ЭВОЮЦИЯ СТИЛЕЙ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ: ЛИНЕЙНОЕ И ВЕРОЯТНОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ № 27

Если окинуть взором развитие научного мышления за последние 300 лет, начиная с классической механики Ньютона (1643-1727), то можно выделить три стиля мышления:

1. ЛИНЕЙНЫЙ – основанный на КЛАССИЧЕСКОЙ науке.

2. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ – основанный на НЕКЛАССИЧЕСКОЙ науке.

3. НЕЛИНЕЙНЫЙ (синергетический) – основанный на ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ науке и представляющий собой современный этап развития системного подхода.

Линейный стиль мышления.

Линейный стиль мышления основан на следующих принципах:

1. РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию). Согласно этому принципу:

1) любое СЛОЖНОЕ можно свести к ПРОСТОМУ;

2) свойства ЦЕЛОГО можно объяснить из свойств его ЧАСТЕЙ.

Идеи редукционизма, стремление свести более сложные явления к простым и построить общую картину мира, основанную на небольшом количестве исходных данных стали формироваться еще в античные времена.

Например:

- Пифагор считал, что мир представляет собой гармонию чисел,

- Демокрит объяснял мир через движение простых атомов в пустоте.

Основы редукционизма, как методологической установки, разработал французский математик, физик, астроном Лаплас Пьер Симон (1749-1827).

В развитии науки редукционизм сыграл и позитивную и негативную роль.

Эффективность редукционизма как исследовательского принципа проявилась в следующем:

1) на основе механистической картины мира удалось с единой точки зрения описать процессы, происходящие как на Земле, так и на небе, поведение как твердых, так и жидких, и газообразных состояний вещества;

2) созданная электромагнитная картина мира позволила установить единую природу электрических и магнитных процессов.

Негативная роль редукционизма проявилась при изучении многих природных и социальных явлений. Например:

1. В теориях СОЦИАЛ-ДЕТЕРМИНИЗМА, которые пытались объяснить социальное с помощью биологических законов, например, специфику общественной жизни с помощью дарвиновского принципа борьбы за существование.

(СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ – учение, возникшее во второй половине Х1Х века. Основатель - английский философ и социолог Спенсер Герберт /1820-1903/).

2. В БИХЕВИОРИЗМЕ (от англ. – поведение), ведущем направлении американской психологии конца Х1Х – начала ХХ в.в., стремившемся объяснить поведение человека и животных с помощью механизма «СТИМУЛ – РЕАКЦИЯ»: поведение есть реакция живого организма на внешние воздействия (стимулы). Это весьма упрощенная схема поведения живого существа.

З. В многочисленных попытках объяснить строение и поведение биологических систем только с помощью физических и химических законов. Против подобного редукционизма (сведения биологии к физике) выступил один из создателей квантовой механики австрийский физик-теоретик Эрвина Шрёдингера (1887 – 1961). В своей книге «Что такое жизнь с точки зрения физика» он писал:

«Все известное нам о структуре живого вещества заставляет ожидать, что деятельность живого вещества нельзя свести к обычным законам физики. С одной стороны, эволюция даже единственного организма являет удивительную регулярность и упорядоченность. Но в то же время ни одна молекула не повторяет другую, как привыкли наблюдать физики в больших упорядоченных структурах, например, в кристаллах. Одно это, с точки зрения статистической физики и термодинамики совершенно непонятно».

ИТАК, методологический порок РЕДУКЦИОНИЗМА, как универсальной исследовательской установки, заключается в том, что он неточно решает вопрос о соотношении части и целого, игнорируя следующие важные факты:

1) каждая новая степень сложности системы имеет свои качественные особенности;

2) целое не сводимо к сумме составляющих его частей;

3) часть может быть понята только в ее соотнесении с целым.

2. ЛИНЕЙНОСТЬ – принцип, согласно которому развитие понимается как однозначное, поступательное, безальтернативное. Если какие-то альтернативы и появляются, то это всего лишь случайные отклонения от магистрального течения событий, поскольку все альтернативы поглощаются главным течением.

Таким образом,случайность в рамках классической науки считалась несущественным, второстепенным, побочным фактором, не оставляющем следов в общем течении событий природы, общества, культуры или науки.

Пример рассуждений с точки зрения линейного подхода: весь мир пронизан причинно-следственными связями. Причинные цепи имеют ЛИНЕЙНЫЙ, ОДНОЗНАЧНЫЙ характер. По причинным цепям ход развития системы может быть просчитан неограниченно в прошлое и будущее. Настоящее всегда определяется прошлым, а будущее – настоящим и прошлым. Другими словами: с точки зрения классической науки развитие в этом мире ПРЕДСКАЗУЕМО и РЕТРОСКАЗУЕМО.

Так, в частности, в 1959 году советский академик С.Г. Струмилин сделал следующие расчеты: при условии сохранения темпов роста, которые были в нашей стране в 1950-1955 годах, Советский Союз уже к 1962 году обогнал бы США по объему всей продукции, а из расчета на душу населения догнал бы США в 1964 году. Линейная логика стала политической, что и породила утопическую идею о построении материально-технической базы коммунизма к 1980 году.

С точки зрения линейного мышления общество развивается по однозначным объективным законам (общая магистраль). Если это так, то, следовательно, единичное человеческое усилие, усилие отдельного гражданина в принципе не может оказать видимого влияния на ход истории, и деятельность отдельного человека несущественна или малосущественна для общей картины макросоциальных процессов. Классический, линейный стиль мышления лежит в основе множества эволюционистских концепций истории, в том числе и марксистской теории общественно-экономических формаций, базирующейся на том, что общеисторические закономерности есть необходимая, повторяющаяся связь между явлениями, задающая единый путь, по которому с теми или иными небольшими отклонениями следуют все социальные системы.

Из принципа ЛИНЕЙНОСТИ рождаются опасные иллюзии теории и практики управления и научных исследований. Вот, например, две такие иллюзии:

1. Общество понимается как пластичная, податливая для управляющих воздействий среда. Отсюда следует, что управляющий, реформатор может спокойно выступать в качестве архитектора, скульптора и создавать общественные структуры по собственному усмотрению, по выбранным ими проектам.

2. Поскольку общество как система развивается ЛИНЕЙНО, то результат внешнего воздействия есть ничто иное, как однозначное и предсказуемое следствие приложенных управленческих усилий. То есть, управленческое воздействие – обязательно дает желаемый результат и получается: чем больше вкладываешь энергии, тем, якобы, больше должна быть отдача.

3. В рамках классической науки, понимавшей мир как механизм, машину, существовало стремление установить всюду однозначные законы, которым бы подчинялись все явления действительности.

Так, в конце Х1Х века (перед революцией в физике) ученым казалось, что весь физический мир можно описать с помощью нескольких компактных формул.

Подобный стереотип был свойственен не только ученым, но и некоторым политикам.

Так, Американский социолог и футуролог Олвин Тоффлер (1928 - ? ) считал, что «линейное мышление явно довлело над умами творцов американской конституции, разработавших структуру государственной машины, все звенья которой должны были действовать с безотказностью и точностью часового механизма».

4. ХАОС представлялся сугубо деструктивным, отрицательным началом, которое ведет только к разрушению, вникуда.

5. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. – разумный). Этот важнейший принцип классической науки преувеличивает роль мышления и признает абсолютный ПРИОРИТЕТ РАЗУМА в познавательном процессе (Декарт, Спиноза, Лейбниц). С точки зрения рационализма человеческий разум обладает неограниченными возможностями. Он способен все рассчитать, измерить, предсказать, найти причины, описывать образы сколь угодно удаленные от первоначального состояния в прошлое и будущее.

Рационализм пронизан оптимизмом: для человеческого разума есть только еще нерешенные проблемы, но нет проблем, которые разум не смог бы решить в принципе.

Культ рационализма проявлялся также и в следующем постулате: разум человека, как заведомо более совершенное творение, нежели пассивная, действующая по принципу автомата природа, способен ее подчинить и переустроить по собственному желанию. Развиваемые в этот период идеи социального прогресса есть ничто иное, как продолжение рационального, целенаправленного переделывания мира во имя счастья человечества.

Вероятностный стиль мышления.

С конца Х1Х века начинается постепенное формирование следующего типа научного мышления - ВЕРОЯТНОСТНОГО.

Почву для этого подготовило бурное развитие СТАТИСТИЧЕСКИХ теорий: теория азартных игр, теория ошибок мнений, статистическая физика. Сыграло свою роль и применение статистических методов исследования социальных явлений, к примеру, статистика и учет демографического фактора в преступлениях.

Непосредственно формирование вероятностного стиля мышления осуществляется на основе возникших в первой трети ХХ века КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ и ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ. Это привело к включению в научный язык представлений о наблюдателе, наблюдении и наблюдаемых. Согласно неклассическим представлениям наблюдатель, в той или иной мере, участвует в формировании, окружающей реальности, а не просто контактирует с ней. Так, время внутри космического корабля и для наблюдателя течет с разной скоростью.

Таким образом, неклассическая наука включила в себя новое качество – человеческое измерение. Оно и вошло в основы неклассической науки в качестве одного из ее принципов наряду с принципом относительности (эффект близнецов) и принципом неопределенности.

Неклассические объекты (например, электрон) объективно не имеют точных координат и импульса. В силу этих обстоятельств наблюдатель не в состоянии одновременно точно измерить координату и импульс элементарной частицы. Этот факт показывает теоретическую несостоятельность лапласовского детерминизма и создает основания перехода от однозначной причинности в рамках классической науки к вероятностной причинности в неклассической науке.

Вероятностная причинность показывает, что причина далеко не всегда однозначна и поведение неклассических объектов (например, элементарный частиц) носит принципиально иной, вероятностный характер. Таким образом, однозначного закона, управляющего поведением объекта, не существует объективно.

Представим, что нужно решить следующую задачу: с помощью электрообогрева необходимо в аквариуме поддерживать постоянную температуру, скажем, 200 С.

В принципе сделать это можно двумя способами.

Первый из них соответствует концепции лапласовского детерминизма. Он предполагает знание всех действующих на аквариум внешних обстоятельств (колебание температуры, функционирование отопительной системы в комнате и т.д.). Если учесть все внешние факторы, то можно составить жесткую программу работы электрообогревательного устройства, в которой будут заранее, на длительный срок вперед указано, когда и какой величины электрический ток следует пропускать через обогреватель. Этот способ исходит из постулирования однозначной связи причин и следствий и отрицания наличия случайности.

Второй способ основан на ВЕРОЯТНОСТНОМ понимании причинности.

В этом случае обогреватель соединяется с термостатом таким образом, чтобы сами отклонения температуры аквариума вызывали возвращение системы в нужное состояние. Конечно, фактическая температура редко будет в точности равняться 20 градусам, но она будет колебаться в достаточной близости от этой величины. Здесь нет необходимости вводить информацию о каких-либо внешних факторах. Система работает на принципе обратной связи, и причинность здесь принимает объективно вероятностный характер. Абсолютной точности нет, но среднее устойчивое значение температуры сохраняется.

Вероятностный стиль научного мышления по ряду признаков и параметров отличается от линейного. Естественно, что неклассический, квантово-релятивистский подход, представленный концепциями Н.Бора и А. Эйнштейна, явился значительным шагом вперед в развитии научного мышления в целом.

Однако мировоззренчески он был во многом похож на линейный стиль мышления. И тот и другой исходили из представления о мире как о законченной, замкнутой, равновесной системы. Естественные и общественные науки основывались преимущественно на этих представлениях.

Ситуация начала меняться со второй половины ХХ столетия, когда стала получать признание принципиально иная неклассическая научная картина мира. Дело в том, что предыдущий математический аппарат был приспособлен для описания процессов, эволюция которых происходила достаточно спокойно. Но при удалении таких систем от состояния равновесия и учете обмена их с окружающей средой энергией, веществом и информацией (открытые системы) – мы переходим в мир, где господствует неустойчивость, неопределенность, вариативность. Исследованием законов поведения таких систем и стала заниматься СИНЕРГЕТИКА. На ее основе формируется новый стиль мышления: синергетический или нелинейный.

Наши рекомендации