Авиации российской федерации
Москва «Воздушный транспорт» 2001
|
Б Б К 39.5
Рук 84
Введение
«Руководство по организации сбора, обработки и использова-
Руководство по организации сбора, обработки и использования
Полетной информации в авиапредприятиях гражданской авиации
Российской Федерации. — М.: Воздушный транспорт, 2001. - 80 с.
«Руководство по о р г а н и з а ц и и сбора, о б р а б о т к и и использования полетной
и н ф о р м а ц и и в авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации»
разработано с учетом современных структурных и экономических
п р е о б р а з о в а н и й в гражданской а в и а ц и и Российской Федерации, поступления на
эксплуатацию воздушных судов нового поколения, положений стандартов и
рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации
( И К А О), законодательства Российской Федерации, действующих федеральных
авиационных правил и нормативных документов федерального органа
исполнительной власти в области гражданской авиации.
ния полетной информации в авиапредприятиях гражданской
авиации Российской Федерации» разработано с учетом современ-
ных структурных и экономических преобразований в граждан-
ской авиации Российской Федерации, поступления на эксплуата-
цию воздушных судов нового поколения, в том числе иностранно-
го производства, внедрения принципиально отличных от исполь-
зовавшихся ранее типов бортового и наземного оборудования,
появления методов и способов обработки полетной информации,
существенно расширяющих область ее применения и глубину ана-
лиза результатов обработки.
Настоящее Руководство вводится взамен Руководства, утверж-
денного Министерством гражданской авиации С С С Р 4 — 20 нояб-
ря 1989 года, и распространяется на все организации ГА, включая
эксплуатантов, организации по техническому обслуживанию и ре-
монту авиационной техники и другие, осуществляющие деятель-
ность по сбору, обработке и использованию полетной информа-
ции.
Ряд положений приведен в соответствие со стандартами и ре-
комендуемой практикой Международной организации граждан-
ской авиации (ИКАО), законодательством Российской Федера-
ции, действующими федеральными авиационными правилами и
другими руководящими документами федерального органа ис-
полнительной власти в области гражданской авиации.
Настоящее Руководство разработано Государственным Цент-
ром «Безопасность полетов на воздушном транспорте» с привле-
чением ведущих специалистов Государственной службы граждан-
ской авиации, авиапредприятий и Г о с Н И И ГА.
ISBN 5-88821-043-9 © Издательство «Воздушный транспорт», 2001
Принятые сокращения
АиРЭО — авиационное и радиоэлектронное оборудование
АП — авиационное происшествие
АРЗ — авиаремонтный завод
АС — а в т о м а т и з и р о в а н н а я система
AT — авиационная техника
АТБ — а в и а ц и о н н о- т е х н и ч е с к а я б а з а
БПРМ — ближний приводной радиомаяк
БУР — бортовое устройство регистрации
ВС — воздушное судно
ГА — гражданская авиация Российской Федерации
ДВТ — Департамент воздушного транспорта
ДПРМ — дальний приводной радиомаяк
ИАС — и н ж е н е р н о- а в и а ц и о н н а я с л у ж б а
ИТС — и н ж е н е р н о- т е х н и ч е с к и й с о с т а в
КВС — к о м а н д и р в о з д у ш н о г о судна
КПА — к о н т р о л ь н о- п о в е р о ч н а я а п п а р а т у р а
ЛМЦ — л е т н о- м е т о д и ч е с к и й ц е н т р
ЛС — летная служба
ЛШО — л е т н о- ш т у р м а н с к и й о т д е л
МЛ — магнитная лента
МСРП — магнитная система р е г и с т р а ц и и п а р а м е т р о в
НПП — Наставление по производству полетов
ОТК — отдел технического к о н т р о л я
ПДО — п л а н о в о- д и с п е т ч е р с к и й о т д е л
ПИ — полетная информация - параметрическая и речевая
и н ф о р м а ц и я б о р т о в ы х с и с т е м ( р е г и с т р а т о р о в) о п о л е т е
В С, д о п о л н е н н а я, п р и н е о б х о д и м о с т и, и н ф о р м а ц и е й,
внесенной э к и п а ж е м ВС в п а с п о р т к н о с и т е л ю ПИ
ПО — производственное подразделение
ППИ — подразделение полетной информации
П Р А П И - 98 — «Правила расследования авиационных происшествий и
инцидентов с гражданскими воздушными судами
Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и» (1998 г.)
РТО — Регламент технического обслуживания
РЛЭ — Руководство по летной эксплуатации
САРПП — система автоматической регистрации п а р а м е т р о в полета
ТО — техническое обслуживание
УВД — управление воздушным движением
ФАП — федеральные авиационные правила
ФАС — Федеральная авиационная служба
ФСВТ — Федеральная служба воздушного транспорта
ЭХБ-И — электрохимическая бумага — импульсная
О б щ и е положения
1.1. Настоящее Руководство определяет назначение, задачи,
организацию и порядок сбора, обработки, анализа и использова-
ния полетной информацииэксплуатантами гражданской авиации
Российской Федерации, их обязанности и ответственность в час-
ти, касающейся П И.
1.2. В основной части Руководства содержатся разделы, опи-
сывающие нормативные и организационные основы работ по
сбору, обработке, анализу и использованию П И. Методические
вопросы отдельных аспектов деятельности подразделений полет-
ной информации (далее - П П И) вынесены в приложения.
1.3. В соответствии с Федеральными авиационными правила-
ми обязательной сертификации, инспектирования и контроля дея-
тельности эксплуатантов, утвержденными приказом Ф А С России
от 30 января 1998 г. № 375, необходимо руководствоваться
следующими положениями:
— эксплуатант обеспечивает выполнение р а б о т по сбору, об-
работке и анализу П И, зарегистрированной бортовыми накопите-
лями;
— руководитель эксплуатанта отвечает за соблюдение правил
летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных
судов эксплуатанта, за состояние безопасности полетов в соответ-
ствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
— каждый эксплуатант создает условия для проведения в уста-
новленные сроки расследования авиационных событий (инциден-
тов и авиационных происшествий, далее - АП), а также для иссле-
дования отказавшей AT в целях предупреждения А П.
1.4. ПИ используется в интересах:
— повышения уровня безопасности полетов в ГА путем систе-
матического контроля качества выполнения полетов (выявления
нарушений правил летной эксплуатации), способствующего
совершенствованию профессиональной подготовки летного со-
става;
— определения причин АП и инцидентов;
— своевременного выявления отказов и неисправностей AT (в
том числе регистрирующей аппаратуры) при наличии разработан-
ных и внедренных специализированных программ и методик;
— предотвращения выпуска в полет неисправных ВС;
— обеспечения надежности AT и экономической эффективно-
сти полетов при наличии разработанных специализированных
программ;
— оценки и поддержания летной годности ВС гражданской
авиации России.
1.5. Разработка и внедрение профилактических мероприятий
по предупреждению нарушений правил полета и отказов AT на
основе систематического сбора, обработки, обобщения и анализа
ПИ являются одной из важнейших задач эксплуатантов ГА Россий-
ской Федерации, специалистов всех служб и летных училищ, участ-
вующих в производственной деятельности ГА, организаций — раз-
работчиков и производителей AT, ремонтных организаций.