Показатели развития учащихся

Помимо традиционных показателей успешности обучения по усвоению ЗУНов, в системе выделены следующие критерии обучения и развития:

§ наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

§ отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

§ практические действия - умение создать материальный объект.

Вопросы и задания

ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Л.В. Занкова и дайте ответы на следующие вопросы:

- В чем, по-вашему, заключается особенности данной технологии?

- В чем сходство системы Л.В. Занкова и системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? Каковы их отличительные особенности?

- Согласны ли вы с мнением, что по этим системам возможно лишь обучение наиболее развитых детей?

Рекомендуемая литература:

1.Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

2.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990..

3.Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В.Зверевой. - М., 1973.

4.Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.

5.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.

6.Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М.В. Зверевой. - М., 1983.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.

Приложение 1 Структура урока «открытия нового знания»[10, c. 28-29]*

Этапы урока Содержание
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) 1) Включение детей в деятельность (на мотивационном уровне). 2) Выделение содержательной области.
2.Актуализация знаний. 1)Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания. 2)Включение задания, определяющего проблемную ситуацию, направленного на «открытие» нового знания . 3)Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
3.Постановка проблемы. Фиксирование в громкой речи: 1) где возникло затруднение; 2) почему оно возникло; 3) какова тема урока.
4. «Открытие» детьми нового знания. 1)Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы. 2)Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода. 3)Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке.
5.Первичное закрепление. 1)Решение детьми типовых заданий. 2)Проговаривание способа решения в громкой речи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. 1)Самостоятельное решение детьми типовых заданий. 2)Самостоятельная проверка детьми своей работы. 3)Создание ситуации успеха.
7.Повторение. 1)Включение нового знания в систему знаний. 2)Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
8.Рефлексия (итог урока). 1)Рефлексия деятельности на уроке. 2)Самооценка детьми собственной деятельности.

____________________

*Структура данного вида урока приводится как один из вариантов реализации технологии проблемного обучения

Приложение 2

Приемы создания проблемной ситуации:

побуждающий от проблемной ситуации диалог[7, c 189]

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. О фактах: -Что вас удивило? Что интересного заметили? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?     Выбрать подходящее (независимо от приема создания проблемной ситуации):   -Какой возникает вопрос?   -Какая будет тема урока?    
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием. -Сколько в классе мнений? Почему так получилось?
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Вы начала как думали? А как на самом деле?
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. -Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. -Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?
6. Шаг 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено. -Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено?

Приложение 3 Примерные модели проблемных уроков

Проблемный урок

Предмет: математика, 3 класс.

«Математика 3 класс» М.И. Моро, М.А. Бантова

Авторы-составители:

Авдонина В.А., Афанасьева Н.И., Богославцева Л.В., Блинова О.А., Герман Е.В.,

Рябицкая Л.Г. Щеховцова Е.П. – МОУ гимназия г. Кисловодска

Наши рекомендации