роман, … Затем подчеркивают каллиграфически правильное написание буквы (самооценка). Учащиеся записывают. Учащиеся отвечают: - изменение имен существительных по падежам называется склонением. Учащиеся выполняют задание учителя, выделяют окончание. |
2. Постановка проблемы. 1) прием «Яркое пятно» - возникновение ошибки. 2) Сообщение проблемы от проблемной ситуации. | - Просклоняйте слово Ира. Учитель наблюдает за действиями учащихся. - В чем возникли затруднения? | Самостоятельная работа учащихся. Эмоциональное переживание детей (удивление, затруднение) |
| Учитель предполагает обратить внимание на сравнение слов страна и Ира. Наблюдение и консультирование. Учитель дает рекомендации к упражнению. (Поставить ударение, сравнить ударные и безударные окончания). - Есть ли между ними разница на слух и при письме? Предлагает детям прочитать вывод в книге и сравнить со своим выводом. - Что было главной целью нашего урока? Предлагает выполнить первичное задание у доски. | Сравнение – анализ. Сопоставление и корректировка выполненной работы. Вывод: в одном случае окончания ударные, в другом – безударные. Выполняют задание учителя. Вывод: ударные и безударные окончания имен существительных пишутся одинаково: а) каждый читает правило самостоятельно; б) чтение вслух; в) сравнение правила с выводом учащихся. г) дополнение выводов учащихся сведениями из правила. - Как писать безударные окончания имен существительных. Работают самостоятельно в тетрадях, двое – у доски. |
4 этап воспроизведения знаний. 1) работа в парах. 2) самостоятельная работа. 3) взаимопроверка. | Учитель раздает карточки с существительными с ударными и безударными гласными. - разделить данные слова на две группы. Для слабых учащихся дается карточка – подсказка. Фронтальная проверка работ учащихся. Выбрать два слова из карточки с ударным и безударным окончанием и просклонять. | Распределяют слова по группам с ударными и безударными окончаниями. Выполняют задание учителя. |
5. Итог. | - Какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели? - Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок при написании окончаний имен прилагательных. | - Возвращаются (называют) цель урока. - Оценивают, насколько успешно достигли цели урока. -Повторяют алгоритм проверки падежных окончаний имен прилагательных |
6. Домашнее задание. | (Дается по уровням сложности). а) просклонять два слова из карточек (минимум); б) составить предложения, чтобы эти слова употреблялись в разных падежах (базовый); в) найдите пословицы со словом дело в разных падежах (творческий). | Выбирают один из вариантов домашнего задания. |
Проблемный урок
Предмет: русский язык, 1 класс.
«Русский язык 1 класс» А.М. Зеленина.
Авторы-составители: Волобуева О.Г., Семенова Н.Г., Ложникова С.Н. - НОШ № 6, Аликоновского с/округа; Михайлова И.Г., Полбицова В.М. – Православная гимназия г. Кисловодска; Петросянц К.В., Шевченко М.Н. – СОШ № 10 г. Кисловодска