Особенности содержания и организации

17(1)

Технология обучения детей с признаками одаренности.

Известны несколько моделей интеллекта (способностей). Одна из них — теория множественности видов интеллекта X. Гарднера. Согласно этой теории существует, по крайней мере, 7 видов интеллекта:

лингвистический — способность использовать язык для того, чтобы создавагь, стимулировать поиск пли передавать информацию;

музыкальный — способность исполнять, сочинять музыку или получать от неё удовольствие;

логико-математический — способность исследовать категории, взаимоотношення и структуры путём манипулирования объектами пли символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом;

пространственный — способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции;

телесно-кинестезический — способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде;

личностный — имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно, — это интраличностный и интерличностный интеллект, представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности. Сопоставление известных видов одаренности и видов интеллекта по Гарднеру показывает, что они почти совпадают.

Акценты целей

· Выявление одарённых детей — интеллектуального ресурса страны.

· Выращивание способностей одарённых детей.

· Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.

· Социальная защита нестандартных одарённых детей.

· Создание условий для проявления способностей ребёнка.

· Помощь ребёнку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу.

· Предоставление ребёнку возможности реализовать себя в выбранной области.

· Дать ребёнку испытать чувство вовлечённости в задачу, уверенность в себе, удовлетворённость от творчества.

Концептуальные позиции

♦ Научной основой дифференциации детей по способностям и обучения одарённых является учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов. А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.).

♦ Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн)

♦ Наследуются не способности, а возможности их развития - задатки (Л.С. Выготский).

♦ Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (A.H. Леонтьев).

♦ Основное разделение по способностям — это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний(без преобладания одного или другого пы (И.П. Павлов).

Возрастной подход к феномену одарённости (Н.С. Лейтес).

♦ Одарённость есть проявление творческого потенциала человека

(A.M. Матюшкин).

♦ Одарённость как особенность развития подчиняется всем законам развития личности (имманентность, неравномерность, закон угасания творческих способностей).

♦ Переход от диагностики отбора к диагностике развития (Л.С. Выготский).

Особенности содержания и организации

Используются три варианта организации обучения одарённых детей:

• раздельное обучение — специальные образовательные учреждения для одаренных детей;

• совместно-раздельное — специальные группы (классы) для одарённых в традиционном учебном заведении (детском саду или школе);

• совместное обучение — обучение одарённых в «естественной среде», вместе со своими сверстниками.

Чему и как учить детей с незаурядными умственными возможностями, как способствовать их оптимальному развитию?

Существуют разные стратегии обучения одарённых детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Перечислим конкретные формы.

Ускорение обучения. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат.

Одна из особенностей интеллектуально одарённых детей — их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда — быстрота в схватывании сущности, смысла, характерная для них. Как следствие, такие дети способны усваивать учебную программу с высокой скоростью.

Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одарённостью к иностранным языкам.

Рассмотрим некоторые из организационных форм ускорения, их положительные и отрицательные стороны и рекомендации, позволяющие эффективно использовать их.

Раннее поступление в школу. Ранний приём в школу весьма желателен для одаренных девочек, так как они часто проявляют готовность к школе раньше, чем мальчики, а также потому, что их не очень привлекает ускорение, которое можно использовать впоследствии (девочки более чувствительны к сложившимся взаимоотношениям с одноклассниками).

У ребёнка не должно быть серьёзных адаптационных проблем. Он должен показать своё желание учиться. Нельзя игнорировать здоровье ребёнка и уровень развития координации движений.

Ускорение в обычном классе. Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Тем не менее иногда учитель может организовать индивидуальное обучение для нескольких одарённых учеников. Это бывает лишь в тех случаях, когда эти ребята могут работать самостоятельно и увлечены предметом.

Занятия в другом классе. Одарённый ребёнок может учиться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста.

«Перепрыгивание» через класс. Основная проблема в работе с наиболее восприимчивыми к учению детьми — это обучение знаниям и навыкам на том уровне и с такой скоростью, которые мотивировали бы учащихся.

Одна из возможных педагогических тактик — перевод школьников через класс. Благодаря этому ребёнок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников.

Профильные классы. Эти классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. В этих классах один или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит ученикам с выраженной расположенностью к ка кой-нибудь области знаний — математике, химии, биологии, иностранному языку.

Радикальное ускорение. Это особое ускорение, доказавшее свою эффективность при обучении математически одарённых детей. Предлагается много ускоренных курсов по выбору для школьников, начиная с седьмого-восьмого классов. Для учащихся, имеющих наиболее высокие способности по математике пре дусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе.

Частные школы. Они высоко эффективны в обучении далеко продвинутых в умственном отношении детей. В.таких школах более склонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню способностей учащихся. Есть и специальные частные школы для одарённых.

Раннее поступление в высшее учебное заведение. В целом раннее поступление оценивается благоприятно в плане академических успехов, но требует от преподавателей вуза дополнительных усилий для помощи «малолеткам». Необходимо предусмотреть психологическую поддержку для предотвращения сложностей адаптации.

Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.

Как правило, учебные программы основаны на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.

Обогащение обучения. Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение и зучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одарённый ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умении работать самостоятельно.

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся.

Решение задач. Когда речь идёт о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:

— выявить проблему;

— проанализировать различные варианты её решения;

— оценить достоинства каждого варианта;

— обобщить всё найденное и т.д.

Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.

Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, Включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счёт содержательного обобщения (В.В. Давыдов); упомянутый выше проблемный подход к обучению (A.M. Матюшкин и др.); использование опорных схем сигналов (В.Ф. Шаталов) и укрупнённых дидактических единиц (П.М. Эрдниев). В эти подходы могут быть использованы при обучении одаренных детей.

Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д., Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов , могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.

Мини-курсы, кружки, факультативы. Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на расширение кругозора, увеличение объёма знаний в конкретной области, развитие мышления, самопознание. Они могут быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одарённых детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений, как ролевой тюнинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоцнональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации,

В России хорошо известны такие формы обучения одарённых детей, как специальные классы, специализированные школы и школы-интернаты, факультативы, внешкольные кружки и объединения, заочные школы, станции юных техников, биологов и т.п. В них используются дополнительные интенсивные стратегии.

Стратегия «индивидуализации». В последнее время на уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого человека и постепенно отказываться от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца нового на общем «образовательном конвейере» всё более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, соответствующие этой задаче.

Один из основных вариантов качественного образования одарённых - индивидуализация обучения.

Стратегия «исследовательское обучение». Главная особенность этого подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ученику инициативу в организации развития. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассмат ривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного изменении содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. В зарубежной педагогике он обычно не выделяется из стратегии исследовательского обучения», а рассматривается как его составная часть.

Содержание образования, смоделированное но этой стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых — найти способы решения и наконец решить.Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы».

Стратегия «вырывания» предполагает, что определённое время незаурядный ребёнок занимается не в своём обычном классе по традиционней npoгpaмме ,а в группе таких же детей по особо разработанной программе под руководством специально подготовленного учителя. Большой опыт организации подобного рода работы — «творческой комнаты» — накоплен у нас учителем-новатором И.П. Волковым, который уловил потребность учащихся испытать себя в разных областях науки, искусства, ремёслах.

Лагерные сборы. Еще одна эффективная организационная форма - интенсивные зимние и летние программы, которые отличаются стилем, целями, методами обучения от традиционных занятий в школе. Это углублённое изучение избранного предмета, полное погружение в него, объединение своих интересов с другими и работа под руководством специалистов высокого класса, коллектив единомышленников.

Учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны соответствовать потребностям этих детей. В них должны быть предусмотрены

— широкие вопросы, темы или проблемы;

— применяться междисциплинарный подход;

— углублённое изучение тех проблем, которые выбраны самими учениками

— развитие умения самостоятельно работать;

— развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов;

— насыщенность заданиями открытого типа и творческими;

— развитие исследовательских умений;

— творческие работы;

— поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

— поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

— поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

— оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

— организация мониторинговых наблюдений за психическим развитием и здоровьем;

— большое значение имеет создание нормальных условий для социального созревания ребёнка (коллектив, общественная работа и т.п.).

Реализация этих условий во многом зависит от профессиональной подготовленности, богатства личности педагогов и тех, кто организует обучение.

Наши рекомендации