Особенности организации содержания (по В.С. Библеру)
1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:
• античное мышление - эйдетическое (образное);
• средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);
• новое время - рационалистическое мышление, разум - все;
• современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.
2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).
3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средневековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.
I-IV классы: Точки удивления - это зародыши, «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.
V-VI: классы архаических культур.
VII: Античная культура.
VIII: Культура Средневековья.
IХ-Х: Культура Нового Времени, Возрождения.
XI: Культура XX века.
XI: Класс специально диалогический (культура будущего).
4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.
5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.
6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений - уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.
И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.
Особенности методики
Создание ситуации диалога. По В.В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких технологических элементов: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).
t Точки удивления, загадки бытия.
В начальной школе ученики и учитель выстраивают такие учебные предметы, как «Загадки числа», «Загадки слова», «Загадки явления природы», «Загадки орудий» и т.д. В младшем подростковом возрасте в диалог о числе и слове, явлении природы и орудии включаются античные собеседники; в «вылепливании» диалогических понятий начинают участвовать Пифагор и Фалес, Платон и Эсхил.
По мере освоения античной умонастроенности ученики возвращаются к построению диалогических понятий числа, слова, исторического события. Эта работа осуществляется по схеме: что же такое число в понимании Коли, Тани, Данилы, Юли, Платона, Пифагора, Евклида?..
Предметом диалога подростков на этом этапе становится ситуация несовпадения предмета понимания ни с одним из авторских пониманий, присущих античным мыслителям.
Подключение в старшем подростковом возрасте к пониманию числа, слова и т.д. средневековых собеседников (Христос, Матфей, Иоанн, Августин, автор «Песни о Роланде», автор «Слова о полку Игореве», Николай Кузанский, авторы алхимических трактатов...), освоение речевых жанров исповеди, проповеди, понимание Храма и Иконы приводят к тому, что предметом учебной деятельности становится ситуация несовпадения предмета понимания (числа, слова, жизни и смерти, Бога...) с различными культурами понимания (современной, античной, средневековой). Диалог углубляется. Как показывает опыт, этот диалог играет существенную роль в философском и религиозном самоопределении старших школьников.
Характерная черта нашего времени в том, что везде, будь то наука, философия, религия или искусство, происходит переосмысление исходных причин и оснований.
Поэтому мы должны построить ситуацию обучения так, чтобы она стала «ситуацией обращения к началам». Например, чтобы постичь сущность математики, надо обратиться к ее первопричинам.
Под точками удивления подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающего понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания - в мышление, мышления - в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов («как возможно бытие простейших предметов понимания - слова, числа и т.д.?»). Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «осознание - мышление – сознание», эти исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора... во всех последующих классах - возрастах - культурах.
А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным – «ушки на макушке» - к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания - в разных «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации (о чем-то...) в споре с идеей слова, языка, речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, - в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.
Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения (степени...) - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.
В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть (частность, особенность, проявление) и - ее начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.
Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе - ученик.
Если семи- и восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося (обучающего себя), то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.
Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но - память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и - замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развернуты в «циклах культуры»). Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое. История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти - точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».
t Игровые средоточия.
Основной смысл этих средоточии - метод «физических действий» (ср. Станиславский), по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра (дошкольная) - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:
А. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.
Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).
В. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.
Г. Элементы ручного труда, ремесла.
Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
t Методические особенности урока-диалога.
Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом). В подростковом возрасте - разнообразные учебные и другие инициативы ребят, как встречи с новыми людьми, взглядами, культурами.
Предтечи, разновидности, последователи
& Разновидности Школы диалога культур: а) классическая концепция Школы диалога культур: 1-2 класс - точки удивления, 3-4 классы - античная культура, 5-6 класс - Средневековье, 7-8 класс - Новое время, 9-10 класс - культура XX века, 11 класс - педагогический колледж, помогающий учителям строить ШДК (В.С. Библер, 1985); б) три школы в одном классе - сочетание педагогических технологий традиционной школы, РО и ШДК с 1 по 11 классы (С.Ю. Курганов, 1990); в) Школа диалога логик (Е.Г. Ушакова, С.В. Ермаков, 1990); г) ШДК в контексте духовного развития человека (Г.А. Балл, 1993); д) ШДК в контексте диалога педагогических культур (Т.М. Ковалева, С.Г. Сухинина, Россия, Томск, А.Г. Волынец, Украина, Киев).
& Варианты использования идей: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская); б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В. Селеменов, А.А. Ткаченко); в) четырехпредметный синхронизированный программный комплекс (Н.Н. Пайков, В.А. Савельев).
Рекомендуемая литература
1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. - 1993. - № 46.
2. Ахутин А.В., Библер В.С., Курганов С.Ю. Античная культура. – М., 1995.
3. Берлянд И.Е. Загадки слова. – М., 1994.
4. Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1975.
5. Библер В.С. На гранях логики культуры. – М., 1987.
6. Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. - 1989. - №2.
7. Диалог культур и духовное развитие человека. – Киев, 1995.
8. Диалог культур и образование. – Киев, 1993.
9. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. - 1996. - № 1.
10. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. - 1989. - № 2, 4, 5.
11. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.
12. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М., 1995.
13. Селевко Г. К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.
14. Селеменов С.В., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. - 1996. - №3.
15. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
16. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.С. Библера. - Кемерово, 1992.
17. Щетников А.И. Мысленный эксперимент и рациональная наука. – М., 1994.
18. Юшков А.Н. Загадки природы. – М., 1996.
19. Юшков А.Н. Естествознание. – М., 1996.
7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)
Я выбрал борьбу против очевидностей, т.е. против всемогущества невозможностей.
Л. Шестов
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич (р. 1921) – академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:
– применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
– устанавливать больше логических связей в материале;
– выделять главное и существенное в большой дозе материала;
– понимать значение материала в общей системе ЗУН;
– выявить больше межпредметных связей;
– более эмоционально подать материал;
– сделать более эффективным закрепление материала.
Разработанный на математическом материале метод укрупнения дидактических единиц ныне приобрел общедидактический статус. Укрупнение, сжатие содержания образования может производиться с помощью различных моделей (логических, продуктивных, фреймовых, семантических и т.д.).
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: диалектическая, природосообразная.
Методологический подход: комплексный, системный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная с элементами операционной.
Характер содержания: обучающий, светский, технократический, общеобразовательный.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные.
Организационные формы: классно-урочная, академическая, групповая + индивидуальная.
Преобладающие средства: вербальные + наглядные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: дидактоцентрический.
Направление модернизации: дидактическое реконструирование.
Категория объектов: массовая + продвинутая.
Целевые ориентации
¶ Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.
¶ Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
¶ Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).
Концептуальные положения
Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:
1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п. (в частности, взаимно обратных);
2) обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.);
3) рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (в частности, деформированных упражнений);
4) обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;
5) выявление сложной природы математического знания, достижение системности и целостности знаний;
6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).
При этом используются фундаментальные закономерности мышления (вкупе оптимизирующие познавательный процесс):
– закон единства и борьбы противоположностей;
– перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей (И.П. Павлов);
– принцип обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К. Анохин), обратимости операций (Ж. Пиаже);
– переход к сверхсимволам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).
Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
В отличие от гештальтистов П.М. Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.
Обучение строится по следующей схеме:
1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.
2) Выделение в целом элементов и их взаимоотношений.
3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.
Особенности содержания
В XX в. в школьном расписании встречались пять составляющих (предметов) единой науки математики: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, черчение, причем по некоторым предметам печаталось две книги (учебник и задачник). П.М. Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все эти предметы, а также теорию и упражнения.
В едином учебнике осуществляется синтез планиметрии и стереометрии, при этом классические разделы геометрии получают новую, координатную характеристику.
В едином учебнике широко используются умозаключения по аналогии - важнейшему элементу творческого мышления. Упражнения приводятся по каждому логически завершенному параграфу (уроку, занятию).
Учащимся предлагается:
а) изучать одновременно взаимно обратныедействия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п.;
б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции; возрастающие и убывающие функции; неопределенные и «определенные» уравнения; непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;
в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия:уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;
г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решение системы уравнений; аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определение вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.
Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М. Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев и внутри блока родственных учебных предметов.
Особенности методики
В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения – обучения».
Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:
а) исходная задача;
б) ее обращение;
в) обобщение.
В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:
а) составление математического упражнения;
б) выполнение упражнения;
в) проверка ответа (контроль);
г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.
Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:
а) решение обычной «готовой» задачи;
б) составление обратной задачи и ее решение;
в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее;
г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;
д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.
Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.
Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.
Методы обучения реализуются путем выполнения упражнений и объективируются в знаниях. При этом не одно только количественное разнообразие методов и упражнений важно само по себе. Лишь набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний.
В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.
Рекомендуемая литература
1. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1977.
2. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.
3. Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей // Начальная школа. - 1993. -1996.
4. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. - М., 1992.
5. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. − М.: Просвещение, 1992.
6. Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.
7. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Педагогика, 1988.
8. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. - М., 1986.