Показатели развития учащихся
Помимо традиционных показателей успешности обучения по усвоению ЗУНов, в системе выделены следующие критерии обучения и развития:
§ наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;
§ отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
§ практические действия - умение создать материальный объект.
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Л.В. Занкова и дайте ответы на следующие вопросы:
- В чем, по-вашему, заключается особенности данной технологии?
- В чем сходство системы Л.В. Занкова и системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? Каковы их отличительные особенности?
- Согласны ли вы с мнением, что по этим системам возможно лишь обучение наиболее развитых детей?
Рекомендуемая литература:
1.Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
2.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990..
3.Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В.Зверевой. - М., 1973.
4.Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.
5.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.
6.Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М.В. Зверевой. - М., 1983.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.
Приложение 1 Структура урока «открытия нового знания»[10, c. 28-29]*
Этапы урока | Содержание |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | 1) Включение детей в деятельность (на мотивационном уровне). 2) Выделение содержательной области. |
2.Актуализация знаний. | 1)Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания. 2)Включение задания, определяющего проблемную ситуацию, направленного на «открытие» нового знания . 3)Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. |
3.Постановка проблемы. | Фиксирование в громкой речи: 1) где возникло затруднение; 2) почему оно возникло; 3) какова тема урока. |
4. «Открытие» детьми нового знания. | 1)Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы. 2)Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода. 3)Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке. |
5.Первичное закрепление. | 1)Решение детьми типовых заданий. 2)Проговаривание способа решения в громкой речи. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | 1)Самостоятельное решение детьми типовых заданий. 2)Самостоятельная проверка детьми своей работы. 3)Создание ситуации успеха. |
7.Повторение. | 1)Включение нового знания в систему знаний. 2)Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. |
8.Рефлексия (итог урока). | 1)Рефлексия деятельности на уроке. 2)Самооценка детьми собственной деятельности. |
____________________
*Структура данного вида урока приводится как один из вариантов реализации технологии проблемного обучения
Приложение 2
Приемы создания проблемной ситуации:
побуждающий от проблемной ситуации диалог[7, c 189]
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. | О фактах: -Что вас удивило? Что интересного заметили? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? | Выбрать подходящее (независимо от приема создания проблемной ситуации): -Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? |
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием. | -Сколько в классе мнений? Почему так получилось? | |
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. | - Вы начала как думали? А как на самом деле? | |
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. | -Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? | |
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. | -Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее? | |
6. Шаг 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено. | -Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено? |
Приложение 3 Примерные модели проблемных уроков
Проблемный урок
Предмет: математика, 3 класс.
«Математика 3 класс» М.И. Моро, М.А. Бантова
Авторы-составители:
Авдонина В.А., Афанасьева Н.И., Богославцева Л.В., Блинова О.А., Герман Е.В.,
Рябицкая Л.Г. Щеховцова Е.П. – МОУ гимназия г. Кисловодска