Выбор контакторов и магнитных пускателей
Одним из главных элементов электропривода являются контакторы и магнитные пускатели. Это аппараты дистанционного действия, предназначенные для частых включений и отключений силовых электрических цепей при нормальных режимах работы. С их помощью подается напряжение на электродвигатели, а также на другие цепи.
Контакторы работают в сетях постоянного и переменного тока промышленной частоты.
Контакторы и пускатели выбирают исходя из условий:
1. мощности и рода коммутируемой нагрузки;
2. тока и напряжения главных контактов;
3. числа и рода главных контактов;
4. числа и рода вспомогательных контактов;
5. рода тока и напряжения катушки;
6. наличия теплового реле;
7. конструктивного исполнения по степени защиты от воздействий окружающей среды;
8. способа монтажа.
Произведем выбор пускателя для двигателя главного привода M1. Главные контактынаходятся в цепи двигателя M1, поэтому напряжение силовых контактов равно 380В.Число силовых контакторов замыкающих (размыкающих- 3/0, вспомогательных замыкающих (размыкающих - 1/1)). Напряжение катушки 110В.
Определяем номинальный ток двигателя Iном, А
(4.1)
Определяемноминальный ток двигателя М1Iном 1,А
(4.1)
Так как пускатель устанавливается в шкафу управления, то принимаем к установке пускатель в открытом исполнении, со степенью защиты от воздействия окружающей среды IPOО.
Принимаем к установке магнитный пускатель типа ПA-311, который имеет следующие данные
1. род тока контактов~;
2. ток главных контактов40 А;
3. напряжение главных контактов380В;
4. число главных контакторов, зам/разм.3/0;
5. число вспомогательных контактов зам/разм. 1/0 +1/0;
6. род тока катушки~;
7. напряжение катушки110В;
8. мощность катушки130 В∙А.
Так как через главные контакты магнитного пускателя проходят токи двигателей гидронасоса М2 и двигателя гидроагрегата М3, то ток главных контактов принимаем равным 28,1 А.
Аналогично произведем выбор пускателя для остальных двигателей и данные выбранных пускателей заносим в таблицу 4.1. [6, с.121]
Для двигателя М4:
Принимаем к установке магнитный пускатель типа ПМЕ-004 с тепловым расцепителем ТРТ-115, который имеет следующие данные
1. род тока контактов~;
2. ток главных контактов3 А;
3. напряжение главных контактов380В;
4. число главных контакторов, зам/разм.3/0;
5. число вспомогательных контактов зам/разм. 0/0 +0/0;
6. род тока катушки~;
7. напряжение катушки110В;
8. мощность катушки 130 В∙А.
Таблица 4.1–Данные выбранных магнитных пускателей
Тип | Тепловое реле | Род тока конт/кат. | Ток глав. конт., А | Напряжение главн. конт., В | Число глав. конт. | Число вспомогат. конт., зам/разм | Напр. кат., В | Мощ. кат., В·А |
ПМЛ-311 | ТРН-10 | ~/~ | 3/0 | 1/0+1/0 | ||||
ПМЕ-004 | ТРН-8 | ~/~ | 1/0 | 0/0+0/0 |
Выбор реле управления
Реле управления принимают для дистанционного и автоматического управления контакторами, пускателями, электромагнитами. Это аппарат, предназначенный для передачи команд из одной электрической цепи в другую.
Выбор реле управления производится по следующим условиям:
1. роду тока и виду коммутируемой нагрузки;
2. частоте коммутаций;
3. току и напряжению контактов
4. числу и роду контактов;
5. числу и роду катушек, роду тока катушек;
6. напряжению (току) катушек;
7. способу присоединения внешних проводок;
8. конструктивному исполнению по способу монтажа и степени защиту;
9. механической и коммутационной износостойкости.
Реле времени предназначены для создания выдержки времени при передаче электрических сигналов в системах электропривода.
Для реле времени необходимо дополнительно учитывать выдержку времени и направление ее действия, число контактов с выдержкой времени.
Ток контактов реле принимают для наиболее тяжелого режима работы - при разрыве тока индукционной нагрузки.
Произведем выбор реле управления. Определяем ток контакторов реле I, А, по наиболее загруженному контакту
(4.2)
где Sном– номинальная мощность цепи, коммутируемой контактом, В∙А;
Uном - номинальное напряжение цепи управления, В.
(4.2)
Требуемое число контактов зам/разм - 4/4. Катушка переменного тока на напряжение 110В. Так как реле управления устанавливается в шкафу управления, то принимаем к установке реле в открытом исполнении, со степенью защиты от воздействия окружающей среды IPOO.
Принимаем к установке реле типа ПЭ-23[5,c 203] с Uном= 110В, которое имеет следующие данные:
1. род тока нагрузки ~ (переменный);
2. ток контактов, А 4А;
3. напряжение контактов, В 110В;
4. число контактов зам/разм. 4/4;
5. род тока катушки ~ (переменный);
6. напряжение контактов, В 110;
7. номинальная мощность катушки, ВА130.
Аналогично выбираем реле времени.
Принимаем к установке реле времени типа ЭВ-200[6,203].
1. род тока нагрузки ~ (переменный);
2. ток контактов, А 3А;
3. напряжение контактов, В 110В;
4. число контактов зам/разм. 0/1;
5. род тока катушки ~ (переменный);
6. напряжение контактов, В 110;
7. номинальная мощность катушки, ВА 130.
Выбор командоаппаратов
Кнопки управления предназначены для дистанционного управления контакторами, пускателями, реле и другими электрическими аппаратами постоянного и переменного тока.
Кнопки управления выбирают по условиям:
1) току и напряжению контактов;
2) числу и роду контактов;
3) конструктивному исполнению, цвету и виду толкателя.
Произведём расчёт и выбор кнопки SB1, которая осуществляет коммутацию катушки реле КМ1 при напряжении 110В. Кнопка имеет один замыкающий контакт.
Находим ток контактов кнопки SB1при Uном=110В, Sном =130 кВА.
(4.3)
=1,23 А
Принимаем к установке командоаппарат типа КУ-120, с цилиндрическим толкателем чёрного цвета, 1 замыкающим и 1 размыкающим контактами[5,c.211]. Конструктивное исполнение по степени защиты от воздействия окружающей среды IP54 после установки на пульте управления. Результаты заносим в таблицу 4.2.
Таблица 4.2 – Данные выбранных командоаппаратов
Тип | Ток контактов, А | Uном, В | Кол-во конт. | Толкатель | Цвет | Защ. |
КУ-120 | треб.1,18 выбр.4 | 1/1 | цилиндр. | чёрный | IР54 |
Выбор аппаратов защиты
4.4.1 В электроприводах принимают следующие виды защит:
1. защиту при коротких замыканиях в силовых цепях и при недопустимо больших бросках тока двигателя;
2. защиту двигателя от перегрева, от самозапуска, от обрыва цепи обмотки возбуждения, от перенапряжения, от затянувшегося пуска синхронных двигателей и выпадения из синхронизма;
3. защиту цепей управления при коротких замыканиях.