Философские основы педагогических технологий

Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии.

Так и любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознаваемом или неосознаваемом ее субъектами) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (пример: религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и др.).

Достаточно определенно философские позиции прослеживаются в содержании образования, в содержании учебных дисциплин. Однако часто в идеологической направленности различных школьных учебных дисциплин нет единства, общей философской основы, поэтому содержание школьного образования не приводит к образованию у учащихся целостной картины мира, отличается эклектичностью.

Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (пример: игровые технологии).

В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не представляется возможным.

Выделим лишь несколько альтернативных общественно-научных философских направлений, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм, технократизм и природосообразность, гуманизм, антропология, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, эзотеризм, космизм, коэволюционизм.

В российском банке образовательной информации, в учебно-методической литературе отражено прежде всего материалистическое философское направление (Л. Фейербах, Ф. Эн­гельс, В.И. Ленин): в мире нет ничего, кроме движущейся материи; материя – объективная реальность, данная нам в ощущении.

Антропологизм (Л. Фейербах, Кришнамурти, Н.Г. Чернышевский) – понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека на основе их природного происхождения. Антропологизм ставит задачу развития духовных сил, скрытых в человеке.

Гуманизм (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бекон, К. Роджерс) представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.

К философии гуманизма примыкают такие течения, как неомарксизм, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм и педагогические направления педологии, свободного воспитания, природосообразности. Идеи гуманизма лежат и в основе всех религиозных систем. Антигуманные философско-политические течения (фашизм, национализм, расизм, религиозный фанатизм и т.п.) исповедуют насилие, пренебрежение к человеку, неравенство.

Диалектика (Г. Гегель) – философское учение о всеобщей связи и взаимообусловленности, развитии как единстве и борьбе противоречий.

Идеализм (И. Кант, Платон) исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности вещного, материального мира, что сближает его с положениями о сотворении мира Богом (объективный идеализм). Субъективный идеализм представляет мир как продукт человеческого сознания.

Космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.) – мировоззрение, основанное на идее целостности мироздания, органической включенности в него жизни и сознаний. Русский космизм конкретизирует эту идею, присоединяя к ней учение о биосфере и ноосфере.

Коэволюционное мировоззрение (Н.Н. Моисеев, П. Тей­­яр де Шарден) представляет собой интеграцию природного и человеческого, материалистического и идеалистического, технократического и гуманистического начал на основе современного уровня человеческого познания мира. Человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природно-социальной сферой.

Метафизика (Андроник Родосский, Л. Фейербах), в противоположность диалектике, рассматривает вещи и явления вне связи друг с другом, как нечто законченное и неизменное, начало чего постигается лишь умозрительно, отрицает саморазвитие через противоречия.

В мировой педагогической науке и практике существует еще ряд альтернативных подходов к проблемам мироздания, на основе которых эффективно решаются задачи всестороннего (нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, физического) развития детей и молодежи.

Прагматизм (Д. Дьюи, П. Джемс). Концепция прагматизма (к которой примыкают и философские течения неопозитивизма, неофрейдизма) исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано прежде всего с индивидуальным опытом человека.

Ставя достижение индивидуального успеха главной целью жизни человека, сторонники прагматической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к общественному идеалу (современная неопрагматистская философия примиряет противоречия индивидуалистической позиции личности и гуманистической ее ориентации).

Природосообразность(от Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского до Ю. Одума, В.А. Анучина). Альтернативой сциентизму и технократизму является природосообразность; природосообразие – мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на естественные законы развития, а также принципы единства человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Р. Декарт) – вера в разум, в очевидность разумного обоснования (происхождения) всех проявлений природы и человека. Рассудочное мышление и мировоззрение сказывается в психологии, этике, эстетике, сводя, например, принципы нравственности – к рациональным мотивам, волю – к разуму и т.д.

Религиозная философия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская парадигма (ее гуманистическое содержание) имеет глубокие корни в народной педагогике, формирует у молодежи представления о добре и зле, нравственном поведении.

Сциентизм (П. Веблен, Г. Скотт, С. Чейз). Сциентизм (разновидность – технократизм) как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в системе культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внешнем подражании методам точных и технических наук: в искусственном применении математической символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации.

Фрейдизм (З. Фрейд) исходит из положения о безусловном доминировании биологического над социальным. В системе З. Фрейда личность человека имеет два имманентно присущих ей влечения: влечение к жизни, или половой инстинкт, и влечение к смерти, или разрушение. Инстинкт продолжения рода образует энергетический потенциал личности, источник активности, базис индивидуальности («Оно»). В силу социально-нормативных ограничений немедленное удовлетворение инстинктивной потребности невозможно – это осознает «Супер-эго». Между ними – «Эго», – полубессознательное, выполняющее компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемым способом его реализации.

Эзотерические учения основаны на эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. В эзотерической парадигме педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине, путь духовных исканий (esotericos – греч. – внутренний, тайный, скрытый). Сам человек (ребенок) становится цен­т­ром информационно-энергетического взаимодействия со всей Вселенной. Отсюда – первостепенное внимание к внутреннему миру человека.

Экзистенциализм – это «философия существования» (Ж.П. Сартр, С.Кьеркегор М. Хейдеггер, К. Яс­­перс, Н.А. Бердяев, О. Больнов). Экзистенциализм исходит из первичности внутреннего бытия человека, независимого от внешнего мира: «смысл жизни есть сама жизнь», «человек сам является своей единственной целью», «человек есть то, что он сам из себя делает». Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нравственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, отчаяние, враждебность к социуму). Неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гуманистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнятости, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру.

Методологические подходы к образовательному процессу

Подход – это методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педа­гогической деятельности.

В научной литературе понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:

1) основныепонятия, используемые в процессе изучения; управления и преобразования воспитательной практики, выступающие качестве главного инструмента мыследеятельности;

2) принципы как исходные положения или главные пра­вила осуществления педагогической деятельности; оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности;

3) методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наи­большей степени соответствуют избираемой ориентации.

Осуществление образовательного процесса с необходимостью требует использования определенных методологических подходов. Во-первых, применение образовательной технологии уже само по себе реализует технологический подход к учебно-воспитательному процессу. Во-вторых, философская основа технологии также представляет определенный философский подход. В третьих, подход существует как определенный акцент всей совокупности содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе. Имеют большое распространение следующие подходы.

Акмеологический подход– ориентация на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся в различных жизненных сферах. Akme (греч) – пик, вершина, высшая ступень чего-либо.

Валеологический подход – постановка во главу угла развития здорового образа жизни учащегося. Va le (лат.) – «будь здоров».

Гуманистический подход – это реализация в процессе образования гуманистических идей; гуманистическая философия в действии. Альтернативами гуманистическому подходу являются авторитарный, манипулятивный.

Детерминистский подход – в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия.

Деятельностный подход.Абсолютизируя роль деятельности, можно сформулировать этот подход так: «Личность человека формируется и проявляется только в деятельности».

Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутрен­ней деятельности. Первая слагается из специфических для че­ловека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит по­средством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а ис­пользует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.

Деятельно­сть рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка.

Диагностический подход – построение технологии на основе процедур диагностики.

Интегральный подход – направление деятельности, при котором объединяются (интегрируются) ряд важнейших объектов системы.

Информационный подход заключается в описании педагогического процесса в понятиях информатики (источник, приемник, канал информации, обратная связь и т.п.).

Коммуникативный подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в откры­тых взаимоотношениях с целью достижения прогнози­ру­емых конечных результатов.

Комплексный подход предполагает учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса.

Культурологический подход предполагает объединение в целост­ном непрерывном образовательном процессе специальных, обще­культурных и психолого-педагогических блоков знаний по кон­кретным научным дисциплинам, общечеловеческим и националь­ным основам культуры, на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности, в котором личность ребенка выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Личностно ориентированный подходозначает, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают, соответственно, включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.

Практико-ориентированный подход ставит одной из главных целей технологии практический результат.

Природосообразный подход – следование естественным, природным факторам развития ребенка.

Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем.

Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий открыты­х нелинейных самоорганизующихся систем, какими являются педагогические объекты.

Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.

Ситуативный, тактический, стратегический подходы – расчет деятельности на временной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зона ближайшего развития» и далекого будущего.

Социокультурный (культурно-исторический) подход исходит из того, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символи­ческой (т.е. совместной со взрослыми и опосредствованной знаками) деятельности.

Средовой подход подразумевает обязательный учет и использование педагогического влияния окружающей среды.

Стохастический (статистический) подход основан на допущении неопределенности, неоднозначности результата.

Целостный подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объединенный едиными обобщенными характеристиками. Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон.

Ценностный подход – ориентация на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.

В зависимости от основополагающей идеи построения оригинальных авторских технологий выделяют еще следующие подходы: образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный(В.В. Давыдов), мыследеятельностный (Ю.В. Гро­мыко, П.Г. Щедровицкий) и др.

Наши рекомендации