I. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86)

1-1. Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя с учениками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде.

1-2. Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключение авторитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе. Вместо них широко применяются методы положительного стимулирования, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей.

1-3. Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при наличии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в ее достижение.

1-4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свободно участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориентировочную основу - опору, подсказку, помощь.

1-5. Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно-конспективные структуры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся и играющие роль опор, могут значительно повысить эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков.

1-6. Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.

1-7. Идея свободного выбора. Возможность свободного выбора ряда элементов (объектов, направлений, составляющих) учебной деятельности есть необходимое условие развития инициативы и творческого мышления (поведения) учащихся.

1-8. Идея опережения. Для возможно более полного и глубокого усвоения знаний большое значение имеет их «вызревание» в сознании, которому способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом.

1-9. Идея крупных блоков. Способ подачи учебной информации укрупненными дозами (блоками) дает возможность использовать резервы абстрактного мышления ребенка и приводит к улучшению результатов обучения.

1-10. Идея соответствующей формы. Дидактическая форма подачи учебного материала должна быть адекватна его содержанию.

1-11. Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведения ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся с целью формирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности.

1-12. Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений.

1-13. Коллективное творческое воспитание. Эффективнейшим средством осуществления принципов коллективного воспитания в современных условиях является включение детей в коллективную творческую деятельность по улучшению и совершенствованию окружающей их жизненной обстановки, обучение их коллективному общественному творчеству.

1-14. Творческий производительный труд. Производительный труд ребят должен быть обязательно творческим, т. е. направленным на улучшение, обновление, совершенствование окружающего мира.

1-15. Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов подразумевает участие ребят во всех делах и общественной жизни класса, школы вместе со взрослыми, на творческих началах соуправления.

1-16. Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские, взаимоуважительные и доверительные отношения учителей с детьми в школе должны быть перенесены и в сферу семейных отношений. Необходимо сделать семью союзником в воспитании и обучении детей.

1-17. Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учеником должен являться личностный подход, основанный на гуманистических идеях деятельной любви к детям, веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых.

1-18. Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики сотрудничества в детском коллективе предполагает наличие адекватных отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического коллектива школы.

Наши рекомендации