Линейное мышление и интуиция
Процесс из четырех этапов. Первый этап – подготовка: человек собирает информацию, относящуюся к проблеме или проекту. Следующий этап – инкубация (высиживание): человек делает передышку и не прилагает осознанных усилий решить проблему. Предполагается, что образы сами преобразовываются в человеке. На этапе озарения решение часто приходит неосознанно и неожиданно. Четвертая стадия – проверка: человек претворяет идею в жизнь и осознанно работает над деталями.
Отношения между разумом и телом.Образование имеет тенденцию сосредоточивать внимание на интеллекте и игнорировать физическую, эмоциональную и духовную жизнь.
Целостное образование пытается связать разум и тело. Этот процесс часто начинается с прислушивания к своему телу.
Холистическое образование одобряет движение в классе. Разработан целостный подход к танцу для начальной школы. Суть его состоит в развитии кинетической осведомленности, которая опирается на способность детей контролировать свое движение и одновременно чувствовать его. С помощью жестов они учатся давать очертания и формы своим мыслям.
Движение не изолировано, но является частью целого. Дети учатся понимать, какое движение больше подходит. Танец, таким образом, становится средством выражения внутренней жизни ребенка, целостного обучения.
Еще одним способом объединения тела и разума является психодрама. Особенно подходит этот прием для подростков.
Общественные связи. Целостное образование пытается создать общность внутри класса и школы, а также связать учеников с обществом, которое окружает школу. В конечном счете целостное образование стремится объединить ученика с мировым сообществом.
В классе учитель пытается создать атмосферу доверия, которая способствует появлению чувства общности. Это достигается через уважение к ученикам, внимательное отношение к ним, искреннее выражение своих чувств.
Связь с Землей.Необходимо, чтобы в центре экологического образования находилось чувство благоговения и причастности ко всем природным процессам Земли.
Например, забота детей о растениях и животных в школе поощряется. Во многих школах есть сады, школы часто имеют свои фермы с черепахами, кроликами и цыплятами.
Связь с собой.Эта связь относится к нашему самосознанию. Литература, мифология и сказки позволяют ему появиться и окрепнуть.
Детскую литературу можно назвать «конвейером» мудрости и чуда... Волшебные сказки, мифы и все формы детской литературы всего мира могут помочь воспитать самосознание ребенка.
Наука также участвует в воспитании самосознания.
Делая упор на линейное, аналитическое мышление, традиционная школа делает детей тяжелыми, неповоротливыми, теряет непосредственность в решении проблемы. Но, полагаясь только на интуицию, эмоции, можно потерять почву под ногами. Целостный подход объединяет аналитическое мышление и интуицию.
Концепция гражданского образования
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином – быть обязан.
Н.А. Некрасов
Гражданское образование - это сложный многосторонний процесс формирования мировоззрения в результате сознательного освоения научных знаний об обществе и гражданских ценностях.
Гражданское образование - это формирование демократической личности, ее правовой культуры, механизмов взаимодействия с государственными структурами, это совокупность умений и навыков, позволяющих адаптироваться в социально-политической среде и стремиться к ее усовершенствованию, рационально-критически оценивать свои поступки, терпимо относиться к инакомыслию.
Гражданское воспитание – это воспитание в духе прав человека.
Особенности целей гражданского образования:
¶ формирование гражданской грамотности и гражданского самосознания;
¶ учить учащихся распознавать общественные структуры различных типов, критически осмысливать отношения власти и разделения властей, знать и уметь оценивать политические институты;
¶ формировать убеждение, что демократия означает не соблюдение ее правил, а требует высокой степени заинтересованности и участия. Таким образом, должна стимулироваться готовность реализовывать свое право на участие в общественном управлении;
¶ учить мыслить политическими альтернативами и воспитывать терпимость по отношению к другим политическим мнениям;
¶ прививать учащимся понимание значимости защиты своей страны во имя сохранения демократических свобод, конституционного и правового порядка, территориальной независимости нашей Родины;
¶ развивать способность и готовность защищать неприкосновенные основные ценности - такие как свобода и достоинство, отказываться от предрассудков и выступать в защиту интересов обездоленных;
¶ формировать представление о необходимости справедливого мирного порядка для выживания человечества, воспитывать четкое убеждение, что достижение данной цели требует объединения всех сил и должно рассматриваться как личная обязанность каждого человека.
Особенности концепции
v Мир, свобода, равенство и справедливость - основные ценности, которые образуют основу любого общественного порядка и любых политических действий.
v Демократия - признание законным господства и авторитета общества.
Гражданское образование реализуется в трех областях, которые взаимообуславливают друг друга:
1. Гражданское образование как сообщение определенных знаний.
2. Гражданское образование как развитие способностей и представлений.
3. Гражданское образование как формирование готовности к ответственным действиям.
Направления деятельности
Для осуществления представленных особенностей, принципа и целей обучение основывается на опыте и связывает знания с возможными действиями. Для этого школа должна предоставлять учащимся возможности самостоятельной ответственной деятельности, участия в самоуправлении, стимулировать переживания демократических убеждений и способов поведения.
• Формирование и развитие системы социальных служб для детей и молодежи.
• Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных организаций.
• Организация отдыха и оздоровления детей и подростков.
• Организация трудовой занятости подростков и молодежи.
• Поддержка талантливых детей и подростков.
• Организация оборонно-спортивной работы.
• Развитие дополнительного образования.
• Профилактика антисоциальных явлений среди молодежи.
Эффективные программы гражданского образования предоставляют учащимся возможности развивать некоторые способности и черты своего характера посредством участия в работе классных собраний, дискуссий, ученических советов, общественных слушаний, школьного парламента и т.д. Самодисциплина, уважение к окружающим, воспитанность, пунктуальность, личная ответственность за порученное дело вырабатываются в ходе реализации школьных и классных программ помощи младшим школьникам, шефства над одинокими престарелыми людьми, добровольческих акций и т.п. Проведение ученических дискуссий по общезначимым проблемам способствует выработке совместных ценностей и формирует чувство коллективизма. Важно, чтобы учащиеся с раннего возраста понимали взаимообусловленность личностных качеств человека (мужество, темперамент, воспитанность, нравственная устойчивость) и гражданских ценностей (равенство возможностей, плюрализм, общая польза).
Предтечи, разновидности, последователи
& В России на общественных началах создан Центр глобального образования, который разрабатывает три основных блока: 1) Как прекрасен этот мир; 2) Как хрупок этот мир; 3) Человек среди людей.
& Патриотическое воспитание – см. п. 15.11.
& Воспитание толерантности – понимание и принятие чужой культуры, чужого мнения, осознание принадлежности к мировому сообществу. Формирование установок толерантного сознанияи поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различныхвидов экстремизмаи противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность.
Толерантность нельзя сегодня сводить только к терпимости другого человека – это значило бы не осознавать всю глубину и сложность задачи духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе. Толерантность предполагает такую существенную особенность, как признак уверенности в себе, осознание своих собственных позиций, не избегающих духовной конкуренции, умение их аргументировать и отстаивать, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту. Именно в толерантностикроется способность вступать в диалог и достойно вести его. Она же означает уважениеипринятие многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантностьнеобходимо определять и как утверждение прав человека и плюрализма, в том числе культурного плюрализма. Это понятие означает отказ от догматизма, от абсолютизации крайностей, недопустимости силового навязывания идей.
& Космическое миропонимание (Н.К. Рерих). Прорыв к космическому мышлению готовили русские поэты – А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок; писатели – Л. Толстой, Ф. Достоевский; философы – В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Философы развивали представление о космичности бытия и человека и обосновывали объективную необходимость формирования космического миропонимания.
Живая Этика - это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции: о Законах Мироздания: о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной: о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом: об эволюции человека и человеческого общества: о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования, как необходимого требования Эволюции.
Согласно Живой Этике, в основе Мироздания лежит материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает как те формы материи, которые изучаются современной наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не известны.
Известно, что существуют три основные формы познания: научное, религиозное и художественное. Живая Этика придает большое значение религии в истории человеческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке.
Науке предстоит проникнуть за пределы физического плана, в миры тонких энергий, в иные измерения многомерного психодуховного пространства. Ф.М. Достоевский говорил, что Красота спасет мир. Живая Этика уточняет: осознание Красоты спасет мир.
Решающим фактором в развитии человеческого общества Живая Этика считает Культуру. Н.К. Рерих разработал Пакт об охране памятников культуры во время военных действий – Пакт Рериха, который позднее лег в основание соответствующих документов ООН.
Живая Этика провозглашает равенство всех людей независимо от пола, расовых, национальных или социальных различий. Важную роль в этом процессе предстоит играть женщинам, которые должны осознать свое космическое предназначение, восстановить спои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. Поэтому наступающую эпоху Живая Этика называет Эпохой Женщины.
Установление справедливого общественного строя непременно должно сопровождаться совершенствованием каждого человека. В процессе совершенствования, человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, народом, страной и всем человечеством. Он должен действовать во имя Общего Блага.
Важнейшим средством совершенствования человека Живая Этика провозглашает труд. Не подневольный, а добровольный, творческий труд – физический или умственный. Труд должен быть напряженным, но посильным.
Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования, необходимо преодолеть невежество. Для этого человек должен непрерывно учиться. Человек должен знать достижения культуры прошлого и настоящего, знакомиться с достижениями науки, изучать окружающий мир и самого себя. Учиться, учиться и учиться - одно из основных требований Живой Этики.
По представлению Н.К. Рериха и его школы, в процессе осознанного, устремленного труда у человека развивается психическая энергия. Живая Этика рассматривает психическую энергию как энергию всеначальную, лежащую в основании Проявленного Мира. Это главная Творческая Сила Космоса, она включает в себя все основные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями.
Космическое видение всех явлений и процессов Мироздания должно вывести сознание человека из узких рамок мира личного, семейного, национального, планетарного - на беспредельные просторы Космоса.
Рекомендуемая литература
1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. – СПб., 1995.
2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003.
3. Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.
4. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. - М.: Знание, 1999.
5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.
6. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.
7. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2001.
8. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
11. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001.
12. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
13. Кулюткин Ю.Н. Формирование глобального мышления как педагогическая проблема. – СПб., 1992.
14. Мурашкина Т.И. Защитим Великие Имена Рерихов и Е.П. Блаватской // Новая Эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. – 2000. – № 1/24.
15. Наан Г.И. К проблеме космических цивилизаций // Будущее науки. – М.: Знание, 1984.
16. Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления учащихся / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002.
17. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.
18. Тарасов С.В. Глобальное образование: образы мира и человека. – СПб., 1996.
19. Толерантность в общественном сознании России // ЮНЕСКО, Фонд за выживание и развитие человечества. Центр общечеловеческих ценностей, Российская Академия Естественных Наук. – 1996.
20. Учение Живой Этики. В трех томах. – СПб., 1993.
21. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001 -2005 годы».
22. Яркина Т.Ф. Принцип холизма (целостности) как теоретико-методологическая основа школы и педагогики будущего // Бюллетень ВНИК «Школа – микрорайон». – 1990. – № 6.
7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах
Целое больше, чем сумма его частей.
Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественнонаучного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу. Разработанное в рамках технократической парадигмы, оно отражает состояние естественных наук. При этом предпочтения отдаются достижениям классической науки, а неклассическая представлена в них первой третью ХХ в., и практически отсутствуют идеи синергетики, сведения о природе и механизмах самоорганизации и эволюции химических, биологических, социальных, планетарных, космических и других систем.
Дидактика делает пока еще шаги в направлении адаптации идей синергетики в содержание школьного образования. Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую процессуальную модель мира – синергетическую картину, через призму которой мир предстает перед человечеством как супериерархия взаимодействующих систем, в которой все – неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура – взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.
Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применении к конкретному объекту – содержанию образования, уже дифференцированному в учебном плане школы на 10 образовательных областей и более двух десятков отдельных учебных предметов, операция интегрирования направлена на:
– создание единой картины мира на научной основе;
– ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;
– взаимосвязь различных предметных систем знаний;
– разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и т.п.
Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении так называемых интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений – моделей, отличающихся теми или иными параметрами.
Классификационные параметры в целом те же, что и у предыдущих моделей (сп. п. 7.6.).