Оценка учебных достижений учащихся
Предлагается комплексная внутришкольная (итоговые оценки, портфель достижений ученика) и «внешняя» (малый ЕГЭ) схемы аттестации учащихся, намеривающихся продолжить обучение в профильных школах и классах города или района. Подобная педагогическая аттестация может дополняться специальными рекомендациями школы по траектории последующего профильного обучения каждого школьника.
Индивидуальный портфель достижений ученика (портфолио) есть дополнительная форма итоговой аттестации 9-классников. Она представляет индивидуальный пакет образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Эти показатели очень важны при определении готовности школьника к углубленному изучению профильных предметов.
Портфель индивидуальных достижений ученика предполагает:
• Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
• Интеграцию количественной и качественной оценок;
• Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Основной смысл этого вида оценивания – показать все, на что способен ученик и исполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Для оценивания проектов и продуктов деятельности учащихся рекомендуются следующие критерии:
1. Умение планировать деятельность и работать в рамках плана.
2. Навык адекватного подбора информации и средств деятельности.
3. Уровень личной вовлеченности и отношение к деятельности.
4. Умение анализировать процесс и конечный результат.
5. Качество презентации проекта и продукта
Самооценка. В рамках аттестации важную роль будет играть самооценка учеником своих достижений и приобретение опыта выбора собственного профиля.
Процедура самооценки включает:
• Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;
• Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
• Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны, и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;
• Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Предтечи, разновидности, последователи
& Межведомственный социально-педагогический комплекс (с.ш. № 18 г. Йошкар-Ола - дир. Г.Е. Пейсахович). Это образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений образования, культуры, спорта, государственных и общественных организаций.
Комплекс представляет собой дифференцированное единство разнообразных самостоятельных школ и центров, объединенных на основе единой целевой комплексной программы воспитания и обучения: средняя общеобразовательная школа, начальная школа, школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно-восстановительный центр.
Воспитательная система школы-комплекса является социально-педагогической структурой, упорядоченной не только относительно собственно педагогических целей, но и целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности.
Это познавательная деятельность, музыкальная, хореографическая, ИЗО-деятельность, спорт и производство.
Цель работы в данном случае сформулирована как создание воспитательной системы школы-комплекса, в которой обеспечиваются возможности развития личности каждого школьника в различных видах деятельности, в условиях дифференцированного обучения, на основе взаимодействия с окружающей средой.
Структурными подразделениями экспериментальной школы-комплекса № 18 Йошкар-Олы стали: школа раннего развития для детей пяти-шестилетнего возраста, начальная школа, общеобразовательная школа, школа искусств с отделениями музыки, живописи, хореографии и сценического искусства, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно-восстановительный центр.
Спортивная школа функционирует в режиме разнообразных видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, плавание, парусный спорт и т.д.), определяемых желанием учащихся.
Производственный комплекс представляет собой объединение школьных мастерских (по дереву, металлу, швейной и кулинарии) и созданных на их базе малых предприятий по производству мягкой мебели, индивидуальному пошиву одежды, изготовлению кондитерских изделий, оранжереи, а также лечебно-восстановительного центра с кабинетами лечебного массажа, подводного массажа, душа Шарко и циркулярного душа, ингалятория. В комплекс входит и стационарный лагерь труда и отдыха на базе совхоза «Овощевод».
& Технология дифференциации обучения по интересамв США. В Америке и некоторых европейских странах дифференциация обучения существует как система профилизации учебного плана школы. Профилизация начинается на 7-8 году обучения, в старших классах. Около 50% учебного времени отводится на обязательные предметы – «ядро», куда входит в основном пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов по выбору в каждом пакете.
Рекомендуемая литература
1. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. – М.: Аркти, 2000.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
3. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.
4. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1993. - № 1.
5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е.И. Соколова. Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
6. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Знание, 1989.
7. Каптерев П.Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М., 1982.
8. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Решение Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ //Вестник образования. – 2002. – декабрь
9. Кузина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988.
10. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. - 1992. - №3, 4.
11. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.
12. Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. - М., 1973.
13. Маанди Н.А. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - №3.
14. Ольшаникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983.
15. Основы эстетического воспитания / Под ред. А.К. Дремова. - М., 1975.
16. Селевко Г.К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс - Ярославль: ИУУ, 1993.
17. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей - М.: РИПКРО, 1996.
18. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С.А. Герасимова. - М., 1983.
19. Ситник А.П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных факультативных и внеклассных занятий. - М., 1979.
6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.
Э. Ильенков
Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий.
Границкая Антонина Степановна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, разработала авторскую технологию адаптивного обучения в школе.
Шадриков Владимир Дмитриевич (р. 1937 г.) - действительный член РАО, доктор психологии, профессор, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образования.
Индивидуализации обучения
Современное содержание образования рассчитано на среднего ученика и закреплено государственным образовательным стандартом. Индивидуальное же время, затрачиваемое учащимися на усвоение данного объема учебной информации, не совпадает со средним, отводимым официальным учебным планом. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения.
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.); 3) двое учащихся взаимодействуют между собой (взаимообучение) без непосредственного участия учителя. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми). Кроме того, исключительно индивидуальное обучение нецелесообразно: человек – существо социальное, которое формируется во взаимодействии с окружающим сообществом.
Индивидуальный подход – это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения – это: 1) направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов; 2) предоставление ребенку возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения; 3) деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности; 4) повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе.
Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.).
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостных педагогических технологий.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий индивидуализированногообучения, но связанных организационно с наличием класса и школы, являются следующие:
– проектный метод (см. гл. I);
– технология продуктивного образования;
– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
– адаптивная система обучения А.С. Границкой;
– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.