Система действий учителя и учащихся на различных этапах
педагогической мастерской[22]
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. | - Предлагает детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации) | - Записывают ассоциации (составляют вопросы, выполняют рисунок) |
2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.) | Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки) |
3. Социоконструкция - работа учащихся в парах по построению этих элементов. | - Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". | - Работают в парах по заданию учителя. |
4.Социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) | - Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". - Предлагает учащимся дополнительные задания. | - Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. - Выполняют дополнительные задания. |
5. Афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними | - Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. - Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. | - Представляют результаты работы групп. - Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий |
6. Разрыв - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | - Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия | - Осознают возникшие познавательные противоречия. - Работают с источниками информации. - Закрепляют и применяют полученные знания |
7.Рефлексия | - Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности | - Осуществляют рефлексию. |
Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. В Приложении предложены примерные модели педагогических мастерских по различным учебным предметам с использованием содержания учебников, входящих в различные учебно-методические комплекты, используемые в начальной школе, составленные слушателями курсов повышения квалификации края, которые помогут увидеть особенности данной технологии при построении каждого этапа.
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии педагогических мастерских и дайте ответы на следующие вопросы:
- В чем, по-вашему, заключается новизна этой технологии?
- В чем сходство педагогической мастерской с другими технологиями (какими именно)?
- Известен ли Вам конкретный опыт проведения педагогических мастерских?
ЗАДАНИЕ 2. Составьте для себя (или своих коллег по работе) алгоритм овладения данной технологией. Обсудите его с заинтересованными учителями.
ЗАДАНИЕ 3. Разработайте проект педагогической мастерской по определенной теме и осуществите его на практике. Для оценки результатов привлеките своих коллег.
Рекомендуемая литература:
1.Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… - С-Пб., 2001.
2.Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей. – С-Пб., 2003.
Internet:
3. http. // crodm. chita. ru / ticher / rekom _ masterskaya. htm: «Педагогические мастерские. Рекомендации».
4 http. // www. baranovichi. by / teach / metod / 5 tehnologi. html: «Педагогические мастерские в учебно-методическом кабинете».
5. http. // www. prof. msu. ru / publ / omsk / 67. htm: «Технология педагогических мастерских».
6. http. // www. bolche. ru / unit / 18 / books / 352 / s / 13 : «Современные технологии в образовании».
7. http. // www. books. ekonop raf. ru./ binfo. : «Co@libri. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские».