Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»

Этапы Действия учителя Действия учащихся
I. Организационный момент.   Мотивация и включение в учебную деятельность на содержательном уровне: 1)Вы любите разгадывать ребусы, головоломки, тогда расшифруйте слова: WSЯYZQCDIFEGVHWQЬZ РОБРОЕРОЛРОКРОАРО КИНРОЕШ Предлагает обобщить группу слов по определенному признаку: 2) К какой тематической группе относятся слова? Акцентируют внимание на задании, предложенном учителем.   Предлагают различные варианты ответов. Правильный вариант: ясень, белка, орешник, крот.     Обобщают полученные слова по тематическому признаку: - Это представители лесной зоны.
II. Актуализация знаний. Предлагает задания по актуализации знаний, необходимых для дальнейшей работы: - А хотите проверить насколько хорошо вы ориентируетесь в лесу? Для этого предлагаю провести блиц-турнир, согласны? 1) – Блиц – турнир «Я знаю лес» - Какой лес мы называем тайгой? - Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки). - Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка) - Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (белка-летяга). - Плодами какого дерева являются желуди? (дуб) - У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук) - Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа) Повторяют ранее изученный материал.   - Дети предлагают свои варианты ответов на вопросы блиц-турнира.  
III. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Обобщает имеющиеся знания и предлагает задание, содержащее проблемную ситуацию: - Каждая природная зона имеет свои характерные и часто неповторимые условия среды. Особая растительность, формирующаяся здесь, обеспечивает специфические ресурсы для местного животного мира. Кроме того, и сам животный мир здесь своеобразен, и виды животных за долгую жизнь хорошо приспособились друг к другу. Проблемная ситуация: «Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?» - обсудите в парах. Обобщают имеющиеся знания по предложенной теме, формулируют проблему     Обсуждают в парах ситуацию, предложенную учителем, выдвигают свои версии
IV. Анализ проблемной ситуации. Предлагает: -проанализировать проблемную ситуацию; - распределиться по группам, - определить какими знаниями можно воспользоваться   - Распределяются по группам. - Составляют план деятельности, определяют, какие знания необходимы для аргументированного ответа на вопрос учителя: - выяснить и выявить признаки жизнедеятельности, место в природе, значение определенных животных (белки и крота).
V. Поиск решения проблемы Предлагает дополнительные источники информации (энциклопедии о животных) Организует работу в группах . Предлагает задание: найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живет в дупле, а крот – под землей. Работают в группах с энциклопедической литературой. Составляют характеристики животных, сравнивают характерные признаки, условия жизнедеятельности, обитания, особенности питания, значение в природе.  
VI. Решение проблемы. Учитель предлагает сопоставить полученные характеристики белки и крота, выделяя признаки, не позволяющие им поменяться «квартирами». Обобщает ответы детей: - Мы увидели разнообразие лесных условий, связанное с ярусностью леса, и выяснили, что каждый ярус снабжает свое население вполне определенной продукцией и, соответственно, имеет вполне определенных потребителей. Там живут свои растительноядные животные и свои хищники. Среди лесных животных имеются такие, которые обитают в нескольких ярусах, а есть приспособленные только к одному определенному. Каждое животное выполняет свою «работу» - поедает строго определенную пишу, служит кормом определенным связано с другими животными общим кормом или местом гнездования. Нет в лесу пустынных или степных животных, сообщество там вполне специфическое, то есть лес – особая и вполне своеобразная экосистема. Обсуждают полученные результаты. Осуществляют отбор гипотез. Предлагают решение проблемы. Готовят выступающего от группы. Делают вывод: - Крот и белка не могут поменяться жилищем, так как проживают в разных ярусах леса, от ярусности зависят особенности строения животных, проживания, питания.  
VII. Первичное закрепление усвоенных знаний. Предлагает задания по отработке полученных знаний: -Рассмотрите фотографии и коллекции животных и гербарии растений нашего края. - Запишите цепи питания и объедините в пищевую цепь. - Обсуждение и оценка результатов работы групп. Работают в группах по заданию учителя, составляют пищевые цепи: 1) Шишка – белка – куница. 2)Дождевой червь– крот- волк. 3) Заяц – крот – волк. - Представляют полученные результаты всему классу, доказывают правильность выполнения задания.
VIII. Рефлексия. Предлагает учащимся написать мини сочинение об этом уроке, используя методику незаконченных предложений. Домашнее задание: попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания. Записывают мини сочинение, используя начало предложений.   Я узнал… Я сумел… Я удивился… Мне хотелось бы…




Проблемный урок.

Предмет: Русский язык 3 класс

«Русский язык». Часть 2. А.В. Полякова

Авторы-составители:

Пронина П.А., Сидорова Р.К., Погребнякова Г.Н., Шибинская И.Ю., Закалина Е.Н., Дымочкина В.А., Горбатова Н.А. – МОУ лицей № 8, г. Кисловодск.

Наши рекомендации