Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И. Песталоцци
Штейнер Рудольф (1861-1925) – выдающийся австрийский мыслитель, философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Р. Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. При этом провозглашается свобода духовной жизни ребенка, в которую воспитатель не смеет вмешиваться – как в «божественную загадку».
В вальдорфской педагогике ребенок – существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Ребенок – божья часть – приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии – основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: антропософская.
Методологический подход: природосообразный, демократическая свобода.
Ведущие факторы развития: биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) СУД + 2) СЭН + 3) ЗУН + 4) СДП.
Характер содержания: обучение + воспитание, религиозный, общеобразовательный, гуманистический.
Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «репетитор» + система малых групп
Преобладающие методы: игра + диалог + творчество.
Организационные формы: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные + групповые, дифференциация.
Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный с неформальным лидерством педагога.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: все категории, без селекции.
Целевые ориентации
¶ Воспитание призвано сформировать целостную личность:
– стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);
– открытую для восприятия нового опыта;
– способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
¶ Не столько знания (ЗУН), сколько чувства (СЭН) и способности (СУД).
¶ Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).
¶ Сопоставимость результатов обучения в основной школе с массовой школой.
Концептуальные положения
v Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков.
v Обучение «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
v Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
v Свобода как средство воспитания.
v Обучаемое развитие (воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним).
v Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
v Приоритет воспитания перед обучением. Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
v Экология здоровья, культ здоровья.
v Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
v Подражание как средство обучения.
v Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
v Единство развития ума, сердца и руки.
v Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
v Школа для всех.
v Единая жизнь педагогов и учеников.
v Воспитание – искусство, педагог – художник.
Рис. 73. «Древо» вальдорфской педагогики.
Особенности содержания
Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно-образной деятельности, в третьей - формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения.
• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).
• Межпредметные связи.
• Большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд).
Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» (рис. 73):
Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;
I класс: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;
II класс: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;
III класс: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;
IV класс: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;
V класс: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;
VI класс: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание;
VII класс: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;
VIII класс: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;
IX класс: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело;
X класс: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;
XI класс: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;
XII класс: история культуры, импровизация во всех сферах.
Особенности методики