Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка -выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности | Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие групп. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности. организует работу по формированию творческих групп, |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы | Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. | Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Выполнение – выполнение проекта | Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. | Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы. | Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении. |
Презентация – защита проекта. | Докладывают о результатах своей работы | Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Проекты могут быть различными по содержанию:
монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;
По формам организации:
индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
По срокам выполнения:
краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.
Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проектов в начальной школе (Миронова И. 2004).:
1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
2. Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
3. Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
4. Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.
Вопросы и задания:
ЗАДАНИЕ 1. Известно, что метод проектов был задуман как межпредметная технология, составляющая альтернативу классно-урочной системе. В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии на современном этапе?
ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?
ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии.
ЗАДАНИЕ 4. Изучив познавательные интересы своих учащихся, разработайте 1-2 проекта, сделав их индивидуальными, парными, групповыми. В Приложении приведены примеры различных учебных проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы. Возможно, приведенные разработки помогут определиться с тематикой, видом проекта, исходя из направленности вашей педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература
1.Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.//Начальная школа до и после. 2004, № 5
2.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100…»//Начальная школа до и после. 2004, № 5.
3.Миронова И. Метод проектов в современной начальной школе.//Начальное образование.2004, №2.
4.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.
5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//Народное образование. 2000, № 7.
6.Пахомова Н.Ю. Метод ученого проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
8.Социальное проектирование./Сост. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. - Н. Новгород, 2004.
9.Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности.//Начальная школа до и после. 2004, № 11.
10.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.