Особенности содержания и методов
Мотивация. Для чего нужно учить французский и каким должен быть урок французского языка, чтобы быть конкурентоспособным и соответствовать требованиям современности?
Французский язык – это: язык более 200 млн. человек, проживающих в 43 странах нашей планеты; официальный и рабочий язык ООН; второй язык Интернет; язык многочисленных литературных шедевров; язык, открывающий дверь в искусство, музыку, танец, кинематографию, кухню; язык моды и красоты.
Ученик – это активный субъект деятельности: задача учителя – организовать эту деятельность и создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся с учетом их интересов, уровня обученности и индивидуальных возможностей.
Учить французский надо для того, чтобы: лучше понимать других людей и их культуру; обогащать свой словарный запас (существует много заимствований из французского языка); развивать свое творческое начало и критичность ума; видеть думающие глаза ребенка, одухотворенного поэзией Превера и Сент-Экзюпери, музыкой Сен-Санса и Равеля, …… Бреля и Брассена.
Язык – это средство межкультурного общения. На уроках учитель делает акцент на значимость культурных ценностей, а преподавание проводит в сопоставлении с родной культурой обучаемого.
Работа с информацией. В школьном обучении главным остается живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создается атмосфера сотрудничества, поддержки, творчества.
Педагог учит детей самостоятельно добывать материал, критически осмысливать полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы. Эту работу ученик может осуществлять индивидуально или в сотрудничестве (в группах, в парах), с последующим выходом на более сложный вид деятельности с информацией – «метод проектов».
В основе авторской технологии – интрига, изюминка – движущий механизм деятельности:
– участие в олимпиадах и конкурсах «Знаешь ли ты Францию?»;
– работа с французской песней;
– работа с французской прессой;
– работа с текстами с использованием аутентичного материала;
– работа с рисунками и фото и др.
–
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России ‑ 97» А.Е. Глозмана
Линия, ведущая от того, чем человек был, к тому, чем он стал, проходит через то, что он сделал.
С.Л. Рубинштейн
Глозман Александр Евгеньевич(р. …) – заместитель директора Центра образования № 293 г. Москвы, кандидат педагогических наук.
Педагогическое кредо: обучение в течение всей жизни; человек все время хочет быть в зоне роста.
Цель системы школьного трудового обучения и воспитания(образовательная область «Технология») – формирование социально адаптированной, творчески думающей и активно действующей личности.
Задачи, решаемые технологией:
– формирование умений и навыков обработки различных конструкционных материалов;
– развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
– подготовка их к профессиональному самоопределению;
– эстетическое просвещение и развитие художественного вкуса детей;
– воспитание уважения к народным традициям и культуре;
– расширение политехнического кругозора;
– социальная адаптация выпускников школы к современным условиям.
Разработана логическая структура содержания обучения (рис. 69).
Рис. 69. Логическая структура учебно-воспитательного процесса
Этапы изучения технологии:
I-ый – Человек и окружающий мир (1-4 классы),
II-ой – Школа мастерства (5-7 классы),
III-ый – Допрофессиональная подготовка (8-9 классы),
IV-ый – Профессиональная подготовка «Мастер декоративно-прикладного искусства» (10-11 классы).
На начальном этапе обучения знания, умения, навыки выступают в качестве предмета, на изучение которого направлена активность учащихся;
на втором этапе – усвоенные ранее знания, умения, навыки рассматриваются как средство для решения различных теоретических и практических задач;
на третьем этапе каждому учащемуся для самостоятельной разработки и исполнения предлагается творческое задание-проект, соответствующий уровню его индивидуального развития.
«Художественно-технический труд»в 5-7 классах включает:
– формирование умений и навыков обработки конструкционных материалов;
– эстетическое просвещение и развитие эстетического вкуса;
– обучение приемам логического мышления и развитие интеллектуальных способностей;
– воспитание культуры деятельности и потребности в творческом поиске;
– ориентация на профессиональное самоопределение.
Для управления деятельностью учащихся и определения качества их знаний разработаны тесты контроля.
Средства обучения представлены необходимой материальной базой: учебно-производственные мастерские: слесарно- и столярно-механические мастерские, кузница, мастерская керамики, кабинет трудового обучения начальных классов, мастерская новой техники и технологии, участки; оригинальное оборудование, инструменты и приспособления.
Все учебные мастерские имеют научно-обоснованное зональное деление. В разработке и изготовлении средств обучения принимают участие учащиеся.
Формы организации обучения многообразны: урок, учебно-познавательная экскурсия, семинар, факультатив, кружок; внеклассные мероприятия: этнографические и туристические походы, участие в выставках, отчетные, персональные и коллективные школьные выставки, олимпиады, конкурсы, праздники, ярмарки творческих работ.