Задачи, решаемые с использованием
Полетной информации
Анализ ПИ позволяет получать объективные данные о
режимах полета и пространственном положении ВС, действиях
экипажа и состоянии контролируемых систем, что обеспечивает:
— контроль за соблюдением экипажами правил летной экс-
плуатации, установленных руководствами по летной и техничес-
кой эксплуатации ВС;
— совершенствование профессиональной подготовки летного
состава;
— контроль состояния (отказов) контролируемых приборов,
8 9
агрегатов, систем ВС, а также исправности и работоспособности
бортовых средств регистрации П И. Область контроля расширяет-
ся по мере совершенствования бортовых систем сбора, наземных
устройств обработки ПИ и программного обеспечения, охваты-
вая все большее количество приборов и систем;
— расследование причин АП и инцидентов;
— диагностику технического состояния двигателя или его сис-
тем;
— контроль поддержания летно-технических характеристик
ВС;
— оценку полноты выполнения регламента технического об-
служивания ВС техническим составом;
— контроль выполнения программ испытательных полетов;
— контроль выполнения программ тренировочных полетов;
— контроль расхода топлива в полете и др.
Организация сбора, доставки носителей (накопителей)
И обработки полетной информации
3.1. Количество, объем и вид обработки ПИ планируются, ис-
ходя из требований руководящих документов федерального орга-
на исполнительной власти в области гражданской авиации и нор-
мативно-технической документации.
3.2. Обработка и анализ ПИ могут осуществляться толькоспе-
циализированными подразделениями эксплуатанта при наличии
«Свидетельства соответствия требованиям по организации сбора,
обработки и анализа ПИ на авиапредприятиях ГА». Обработка и
анализ ПИ с ВС сторонних организаций выполняются на основа-
нии заключенных договоров.
3.3. Внеплановое снятие и обработка ПИ выполняются по:
— указанию начальника Управления государственного надзо-
ра за безопасностью полетов гражданских ВС или соответствую-
щих подразделений территориальных органов воздушного транс-
порта России, аэропортовой инспекции;
— указанию руководителя эксплуатанта (организации ГА);
— указанию руководителя ИАС (главного инженера)
организации ГА;
— указанию руководителя эксплуатанта по организации лет-
ной работы;
— указанию начальника инспекции по безопасности полетов
эксплуатанта (организации ГА), советника по предотвращению
авиационных происшествий;
— записи КВС в бортовом журнале с конкретным указанием
причины снятия;
— заданию председателя комиссии по расследованию АП или
инцидентов.
3.4. В базовом аэропорту.
3.4.1. Сбор, доставка на обработку и последующая установка
носителей ПИ на ВС определяются «Руководством по техническо-
му обслуживанию А Т», разработанному эксплуатантом в
соответствии с местными условиями, эксплуатируемыми типами
ВС и квалификацией исполнителей.
3.4.2. Независимо от того, как организован процесс снятия и
установки носителей П И,эксплуатантом должны выполняться
О Б Я З А Т Е Л Ь Н Ы Е требования:
— снятие носителей или считывание информации параметри-
ческих магнитных или твердотельных регистраторов для обработ-
ки по перечню обязательных задач (например экспресс-анализа)
производится цехом оперативного ТО при каждой посадке ВС в
базовом аэропорту независимо от предстоящей формы ТО;
— снятие носителей информации регистраторов с записью на
фотопленку в плановом порядке производится в том случае, если
запаса оставшейся в кассете фотопленки недостаточно для записи
информации о следующем полете;
— снятие носителей звуковой информации производиться в со-
ответствии с ежемесячным планом проведения комплексных про-
верок;
— демонтаж и установка носителей ПИ (магнитной ленты ре-
гистратора П И) непосредственно на борту ВС осуществляются
специалистами, имеющими сертификат на выполнение этих ра-
бот;
— при демонтаже и установке носителей ПИ на ВС должна ис-
ключаться возможность их повреждения. Лица, виновные в по-
вреждении или уничтожении бортовых носителей или записей
П И, несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
10 11
— обеспечение доставки носителей ПИ на обработку, как пра-
вило, в течение одного часа при гарантии их сохранности. В
любом случае срок доставки должен быть достаточным для обес-
печения возможности выполнения работ, предусмотренных нор-
мативно-техническими документами (например, контроль работы
двигателей перед очередным вылетом);
— в случае АП или инцидента обработка и анализ ПИ выпол-
няютсяТОЛЬКО по письменному заданию председателя комиссии
по расследованию с указанием обрабатываемых этапов полета,
необходимых параметров, их связок и т.п. В случае инцидента
обязательной является обработка записей анализируемого полета
с использованием программ экспресс-анализа. Порядок хранения
и использования носителей П И, снятых в связи с расследованием,
после окончания расследования АП или инцидентов определяется
«Правилами расследования авиационных происшествий и инци-
дентов с гражданскими воздушными судами в Российской Феде-
рации», утвержденными постановлением Правительства Россий-
ской Федерации 18 июня 1998 г. № 609;
— обеспечение контроля правильности заполнения паспортов
и отчетов к носителям П И. В наработку носителей включается
время их декодирования;
— выдача на борт запасных носителей при длительных (превы-
шающих время сохранения информации) рейсах ВС, оборудован-
ных легкосъемными (эксплуатационными) носителями, для воз-
можности замены носителей в процессе выполнения задания;
— обеспечение наличия на борту ВС и в П П И всех тарировоч-
ных таблиц датчиков регистраторов, а также тарировочной ленты
K3-63, обновление их при замене или при очередных тарировоч-
ных работах. Тарировочные работы проводятся в сроки и в объе-
ме, которые определены регламентом технического обслужива-
ния, в случаях регулировочных или ремонтных работ на любой
системе, агрегате, параметры которых регистрируются датчиками
бортовых самописцев. Кроме того тарировочные работы отдель-
ных датчиков могут проводиться по замечаниям летного состава,
специалистов И А С (после получения результатов обработки П И)
или специалистов П П И;
— объем и вид передаваемого материала обработанной ПИ в
летную службу и И А С (графический материал, дискеты с матери-
алом экспресс-анализа, текстовый материал, данные о перегруз-
ках, выписка или копия записи звуковой информации) оговарива-
ются с потребителями и закрепляются приказом по организации;
— при получении ВС с предприятий-изготовителей, АРЗ или
от других предприятий вместе с технической документацией при-
нимаются циклограммы регистрируемых параметров, тарировочные
характеристики (таблицы, графики, тарировочные ленты K3-63), пе-
речни регистрируемых аналоговых параметров и разовых команд.
Примечания: 1. Вылет ВС с неустановленным накопителем З А П Р Е Щ А Е Т С Я.
2. Вылет ВС до базы с неисправной системой сбора ПИ допускается в соот-
ветствии с требованиями перечня минимально д о п у с т и м о г о о б о р у д о в а н и я
для к о н к р е т н о г о типа ВС.
3.5. Организация снятия и обработки носителей ПИ с тран-
зитных ВС.
При выполнении снятия, обработки и анализа ПИ сторонней
организацией в «Руководстве по техническому обслуживанию
АТ» эксплуатанта определяются порядок и процедуры взаимодей-
ствия соответствующих служб эксплуатанта и организации, вы-
полняющей указанные работы.
Снятие носителей ПИ с транзитных ВС и их обработка произ-
водятся на договорной основе с организациями, которым принад-
лежат пролетающие ВС.
В договоре должно быть указано: с каких ВС снимается и обра-
батывается П И, вид обработки, в какой форме и в каком объеме
должен быть представлен (передан) результат обработки, адрес для
отправки результатов и условия оплаты. Кроме того в договоре
оговариваются обязательства заказчика о предоставлении испол-
нителю действующих тарировочных характеристик датчиков реги-
страторов, достаточного количества резервных накопителей, блан-
ков паспортов к магнитным носителям и бланков отчетов к K3-63.
3.6. Организация снятия и обработки носителей ПИ с ВС, ра-
ботающих в отрыве от базового аэропорта.
Для ВС, работающих в отрыве от базового аэропорта, поря-
док снятия и обработки носителей ПИ следующий:
— потребное количество носителей ПИ определяется в зависи-
мости от планируемых летных часов;
— инженер (техник) А и Р Э О получает необходимый обменный
фонд носителей П И, а также чистые бланки паспортов к магнит-
12 13
ным носителям и бланки отчетов к K3-63;
— учет выданных и возвращенных накопителей ПИ и доку-
ментации к ним ведется на участке подготовки производства;
— сбор и хранение носителей ПИ на оперативных точках про-
изводит инженер (техник) по АиРЭО, закрепленный за ВС;
— снятие, передачу и транспортировку носителя ПИ произво-
дят только с паспортом к магнитным носителям и с отчетом к
K3-63, заполненными экипажем;
— в целях обеспечения безопасности полетов количество обра-
боток должно быть не менее норматива, установленного для дан-
ного типа ВС;
— учет поступления носителей ПИ на обработку производят в
П П И путем записи в «Журнал учета поступлений носителей по-
летной информации на обработку».
Периодичность обработки снятых носителей информации
должна быть минимально возможной, но не должна превышать
десяти суток.
Для повышения оперативности обработки в тех случаях, когда
вблизи от оперативной точки расположено какое-либо П П И дру-
гой организации, имеющей право проводить обработку полетной
информации с ВС требуемого типа, с ней может быть заключен
договор на обработку П И. В договоре должны быть указаны ко-
личество обработок, сроки доставки носителей на обработку, сро-
ки получения материалов обработки, их вид и объем, а также ус-
ловия оплаты.