Особенности содержания и методики
Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.
С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.
При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспектами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.
Носителями тестов являются тетради с печатной основой.
Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами.
«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые броские, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и "вообще несущественными"» (П.Я. Гальперин).
В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При технологии ТПФУД требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.
В учебном процессе используется четырехурочный цикл.
1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знаний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с техническими средствами) и, наконец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения.
2) Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.
3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.
4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от контроля к самоконтролю.
Предтечи, разновидности, последователи
& Интегрированная технология обучения математике в начальной школе (Л.Г. Петерсон). Согласно автору, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на методическом уровне представляет не что иное, как ТПФУД. Вот ее алгоритм – последовательность деятельностных шагов:
1. Организационный момент.
Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой – на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.
2. Самостоятельная деятельность по известной норме.
3. Реконструкция деятельности по известной норме N.
Учитель, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы (или нескольких норм).
4. Критика известной нормы N.
5. Построение новой нормы деятельности N1. На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации.
6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение.
На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.
7. Фиксирование нормы N1 в языке.
8. Использование нормы N1 в типовых условиях.
На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1 и самостоятельно проверяет правильность решения.
9. Этап включения нормы N1 в систему понятий.
10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение).
11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке.
12. Этап фиксирования достижения цели.
Рекомендуемая литература
1. Волович М.Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) // Народное образование. - 1989. - № 10.
2. Волович М.Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) // Народное образование. - 1989. - № 9.
3. Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. - М.: Linka-press, 1995.
4. Волович М.Б. Наука обучать. - М.: Linka-press, 1995.
5. Волович М.Б. Система ориентиров - условие успешности обучения // Советская педагогика. -1988.-№4.
6. Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. - М.: Аквариум, 1996.
7. Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. - М., 1996.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по психологии. - М., 1977.
10. Талызина Н.Ф. Методика разработки обучающих программ. -
11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М., 1988.
13. Формирование приемов математического мышления\Под ред.Н.Ф.Талызиной.–М.:Вентана-Граф,1995.
14. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985.
15. «Школа-2000…» Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг / Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. – Вып. 4. – М.: УМЦ «Школа-2000», 2002.
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
Мое правило – разделить каждую проблему на много частей так, чтобы каждая была реально выполнима.
Р. Декарт
Третьяков Петр Иванович (р.1946) – профессор МПГУ, доктор педагогических наук.
Сенновский Игорь Борисович (р. …) – директор школы № 1208 г. Москвы, кандидат педагогических наук.
Чошанов Мурат Аширович (р. …) – профессор кафедры подготовки учителя Техасского университета, доктор наук, Эль Пасо, США.
Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.
В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой.
Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые целесообразно проводить последовательно. Тот или иной модуль может быть изъят или использован отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запроса обучающихся.
Содержание обучения состоит из системы модулей, количество которых определяется целями, глубиной, широтой познания предметной культуры.
Технологии блочного, модульного и проблемно-модульного обучения соединяют программированное обучение с различными формами дифференциации.
При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем. В рамках модуля идет текущая аттестация учащихся по данному предмету. Итоговая аттестация по предмету представляет усреднение, обобщение аттестации по модулям.
Модуль позволяет учащемуся, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей.
Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью, осознает, что он «принимает» и зачем ему это нужно. Цели взаимодействующих субъектов могут центрироваться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система).
Модуль служит инвариантным средством деятельностной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, определяет вектор нового, возникающего интереса. Но главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание учащегося.