Идентификационная характеристика технологии профильного обучения
Согласно классификации, технологию профильного обучения можно характеризовать следующими показателями.
Уровень и характер применения технологии – весьма широкий: на уровне государственного планирования подготовки кадров – это метатехнология; на уровне управления региональной системой профессионального образования – отраслевые технологии; на уровне работы учебного заведения – модульные и локальные; обучение трудовым приемам, мастерству – микротехнологии.
Философская идея технологии больше всего выражена прагматизмом, хотя несомненна и ее близость к антропоцентризму.
Основные методологические подходы: практико-ориентированный, деятельностный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научные концепции освоения опыта: технологии в области физического труда – бихевиористские + деятельностные; в области умственного труда – интериоризаторские + развивающие; в области прикладного и художественного труда – гештальт-теория.
Ориентация на личностные сферы и структуры: ключевые компетентности.
Характер содержания и структуры: технократический, профессионально ориентированный по предметной области.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, а также поддержка, помощь.
Тип управления социально-воспитательным процессом: современное традиционное обучение + консультант; разнообразие типов.
Организационные формы: дифференцированные, групповые и индивидуальные, клубные.
Средства: практические, вербальные, наглядные.
Подход к ребенку: личностный, деятельностно-ориентированный.
Преобладающие методы: интерактивные, продуктивные, творческие.
Целевые ориентации технологии профильного обучения
Государственный и региональный уровень
¶ Расширение возможностей социализации, гражданского и социально-трудового становления учащихся.
¶ Развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности выпускников школы.
¶ Создание условий для осуществления дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
¶ Обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
¶ Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
¶ Подготовка подрастающего поколения к включению в процесс общественного труда.
Уровень учреждения
¶ Выявление интересов и склонностей, способностей школьников, ориентированное на выбор профиля обучения в старшей школе и направление дальнейшего профессионального образования.
¶ Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением;
¶ Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
¶ Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования
¶ Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
¶ Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
¶ Создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Уровень учащихся
¶ Формирование у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий.
¶ Овладение учащимися общетрудовыми, политехническими и некоторыми специальными технологическими знаниями.
¶ Ясное осознание учащимися смысла, содержания и технологии трудового процесса.
¶ Приобретение учащимися первичных знаний и умений, связанных с деловым общением, управленческой деятельностью, участием в коллективном труде.
¶ Овладение основами прикладной экономической и экологической подготовки.
¶ Усвоение начал предпринимательской деятельности.
¶ Развитие и самореализация личности ребенка
¶ Формирование творческой личности.
В процессе профильной и предпрофильной подготовки необходимо согласовать интересы четырёх сторон:
– выпускника учебного заведения – помочь ему решить проблему трудоустройства;
– общества – обеспечить его политическую и социально-экономическую стабильность;
– профессиональных учебных заведений и рынка труда конкретного региона,
– работодателей – помочь решить их кадровые проблемы.