Методика предметного преподавания и технология
Широко распространенные понятия «методика обучения и воспитания» и, в частности, методикипредметного преподавания представляют отраслевые педагогические макротехнологии. Понятие «методика обучения (воспитания)» имеет большое сходство с «технологией».
Так же, как и «технология», «методика» выступает в трех четко выраженных областях: как теория, как регламент (алгоритм) деятельности и как педагогическая практика.
Методика преподавания учебной дисциплины представляет, так же, как и технология, часть педагогической науки, исследует закономерности процесса обучения, но она рассматривает передачу (изложение и усвоение) учащимся содержания только определенной дисциплины. Она характеризуется отношением «преподавание – предметное содержание – учение».
Педагогическая технология разрабатывает более общие закономерности формирования личности обучающихся, применимые к широкому кругу специальных областей, рассматривает отношения «преподавание – учение».
Название методике дает соответствующая научная дисциплина. Название технологии определяется той научной основой, которая используется в учебно-воспитательном процессе (ведущей парадигмой, принципом, подходом, основными методами и формами, закономерностями). Пример: технология развивающего обучения, технологии КСО.
Приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально».
Методика преподавания какой-либо дисциплины состоит из двух частей: общей и частной методики. Первая имеет общедидактическое содержание и может считаться метатехнологией. Вторая является цепочкой методических приемов (модульных и локальных технологий).
Известная триада «дидактика – общая методика – частная методика преподавания» перекрывает иерархию «метатехнология – отраслевая макротехнология – модульно-локальная технология». Поэтому эти понятия – методика преподавания и технология преподавания данной дисциплины – часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов. В технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны.
Технологии обучения данной дисциплины от соответствующих частных методик отличают:
а) Большая степень обобщенности, более широкая область применения.
б) Четкость формулировки целей, их диагностичность.
в) Более глубокая теоретическая разработанность.
г) Высокий уровень системного проектирования (наличие концепции, проработанность методологического, инструментального и личностного аспектов).
д) Более высокий уровень регламентации, алгоритмизации.
е) Более высокий уровень воспроизводимости.
ж) Более высокая степень устойчивости (гарантированности) результатов.
Но картина взаимосвязи терминов «методика» и «технология» осложняется тем, что термин «методика» имеет множество значений, отличающихся по уровню и области применения.
Методика преподавания учебной дисциплины содержит большое количество модульных и локальных методик (методики преподавания модулей, разделов, тем; методики организации и проведения различных форм занятий и мероприятий, методики формирования ЗУН, СУД, СЭН и др.).
В еще более узком значении термин «методика» применяется для обозначения некоторых микротехнологий и представляет собой алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.).
Все это существующее разнообразие приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
Пример: методика расчета погрешности входит в состав технологии лабораторных работ, а технология лабораторных работ является частью методики преподавания предмета.
В содержании глав «Энциклопедии» при характеристике отдельной технологии применяются заголовки «Особенности методики», или «Методические особенности». Термин «методика» здесь имеет собирательное значение как совокупность характерных особенностей применяемых в данной технологии методов и средств, локальных и микротехнологий, методик и методических приемов.
Технология и содержание образования
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и модернизаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя, с другой стороны, кардинальные изменения методов и форм влекут и глубокие преобразования целей и содержания. Таким образом, процессуальная и содержательная части образовательной технологии взаимосвязаны и стремятся к адекватному отражению друг друга.
Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство – школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении и содержания образования, и процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования. Более того, совокупность оригинальных, выдающихся, новых качеств учебника (учебного комплекса) позволяет выделять некоторые из них в качестве авторских технологий.