Система действий учителя и учащихся на различных этапах

педагогической мастерской[22]

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. - Предлагает детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации)   - Записывают ассоциации (составляют вопросы, выполняют рисунок)
2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.) Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки)
3. Социоконструкция - работа учащихся в парах по построению этих элементов. - Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". - Работают в парах по заданию учителя.
4.Социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) - Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". - Предлагает учащимся дополнительные задания. - Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. - Выполняют дополнительные задания.
5. Афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними - Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. - Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. - Представляют результаты работы групп. - Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий
6. Разрыв - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому - Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия - Осознают возникшие познавательные противоречия. - Работают с источниками информации. - Закрепляют и применяют полученные знания
7.Рефлексия - Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности - Осуществляют рефлексию.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. В Приложении предложены примерные модели педагогических мастерских по различным учебным предметам с использованием содержания учебников, входящих в различные учебно-методические комплекты, используемые в начальной школе, составленные слушателями курсов повышения квалификации края, которые помогут увидеть особенности данной технологии при построении каждого этапа.

Вопросы и задания

ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии педагогических мастерских и дайте ответы на следующие вопросы:

- В чем, по-вашему, заключается новизна этой технологии?

- В чем сходство педагогической мастерской с другими технологиями (какими именно)?

- Известен ли Вам конкретный опыт проведения педагогических мастерских?

ЗАДАНИЕ 2. Составьте для себя (или своих коллег по работе) алгоритм овладения данной технологией. Обсудите его с заинтересованными учителями.

ЗАДАНИЕ 3. Разработайте проект педагогической мастерской по определенной теме и осуществите его на практике. Для оценки результатов привлеките своих коллег.

Рекомендуемая литература:

1.Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… - С-Пб., 2001.

2.Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей. – С-Пб., 2003.

Internet:

3. http. // crodm. chita. ru / ticher / rekom _ masterskaya. htm: «Педагогические мастерские. Рекомендации».

4 http. // www. baranovichi. by / teach / metod / 5 tehnologi. html: «Педагогические мастерские в учебно-методическом кабинете».

5. http. // www. prof. msu. ru / publ / omsk / 67. htm: «Технология педагогических мастерских».

6. http. // www. bolche. ru / unit / 18 / books / 352 / s / 13 : «Современные технологии в образовании».

7. http. // www. books. ekonop raf. ru./ binfo. : «Co@libri. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские».

Наши рекомендации